Введение
Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.
Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Процесс решения задач, по мнению методистов, оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения таких умственных операций как: анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, сравнение и обобщение. Но на практике учащиеся нередко не умеют выделить искомые и данные, установить связь между величинами, входящими в задачу; составить план решения; выполнить проверку полученного результата. Анализ методической литературы (М.А. Бантова, М.И. Моро, Л.М. Фридман) показывает, что работа над задачей включает в себя нескольких этапов. Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (Л.М. Фридман, П.Б. Эрдниев, М.А. Бантова) обращают особое внимание на последний этап – работе с задачей после её решения, и обозначают данный вид работы как эффективный метод формирования у детей понимания смысла и особенностей составных задач. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи [2], [14], [23], [25].
Многие авторы (Н.Б. Истомина, М.И. Моро, С.Е. Царева и др. [6], [14], [методика столяра]) считают, что в процессе составления и преобразования задач
1 Теоретические основы обучения решению текстовых задач
1.1 Роль текстовых задач в процессе обучения математике
Ведущие цели математического образования определяются местом и ролью математики как науки в современном обществе. Математическое образование на современном этапе характеризуется вниманием к школьнику, к его возможностям и потребностям, к его самопознанию, саморазвитию, его отношению к природе, окружающим людям и к самому себе.
Одной из важнейших целей школьного математического образования является формирование у школьников умения строить математические модели простейших реальных процессов, изучать эти процессы по их математическим моделям, умение видеть общее в процессах, описываемых одной и той же математической моделью. При этом важны как алгоритмическая, так и эвристическая составляющие в деятельности учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Понятно, что в достижении указанных целей важная роль принадлежит текстовым (сюжетным) задачам.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время решение задач способствует развитию логического мышления. Однако, в то же время работа над текстовой арифметической задачей является наиболее проблемной частью изучения математики для большинства детей, так как данный процесс постоянно усложняется (вводятся новые трудные понятия, алгоритмы вычисления и т. п.), что требует от младшего школьника применения умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, обобщения. Тем не менее, способности у всех учащихся разные, а задача учителя – «сформировать у всех детей общекультурный, базовый уровень математических представлений и способов
2 Моделирование как средство формирования умения решать текстовые задачи
2.1 Результаты анализа учебников математики и программных требований для 4 класса
Во всех существующих учебниках математики для начальной школы занимательные и нестандартные задачи предлагаются как дополнительные (со «звездочкой»), способы их решения рассматриваются только в методических пособиях, а не в учебнике и последовательно, пошагово, не выстроены. Особенность учебника математики «Математика, 4 класс» (Т.М. Чеботаревская, В.Л. Дрозд, А.А. Столяр) состоит в том, что в них ведется систематическая работа по ознакомлению учащихся с принятыми в математике подходами к решению таких задач. В итоге из задач нестандартных, предназначенных только для «сильных» учеников, они становятся достоянием всех [9], [10].
В основе построения данного курса лежит также идея о том, что обучение математике должно обеспечивать высокую алгоритмическую подготовку учащихся, а также формировать у них представления о моделях и моделировании как элементах способов научного познания. Термины «модель», «моделирование» не встречается на страницах учебника, но задания с образцами наглядных схем активно используются, причем не только в задачах на движение, процессы и с геометрическим содержанием (приложение А), как это было еще 10 лет назад. Т.е. учащиеся учатся моделировать на примере самых различных жизненных ситуаций в количественном выражении: задачах на деление (размещение, распределение) объектов на равные части или поровну; задачах на покупку товара, на выполнение работы и т.д., предусмотренных Программой [22].
Авторский коллектив сознательно сочетает традиционное содержание обучения математике, сложившегося в течение многих десятилетий и даже столетий, с компонентами, выходящими за пределы стандарта, повышающими
Заключение
В начальной школе именно в процессе решения задач происходит формирование различных математических понятий.
В соответствии с действующей программой в начальной школе все арифметические действия вводятся именно в задачах, т.е. формирование конкретного смысла арифметических действий (понятие сложения, вычитания, умножения, деления) происходит именно в процессе решения задач. Решение задач также повышает вычислительную культуру учащихся. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений, перевода на математический язык реальных жизненных ситуаций. Используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходным материалом для формирования первоначальных абстракций и математических понятий у учащихся. С другой стороны, такие задачи позволяют учащимся видеть за математическими понятиями и отношениями вполне реальные, жизненные явления.
Предлагая учащимся использовать тот или иной вид модели как средство интерпретации условия задачи, педагоги-практики заметили тенденцию к решению учащимися задач различными способами, что, по всей вероятности, связано со следующими факторами: творческой работой при самостоятельном построении схематической иллюстрации; разнообразием видения и построения схематической иллюстрации учащимися при интерпретации условия задачи; отсутствием жестких рамок и правил построения схематической иллюстрации (неправильных иллюстраций не бывает, каждая верна по-своему и отражает какие-то свои определенные отношения).
Моделирование как ведущий прием овладения математическими знаниями и умениями в начальной школе, в частности 4 классе, предусмотрен учебной программой и содержанием учебников по математике в белорусской школе.
Обучение моделированию необходимо вести целенаправленно, соблюдая ряд
1. Ананченко, К.О. Общая методика преподавания математики в школе. / К.О. Ананченко. – Минск.: «Унiверсiтэцкае», 1997. – 252 с.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
3. Гадзаова, С.В. Інтэрпрэтацыя задач на рух сродкамі сімвалічнай нагляднасці / С.В. Гадзаова, М.А. Урбан // Пачатковая школа. – 1998. – №5. – С. 20–21.
4. Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. – Москва : Академия, 2002. – 285 с.
5. Зубченок, И. И. Клубок задач / И. И. Зубченок, М. В. Дубовик. – Минск : Сэр-Вит, 2006. – 96 с.
6. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 288 с.
7. Колягин Ю.М., Оганесян В.А., Саннинский В.Я., Луканин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе Учеб. пособие для студентов физ. -мат. фак. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1975. – 462 с.
8. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников – М.: Просвещение,1968. – 432 с.
9. Математика: учеб. для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Т. М. Чеботаревская, В. Л. Дрозд, А. А. Столяр; пер. с бел. яз. Л. А. Бондаревой. – 3-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 134 с.
10. Математика: учеб. для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Т. М. Чеботаревская, В. Л. Дрозд, А. А. Столяр; пер. с бел. яз. Л. А. Бондаревой. – 3-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 135 с.
11. Методика начального обучения математике / под ред. Л.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.
12. Методика начального обучения математике: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ под общей ред. В.Л. Дрозда, А.А. Столяра. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1988. – 254 с.
13. Мордкович А. Г. Методические проблемы изучения элементов математического анализа в общеобразовательной школе / А. Г. Мордкович // Математика в школе. – 2002. – № 9. – С. 2-12.
14. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1975. – 336 с.
15. Нешков, К.И. Математика в 4 классе: метод. пособие для учителей / К.И. Нешков, В.Н. Рудницкая, А.Д. Семушин [и др.] ; под ред. А.И. Маркушевича. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 223 с.
16. Образовательный стандарт по учебному предмету «Математика» (I-XI классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/?p=7575 – Дата доступа: 05.10.2015.
17. Обчинец, А. С., Урбан, М. А. Моделирование как наглядно-практическая основа поиска различных способов решения текстовой арифметической задачи учащимися на I ступени общего среднего образования // Сборник научных работ студентов Республики Беларусь "НИРС 2011". – Минск, 2012. – С. 462-466.
18. Перевощикова, Т. Н. Моделирование задач / Т. Н. Перевощикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532379/. – Дата доступа: 05.10.2015.
19. Петерсон, Л.Г. Математика: Методические рекомендации. – Минск: Аверсэв. 2004. – 286 с.
20. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М.: Просвещение, 1988. – 320 с.
21. Урбан, М.А. Работа с моделями на уроках математики / М.А. Урбан // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С. 52–56.
22. Учебная программа по математике // Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения: 1-4 классы: Учебное издание / Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. – Мн.: ОАО «Полиграфкомбинат имени Якуба Коласа», 2012. – 288 с.
23. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи:. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
24. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.; Л.: Наука, 1966. – 301 с.
25. Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
26. Ящин, Б.Ю. Размышления о развивающем обучении математике // Матэматыка. Праблемы выкладання. – № 2. – 2003. – С. 13-25.