Роль туристической индустрии в развитии национальной экономики Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль туристической индустрии в развитии национальной экономики Республики Беларусь»
по дисциплине: «Экономика и управление туристической деятельностью»
2021
45.00 BYN
Роль туристической индустрии в развитии национальной экономики Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика и управление туристической деятельностью
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
1 Сущность туризма как вида экономической деятельности
1.1. Сущность понятий «туризм» и «туристическая индустрия»
1.2 Показатели развития туристической индустрии
1.3 Методика анализа и взаимосвязь макроэкономических показателей
2 Оценка состояния туристической индустрии и ее вклада в национальную экономику Республики Беларусь
2.1 Тенденции развития туристической индустрии в Республике Беларусь
2.2 Экономические показатели развития туризма
2.3 Оценка влияния тур индустрии на основные макроэкономические показатели
3 Повышение роли туристической индустрии в развитии национальной экономики Республики Беларусь
3.1 Перспективные направления развития туризма и увеличения его доли в структуре ВВП
3.2 Направления развития внутреннего и въездного туризма в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день туризм является наиболее прогрессивно развивающейся индустрией в мире. Значение туризма регулярно возрастает, нередко туризм становится неотъемлемой частью жизни человека. Организация содержательного туристического отдыха становится важной задачей, а с точки зрения спроса туризм занял первое место среди иных видов отдыха. Таким образом, на сегодняшний день, туризм стал крупной сферой по обслуживанию рекреационных потребностей человека.
Помимо этого, туризм оказывает огромное влияние на экономику, социальное развитие, культуру определенного государства. Сегодня туризм является одним из главных работодателей в мире. Значение данного вида отдыха в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу, а также одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.
Туристический потенциал различных государств представляет собой очень трудное понятие, сложное для однозначной трактовки и оценки. Данный факт во многом зависит от того, что основой туристического потенциала являются разные по своему происхождению и сути объекты культурного, природного, а также исторического наследия каждого конкретного государства. При этом значительное влияние на показатели степени привлекательности данной направленности оказывают несколько внешних факторов политического, экономического, культурного, социального, а также психологического характера.
В данный момент роль туризма во всём мире постоянно растёт, это связано с увеличением влияния туризма на роль в жизни людей, а также на экономику стран в целом. Большая часть услуг в туризме реализовывается с наименьшими потерями, туризм влияет на мировую экономику – всё это является отличительной чертой туризма. Туристические фирмы в современных условиях рыночной экономики всё больше осознают значимость и необходимость разработки новых услуг и продуктов.
Как и другие страны, Беларусь имеет все основания для внедрения инноваций с целью развития отрасли, но, к сожалению, не все компании имеют возможность применять их на практике, потому что эта деятельность характеризуется высоким уровнем риска и неопределённости, а также существует сложность в прогнозировании конечных результатов. Исходя из перечисленного, тема особенностей развития туризма в современных условиях является актуальной для изучения.
1 СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятий «туризм» и «туристическая индустрия»
Современные тенденции развития рынка туристских услуг свидетельствуют о сохранении туристской отраслью устойчивых позиций среди других направлений торговли услугами и отдельных секторов национального хозяйства в целом.
В современной научной литературе существует большое количество подходов к определению понятия туризма. Все их можно разделить на несколько групп в зависимости от той концепции, которая положена в основу определения туризма. В соответствии с этим туризм – это:
˗ особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворение специализированного интереса;
˗ движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание в объекте интереса;
˗ особая форма умственного и физического воспитания, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
˗ популярная форма отдыха, проведения досуга;
˗ отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства (это так называемый промышленный подход в определении туризма);
˗ сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг потребителя (с точки зрения теории маркетинга) [36].
Таким образом, можно констатировать, что туризм в современном мире – явление сложное и достаточно противоречивое. В настоящее время сложилось несколько взглядов на туризм, преобладающим из них является утверждение того, что туризм – это вид экономической деятельности, что и подтверждается существующими нормативно-правовыми актами.
Однако роль туризма в современном мире гораздо сложнее и глубже, она выходит за рамки национальной и даже мировой экономики. Современный туризм – это мощное общественное движение, объединяющее сотни миллионов людей в борьбе за сохранение окружающей среды и историко-культурного наследия, укрепления контактов и ведение межкультурного диалога.
Современная туристическая индустрия складывается под влиянием как социально-экономических факторов, так и субъективных изменений в мировоззрении населения.
