Управление маркетингом в спортивной организации
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Управление маркетингом в спортивной организации»
по дисциплине: «Маркетинг»
2021
45.00 BYN
Управление маркетингом в спортивной организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Маркетинг и его роль в управлении организацией
1.1 Понятие маркетинга, сущность концепций маркетинговой деятельности организации
1.2 Этапы процесса управления маркетингом
2 Управление маркетингом спортивной организации
2.1 Спортивный маркетинг
2.2 Управление спортивным маркетингом
3 Проблемы и перспективы управления частными спортивными организациями в Республике Беларусь
3.1 Текущее состояние частного бизнеса в спортивной сфере
3.2 Перспективы развития частных спортивных клубов Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня маркетинговых подход к управлению спортивной организацией является актуальным направлением для исследований. Во многом это связано с тем, что спортивные организации или клубы при грамотном использовании комплекса маркетинга, становятся главным элементом в международной конкуренции и политике. Спортивные бренды могут символизировать идеалы и ориентиры, на которые равняется основное население страны.
В условиях стратегических изменений особую значимость приобретает формирование нового подхода к стратегическому управлению спортивной индустрией, в том числе маркетингового, ориентированного на результативность маркетинговой деятельности, а значит соблюдение таких критериев, как определенность, готовность, соответствие и согласованность. При этом возникает потребность не только в разработке программы действий или комплекса мероприятий, как принято понимать маркетинговую стратегию, а главное – быть готовым к их внедрению.
Актуальность выбранной темы в современных рыночных отношениях обусловлена тем, что эффективное управление сферой физической культуры и спорта на всех уровнях требует соответствующего маркетингового обеспечения. Современные учреждения и организации физической культуры и спорта нуждаются в совершенствовании маркетинговой стратегии развития, которая способствовала бы реализации функции управления в соответствии с требованиями современного спортивного рынка с учетом внедрения инновационных технологий.
Объект исследования – маркетинг в спортивных организациях. Предмет исследования – особенности управления маркетингом в спортивных организациях.
Цель работы: анализ существующей ситуации уровня развития маркетинга в спортивных организациях, выявлении проблем в данной сфере и путей их решения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие маркетинга, сущность концепции маркетинговой деятельности организации;
- изучить этапы процесса управления маркетингом;
- охарактеризовать спортивный маркетинг;
- изучить теоретические аспекты управления спортивным маркетингом;
- изучить текущее состояние частного бизнеса в спортивной сфере;
- рассмотреть перспективы развития частных спортивных клубов в Беларусь.
В ходе выполнения работы использовались такие методы как: описание, систематизация, сравнение, а также аналитический, статистический и графиче-ский методы.
При подготовке данной курсовой работы была использована научная и учебная литература, статьи периодической печати, интернет источники, с целью наиболее полно раскрыть теоретические и практические аспекты управления маркетингом в спортивной организации.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что реализация содержащихся в ней рекомендаций будет способствовать оптимальному развитию и повышению эффективности деятельности спортивных организаций.
1 Маркетинг и его роль в управлении организацией
1.1 Понятие маркетинга, сущность концепций маркетинговой деятельности организации
Успех в бизнесе напрямую зависит от успеха в маркетинге. Именно он помогает сделать так, чтобы покупатель выбирал нужные ему товары и приходил за ними неоднократно. Успешный бизнесмен знает, что хочет потребитель, и старается обеспечить его этим. Главным образом маркетинг в сфере малого бизнеса может быть определен так – это предложение покупателем того, чего они хотят, по приемлемой цене, в приемлемом для них месте и с необходимой долей рекламной информации, чтобы они предпочли наш товар, товарам конкурентов. Однозначно, что введение маркетинга в хозяйственную деятельность предприятия способствует его развитию и повышению эффективности его деятельности [6, c 105].
Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого заключаются в установлении цели, планировании, организации, мотивации и контроле [1, с. 54].
Главная цель – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению [1, с. 55].
Приоритетная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности. При исследовании компании как целостной социально-экономической системы соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого.
В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной системой – маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону. В действительности роль и значение маркетинговой концепции управления значительно шире. Она представляет собой образ мышления управляющих и всего персонала организации.
Особенности такого подхода состоит в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность.
Величина и динамика данных характеристик определяются рыночными возможностями организации и состоянием рынка.
2 Управление маркетингом спортивной организации
2.1 Спортивный маркетинг
Спортивный маркетинг – это подразделение маркетинга, которое фокусируется как на продвижении спортивных событий и команд, так и на продвижении других продуктов и услуг через спортивные мероприятия и спортивные команды. Это услуга, в которой продвигаемый элемент может быть физическим продуктом или торговой маркой. Цель состоит в том, чтобы предоставить клиенту стратегии по продвижению спорта или продвигать некоторые другие продукты, услуги, бизнес или занятия спортом [4, c.277].
В своём обиход маркетинг в сфере спорта использует следующие инструменты:
1) реклама спортивного события (на щитах, объявление в газете, по радио);
2) участие спортсменов в рекламных съёмках;
3) выпуск продукции с использованием изображений популярных деятелей спорта; выступление спортсмена в одежде, предоставляемой спонсорами [4, c.278].
Спортивный маркетинг включает в себя: трансляцию, рекламу, социальные сети, цифровые платформы, продажи билетов и отношения с общественностью. Спортивный маркетинг делится на три сектора. Во-первых, реклама спортивных и спортивных ассоциаций, а также спортивных команд. Во-вторых, использование спортивных мероприятий, спортивных команд и индивидуальных спортсменов для продвижения различных продуктов. В-третьих, содействие спорту общественности в целях расширения участия.
В первом случае продвижение напрямую связано со спортом. Во втором случае продукты могут, но не обязательно, иметь непосредственное отношение к спорту. Когда продвижение касается спорта в целом, использование такой стратегии называется «Маркетинг спорта». Когда продвижение не касается спорта, но спортивных соревнований, спортсмены, команды или лиги используются для продвижения различных продуктов, стратегия деноминирована «Маркетинг через спорт». Когда продвижение идет через расширение участия среди общественности, это называется «Спортивный маркетинг для массовых коммуникаций». Для продвижения продуктов или услуг компании и ассоциации используют различные каналы, такие, как спонсорство команд или спортсменов, телевизионная или радиореклама во время различных спортивных мероприятий и торжеств, или рекламы на спортивных площадках [9].
Как и во всех секторах бизнеса, спортивные предприятия также полагаются на сегментирование рынка, чтобы эффективно продавать себя. Спортивные мотивации отличаются по ряду признаков, в том числе и мотиваций для участия в спортивных мероприятиях, эмоциональная привязанность, экономические вложения, идентичности и верность. Эти атрибуты также делают спорт отличным от других видов развлечений, поскольку спортивные фанаты ведут себя иначе, чем потребители других продуктов и услуг.
3 Проблемы и перспективы управления частными спортивными организациями в Республике Беларусь
3.1 Текущее состояние частного бизнеса в спортивной сфере
Рассматривая спорт как современный социально-экономический феномен, прежде всего следует отметить уникальность его отраслевой принадлежности и места в общественном разделении труда. Эта уникальность заключается в следующем. С одной стороны, спорт всегда является органичной составной частью национальной экономики каждой страны и тем самым содержит в себе характерные признаки ее экономической модели. С другой – спорт естественным образом глубоко интегрирован в международную финансово-экономическую систему через деятельность международных спортивных федераций, спортивных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и т.д.), спортивных лиг.
Рыночная экономика основана на ряде фундаментальных принципов, к числу которых относятся: многообразие форм собственности; рыночное ценообразование; договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.); ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность; право собственника на присвоение прибавочной стоимости.
Применительно к спортивной отрасли Республики Беларусь можно говорить о различной степени глубины реализации каждого из этих принципов на практике. Если анализировать разнообразие форм собственности, то спортивные структуры организованы по самому широкому спектру возможных форм правовых и имущественных отношений. Среди них имеют место общества с ограниченной ответственностью (ООО ФК «БАТЭ»), закрытые акционерные общества (хоккейный клуб «Динамо» Минск, ФК «Динамо» Минск»), акционерные общества, общественные организации (БФСО «Динамо»), частные унитарные предприятия, государственные (коммунальные) (ГУ Гандбольный клуб «СКА» Минск, ГУ хоккейный клуб «Юность» Минск), иностранные предприятия. По данному критерию уровень «рыночности» спортивной отрасли нашей страны вполне соответствует международным стандартам [13, c.197].
Договорные отношения между хозяйствующими субъектами также органичный элемент рыночной спортивной экономики нашей страны, основанный на действующем законодательстве. Особенностью проявления этого принципа в сфере спорта выступает то, что в большинстве случаев (прежде всего это касается институциональных отношений в игровых видах спорта) субъектами рыночных договорных взаимодействий являются собственники клубов и общественные организации в лице спортивных федераций. Причем в силу того, что последние выступают в качестве организаторов спортивных соревнований (чемпионатов), они обладают значительными властными полномочиями по отношению к частным структурам. Такую конфигурацию договорных отношений не часто встретишь в других отраслях экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под маркетингом понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах.
Маркетинг – это не просто инструмент продвижения товара, это система взаимодействия всех его составляющий элементов друг с другом, которая образует целостную картину позиции предприятия на рынке, перспектив развития и угроз. Маркетинговая деятельность не заключается только в рекламе или в анализе, это в первую очередь система решения стратегических задач в бизнесе через организацию эффективной службы маркетинга и реализацию маркетинговых функций (в том числе это сбор информации, анализ, выявление проблем и подбора методов их оперативного разрешения).
В истории развития маркетинга выделяют шесть концепций: концепция совершенствования производства, товарная концепция (концепция совершенствования товара), сбытовая (концепция интенсификации коммерческих усилий), традиционный маркетинг (рыночная концепция), социально – этический маркетинг, стратегический маркетинг.
Управление маркетингом на практике осуществляется путем выполнения задач маркетинга, таких как исследование рынка, определение сегментов рынка и выбор приоритетных, позиционирование продукции, разработка привлекательного для потребителя товарного ассортимента, внедрение на рынок новых продуктов, проведение гибкой ценовой политики, нахождение и подбор эффективных каналов сбыта, коммуникационная деятельность.
Спортивный маркетинг – это подразделение маркетинга, которое фокусируется как на продвижении спортивных событий и команд, так и на продвижении других продуктов и услуг через спортивные мероприятия и спортивные команды. Выделяют три стратегические области спортивного маркетинга на основании типологии продуктов и уровня их интеграции в спорт: маркетинг спорта; маркетинг через спорт; массовый спортивный маркетинг.
Анализ опыта практической деятельности спортивных организаций различного типа стал основой для разработки различных систем согласованных действий по управлению маркетингом. Одной из таких моделей, отвечающих современным требованиям индустрии спорта, может выступать модель управления процессом спортивного маркетинга SOVATIC. Структура SOVATIC модели включает в себя определение субъекта маркетинга (Subject), объектов маркетинга (Object), общего позитивного представления о будущем объекте – видение (Vision), анализ маркетинговой среды объекта маркетинга (Analyses), постановку конкретных целей и выбор стратегий их достижения (Targets), разработку комплекса маркетинговых инструментов (Instruments), мониторинг и контроль процесса маркетинга (Control).
1 Акулич, И.Л. Основы маркетинга : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: БГЭУ, 2015. – 538 с.
2 Антонов, В. Н. Механизм реализации стратегии развития спортивного маркетинга / В. Н. Антонов, А. А. Ювко // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2020. – № 2(33). – С. 131-138.
3 Башаримова, С.И. Основы маркетинга: Курс лекций / С.И. Башаримова, М.В. Дасько – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2017. – 106 с.
4 Белякова, Е. В. Спортивный маркетинг / Е. В. Белякова, В. М. Крылов // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 11(27). – С. 276-278.
5 Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс., 2016. – 704 с.
6 Данченок, Л.А. Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.А. Данченок [и др.]; под редакцией Л.А. Данченок. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
7 Карпова, С.В. Маркетинг. Практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С.В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
8 Колесина, К. Основные отличительные особенности спортивного маркетинга / К. Колесина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 11-2(69). – С. 47-50.
9 Кондратова, Е. С. Спортивный маркетинг / Е. С. Кондратова // Studium. – 2016. – № 4-2(41). – С. 16.
10 Лукина, А.В. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
11 Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Финуниверситет; Российская ассоциация маркетинга; колл. авт. под общ. ред. С.В. Карповой – М.: Юрайт, 2016. – 408 с.
12 Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко. – М.: Инфра-М, 2015. – 282 с.
13 Репкин, С. Б. Институциональные основы функционирования рыночной модели в спорте Республики Беларусь / С. Б. Репкин // Экономический вестник Донбасса. – 2017. – № 3(49). – С. 196-209.
14 Роль частных инвестиций в сфере физической культуры и спорта / О. В. Савельева, Л. А. Иванова, В. И. Шеханин, А. В. Анисимова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1(179). – С. 241-245.
15 Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учеб. пособие / Г. А, Савчук, Ю. В. Мокерова. – М., 2014. – 220 с.
16 Скороходов, С. Н. Маркетинг в системе управления спортивной организацией / С. Н. Скороходов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 21. – № 4(21). – С. 165-170.
17 Суворова, О. А. Спортивный маркетинг: понятие и характерные особенности / О. А. Суворова, К. Ю. Акулова // Центральный научный вестник. – 2019. – Т. 4. – № 24(89). – С. 7-8.
18 Федосеева, А. А. Сущность маркетинга, его этапы и концепции развития / А. А. Федосеева // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова : Материалы конференции, Белгород, 30 апреля – 20 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. – С. 5876-5880.
19 Фролова, А. А. Маркетинг в системе управления спортивным брендом / А. А. Фролова // Актуальные вопросы права, экономики и управления : сборник статей XXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 апреля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 45-47.
20 Эффективные инструменты спортивного маркетинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolshoisport.ru/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты