Введение
Взаимодействие матери и ребенка играет важную роль в его развитии. Благодаря эмоциональному общению с матерью у детей формируется отношение к людям, к миру, к себе. Стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой – предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь. В психологической науке существует множество направлений по изучению взаимоотношения матери и первого ребенка после рождения второго. Вместе с тем, данная тема остается актуальной в современном обществе, поскольку все больше семей воспитывают двух и более детей.
Объект исследования: эмоциональное отношение матери к старшему ребенку
Предмет исследования: особенности отношения матерей к старшему ребенку при рождении младшего.
Цель: изучить особенности отношения матерей к первому ребенку при рождении второго.
Задачи:
- дать характеристику системе взаимоотношений матери и старшего ребнка после рождения младшего;
- выявить особенности эмоциональной стороны взаимодействия матери и старшего ребенка до и после рождения младшего (чувствительности к эмоциям ребенка, принятие, поведенческих проявлений воздействия);
- изучить особенности взаимодействия матери и старшего ребенка до и после рождения младшего.
Методики для эмпирической части: анкета для родителей (Е.И. Захарова), опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
1. Теоретические аспекты изучения материнского отношения к первому ребенку при появлении второго
1.1 Формирование материнской готовности
Материнство – это институт, который сформировался на протяжении значительного исторического периода времени. Его изменения носят как социокультурный, так и психологический характер. Вместе с тем, по сей день понятие «материнства» повержено изменениям, в связи с тем, что для современной женщины все чаще стоит выбор между реализацией карьеры и рождением ребенка.
В зарубежной психологии существуют ряд подходов к пониманию материнской готовности (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Подходы к материнской готовности
Проведем анализ исследований в области изучения отношений матери и ребенка:
1. В.А. Рамих, М.И. Лисина, А. Фрейд, Р. Шпиц, Э. Фромм и др. в своих исследованиях уделяли внимание значимости материнского поведения и материнского отношения для индивидуального развития ребенка и для онтогенеза женщины.
2. В.И. Брутман [6], А.И. Захаров [10], Г.В. Скобло [22] и др. занимались изучением девиантного материнства.
3. О.В. Баженова [4], О.А. Копыл [4], Ю. Мещерякова [13] и др. посвятили свои исследования психологической готовности к материнству.
4. М. Мид утверждала, что женщины сами по себе имеют материнскую готовность и обучить их отрицанию материнских качеств невозможно [14]. В ее исследованиях прослеживается позиция о том, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью.
2. Изучение особенностей отношения матери к старшему ребенку при появлении младшего
2.1 Описание хода и методов исследования
В исследовании, особенностей отношения матери к первому ребенку при появлении второго, приняли участи 20 матерей, воспитывающих двух детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для объективного изучения выборки, участницам исследования было предложено заполнить некоторую информацию о себе (возраст, семейное положение) перед анкетированием (Приложение 1). Описание основных социальных показателей выборки отражено на рисунке 2.1.
Таким образом, в исследовании наибольшее количество женщин (45%), которые приняли участие в исследовании находились в возрасте более 30 лет. 85% из респондентов находились в браке.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики: анкета для родителей (Е.И. Захарова), опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
1. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захарова предназначена для исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, а именно чувствительности к эмоциям ребенка, принятие, поведенческих проявлений воздействия. Опросник содержит 66 утверждений.
Матерям данная анкета предлагалась дважды. В первом варианте предложенной анкеты говорилось об отношении матери к старшему ребенку до появления младшего.
При первом предъявлении у респондента создавалась установка на погружение в состояние прошлого времени, до момента появления младшего ребенка, когда старший был единственным (Приложение 1). Во втором варианте предложенной анкеты говорилось об отношении матери к старшему ребенку после появления младшего. (Приложение 2)
Данные опросники позволили опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия (указать) в диаде мать-ребенок.
Интерпретация показателей:
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Формирование готовности к материнству начинается, как правило, задолго до зарождения ребенка. Об этом говорили многое ученые-психологи. От того, насколько позитивно мать относится к рождению ребенка, будет зависеть воспитательный аспект. Формируя установку на позитивное материнство (родительство), можно способствовать преодолению в будущем возможных девиаций в исполнении женщиной (родителями) своей важнейшей социальной функции.
2. Роль матери и ее поведение являются решающими в дальнейшем психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка.
3. Особенности функционирования системы взаимоотношений матери и старшего ребенка определяются способностью матери к осуществлению коммуникативной функции, эмоциональным фоном в семье и стратегией семейного воспитания.
4. Обобщая результаты полученных в ходе исследования мы можем выделить некоторые черты взаимоотношений матери и старшего ребенка после рождения младшего: отношение матери к старшему ребенку после рождения младшего в значительной степени меняется: снижается уровень безусловного принятия, уменьшается способность матери понимать причины эмоционального состояния ребенка. Отметим, что эмоциональная близость возрастает за счет стремления ребенка обратить на себя все внимание матери; преобладает стремление матери постепенно включать старшего ребенка в совместную деятельность по воспитанию младшего.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
3. Аронсон, Э. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] / Э. Аронзон. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 254 с.
4. Баженова, О.В., Баз, Л.Л., Копыл, О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. – 1999. – №4. – С. 35-42.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2005. – 433 с.
6. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман // Психологический журнал. – 2000. – №2. – С. 79-87.
7. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений: дисс. на соискание учен. степени канд. психол. наук // А.Я. Варга. – М., 1986. – 26 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 342 с.
9. Динакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Динакин // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 8-12
10. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 144 с.
11. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М: Академия, 2007. – 232 с.
12. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Правда, 1987. – 190 с.
13. Мещерякова, С.Ю., Авдеева, Н.Н., Ганошенко, Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996 – 39 с.
14. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид – М.: Наука, 1989. – 397 с.
15. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик, В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. – 184 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
17. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
18. Рубинштейн, С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.
19. Руфо, М. Братья, сестры, болезнь любви / М. Руфо. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с.
20. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
21. Слепкова, В.И. Психология семьи: учебно-методическое пособие / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. – Мн.: БГПУ, 2007. – 345 с.
22. Скобло, Г.В., Баз, Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. – М., 2003. – С.101-102.
23. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей / А.С. Спиваковская. – 2-е изд. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 175 с.
24. Филиппова, Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии [Текст]: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А. Н. Васина. – М.: УРАО, 2005. – С. 62-65.
25. Филиппова, Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие [Текст] / Г. Филиппова. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 220 с.
26. Шенбек, Э. Старший, средний, младший / Э. Шенбек. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 240 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.