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ЕЕ ВКЛАДА В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития туристической индустрии в Республике Беларусь
Сегодня туризм является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики во всем мире. Основными источниками, формирующими спрос на туристическом рынке, выступают деловые контакты, активный и познавательный туризм. Основным центром притяжения туристического потока является г. Минск (далее туристический поток расходится по остальным регионам).
Сегодня в Беларуси реализуется ряд государственных программ, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны, направленные на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.
Республика Беларусь является членом Многостороннего агентства по гарантиям и инвестициям. Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» [20] гарантирует защиту от национализации; беспрепятственный перевод прибыли (доходов) за рубеж; равенство и недискриминацию инвесторов. Новый указ «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» [21], вступивший в силу 27 июля 2018 г., позволяет гражданам 74 стран мира находиться на территории Беларуси без визы в течение 30 дней. Безвизовый въезд в Беларусь распространяется на европейские страны (вместе с Евросоюзом), а также Бразилию, Индонезию, США, Японию и другие страны.
Сегодня в Республике Беларусь действует 5 преференциальных режимов инвестирования, в частности свободные экономические зоны, инвестиционный договор, малые и средние города, юго-восточный регион Могилевской области, индустриальный парк «Великий камень».
Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Перспективные направления развития туризма и увеличения его доли в структуре ВВП
Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие системного влияния региональной дестинации на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Статистический анализ подтверждает тесную прямую связь между ростом туристических потоков и основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и ее регионов. Все это в комплексе дает возможность говорить о развитии сферы туризма как об одном из ключевых направлений реализации потенциала экономического роста и социально-экономического развития на местном, региональном и республиканском уровнях.
Туристские организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют (создают) туристские услуги (туристский продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками и координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов.
Туристские предприятия представляют собой важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». Для поддержания успеха компании, необходимо постоянно искать новые пути совершенствования деятельности туристического предприятия.
Концепция эффективной деятельности предприятий туризма должна быть направлена на обеспечение экономической, организационной и правовой среды для создания современного туристического предприятия.
Стратегия развития рынка – разновидность стратегии интенсивного роста. Она означает адаптацию существующих у предприятия товаров к новым рынкам сбыта. Эта стратегия может быть реализована по двум основным направлениям: через привлечение новых сегментов рынка к существующему товару предприятия либо путем выхода предприятия с существующим у нее товаром на новые территориальные рынки сбыта.
Необходимо провести анализ перспектив предприятия, т.е. выяснить неблагоприятные тенденции, опасные зоны предпринимательства, установить, где предприятие может иметь наилучшие шансы для развития, оценить возможность появления различных чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать воздействие на выбранную линию развития. Удачное определение перспектив позволит предотвратить выход фактических результатов деятельности за пределы оцененного диапазона развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, туризм – это самая прогрессивная и выгодная индустрия в мире, способствующая развитию экономики и социальному обеспечению в государствах. По этой причине большое количество стран инвестирует именно туризм. Прогрессивному развитию туризма поспособствовало увеличение дохода и свободного времени среди населения, а также изменение ценностных установок в обществе. Современные условия в мире предопределили следующие особенности развития индустрии туризма: увеличение инвестирования, частый характер туров, технологизация туристического бизнеса, детализация туристического рынка, интеграция туристических компаний, улучшение качества обслуживания, популяризация международных стандартов качества обслуживания, а также появление новых видов туризма.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда. Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Прослеживается тесная взаимосвязь экономики и туризма, т. о. развивая туристский сектор можно вывести экономику региона или страны в целом на новый, более высокий уровень. Также, следует отметить, что стабильная экономика, может привлечь инвестиции из других стран. Инвестиции поступают в те страны, где можно будет извлечь дальнейшую прибыль. Инвесторы приносят с собой новые технологии, что повышает качество продукта или услуги, а также появляются новые рабочие места, что, опять же, скажется благоприятным образом на экономике региона, страны.
Сегодня туризм является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики во всем мире. Основными источниками, формирующими спрос на туристическом рынке, выступают деловые контакты, активный и познавательный туризм. Основным центром притяжения туристического потока является г. Минск (далее туристический поток расходится по остальным регионам).
В рассматриваемом периоде отмечалось сокращение числа организаций, осуществлявших туристическую деятельность, с 1544 ед. до 1348 ед. или на 12,69 %.
1. Аношко, Я. И. О формировании и продвижении конкурентноспособного туристического продукта Белорусского Полесья // Беларусь туристическая. – 2012. - №2. – С.21-25.
2. Ваген Л. Гостиничный бизнес / Линн ван дер Ваген. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.
3. Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-metodom-ispolzovaniya-dohodov/2019-god/.
4. Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-metodom-ispolzovaniya-dohodov/2020/.
5. ВВП и инфляция [Электронный ресурс] // Дружи с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Режим доступа: https://ad.theoryandpractice.ru/minfin/macroeconomic.
6. Влияние туризма на ВВП [Электронный ресурс] // SAMTIDA KULTUR. Режим доступа: https://jworgru.blogspot.com/2019/02/blog-post_171.html.
7. Все о туризме. Туристическая библиотека: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. tourlib. net. .
8. Генеральная схема размещения зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на период до 2030 года. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 1031. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2716.
9. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. – 280 с.
10. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
11. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие. / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: Кнорус, 2010. - 576 с.
12. Зорин И.В. Туристика: монография / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 2001. – 288 с.
13. Какими новыми видами туризма привлекает Беларусь иностранных гостей? / Издательский дом «Звезда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zviazda.by/ru/news/20191227/1577431765-kakimi-novymi-vidami-turizma-privlekaet-belarus-inostrannyh-gostey.
14. Квартальнов В. А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
15. Костючков А. Проблемы формирования благоприятного международного туристического имиджа Беларуси/ А. Костючков // Беларуская думка. — 2011. — № 2. — С. 114–115.
16. Любицева О. О. Рынок туристических услуг. – К.: Альтерпрес, 2002. – 436 c.
17. Мурина И. Беларусь теперь может оценить вклад туризма в экономику. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rest.ej.by/competent/2018/02/15/belarus-teper-mozhet-otsenit-vklad-turizma-v-ekonomiku.html.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
19. О туризме: Закон Республики Беларусь // Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года. Одобрен Советом Республики 18 ноября 1999 года.
20. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З // Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053.
21. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ № 300 от 7 августа 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-300-ot-7-avgusta-2019-g-21740.
22. Олийник Я. Б. Научный статус туризмологии / Я. Б. Олийник, А. В. Степаненко. - М.: Финансы и статистика, 2004. – №55. – С.3-10.
23. Османова Э.У., Павленко И.Г. Особенности статистического анализа туристкой дестинации / Проблемы и перспективы развития статистики на современном этапе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – 2016. – С. 62-66.
24. Официальный сайт Белагротрэвел. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trakt.by.
25. Официальный сайт Белтурист. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belturizm.by/about/tury-po-belarusi/.
26. Официальный сайт Виаполь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://viapol.by/about.htm.
27. Официальный сайт Прайм-Тур. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarusprimetour.by/.
28. Павленко И.Г. Многоуровневая система подготовки экономических кадров в концепции устойчивого инновационного развития страны / Коллективная монография под науч. ред. Н. В. Парушиной. – Орел, 2014 – С. 164-177.
29. Развитие туризма, деятельность туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь за 2019 год: Национальный Статистический Комитет Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/46f/46f64b38d0f1d0895d79b8c1ca8489aa.pdf.
30. Развитие туризма, деятельность туристических организаций, средств размещения Республики Беларусь за 2020 год: Национальный Статистический Комитет Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/turizm/statisticheskie-izdaniya/index_22252/.
31. Список сертифицированных туристических организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/tourists-belarus-ru/.
32. Траскевич, А.Г. Факторы формирования конкурентоспособности санаторно-курортного турпродукта / Анастасия Геннадьевна Траскевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2010. – №3. – С. 56 – 73.
33. Труд и занятость в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_18062/.
34. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь, 2019: Статистический сборник. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 31 с. [Электронный ресурс]. – https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/a06/a06b90126c68f9c8af149e61bd29a283.pdf.
35. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь, 2020: Статистический сборник. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – 32 с. [Электронный ресурс]. – https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/977/977eaf21ce671ba5e521f8b05fdc6e99.pdf.
36. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/slavin2.htm.
37. Тырышкина Е. М. Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций // Молодой ученый. — 2011. — № 6. Т.1. — С. 173-175.
38. Яценко Б.П. Концепция индустрии туризма. // Наукові дослідження для потреб туризму: матеріали «круглого столу». – Киев: Обрії, 2006. - 350 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты