ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
1.1 Общая характеристика и конститутивные признаки юридического дискурса
1.2 Договор как разновидность юридического дискурса
1.3 Диалогическая стратегия: понятие, сущность, структура. Дискурсивно-диалогический метод анализа
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В СТРУКТУРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДОГОВОРА
2.1 Диалогические тактики
2.1.1 Режиссёрские тактики
2.1.2 Философские тактики
2.1.3 Металингвистические тактики
2.2 Дискурсивные маркеры диалогической стратегии
2.2.1 Дискурсивные маркеры зоны контакта с адресатом
2.2.2 Дискурсивные маркеры интерсексуальности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной науке юридический дискурс исследуется многими ученными как филологами, так и самими юристами. Интерес к этой теме продиктован также изменениями в обществе за последние десятилетия. Вместо прежних принципов общества были установлены общечеловеческие ценности, произошли инновации в языке в целом и в языке права в частности. В контексте реформы любая правоохранительная деятельность неразрывно связана с толкованием законов и постановлений, поэтому аспекты толкования широко используются в юридической практике.
В современной науке проблемами формирования и интерпретации юридического дискурса, как уже было сказано, занимаются ученые - филологи (А.К. Соболева, Е.В. Горбачева, Ю.И. Сидорова, Т.В. Губаева, В.К. Давиденко) и юристы (Н.Н. Вопленко, И.А. Рамов, О.Н. Муромцев, В.Д. Карташев, Ю.Г. Ткаченко, А.Ф. Черданцев). В этих трудах решается широкий спектр вопросов от обычных теоретических до их практических применений в общественной жизни. Вместе с этим, несмотря на обширные исследования и работы остается все так же много не решенных задач, связанных с юридическим дискурсом и его жанрами.
Под юридическим дискурсом мы понимается регламентированная определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и воспроизводящая деятельность, направленная на формулирование норм, правовое закрепление (легитимацию), регулирование и контроль общественных отношений через устойчивую систему правовых норм. Существует огромное количество жанров юридического дискурса, в данной работе мы исследуем один из наиболее популярных жанров юридического дискурса договор.
Договор – это соглашение или сделка между физическим\и лицо\и и другим\и или юридическими лицами, либо между юридическим лицом и юридическим лицом, направление на возникновение или прекращение взаимных прав.
Актуальностью нашего исследования, во-первых, является как уже упоминалось ранее то, что юридический жанр – это один из наиболее популярных дискурсов среди исследователей и еще до конца не изучен, а во-вторых, юридический договор является «свежей» и новой темой в данном контексте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
1.1 Общая характеристика и конститутивные признаки юридического дискурса
Под юридическим дискурсом понимается регламентированная определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и воспроизводящая деятельность, направленная на формулирование норм, правовое закрепление (легитимацию), регулирование и контроль общественных отношений через устойчивую систему правовых норм. Дискурс – это понятие, которое не следует путать ни с эмпирической речью, производимой субъектом, ни с текстом. Основные положения теории Фуко заключаются в том, что дискурс считается феноменом, который не сводится к языку и речи и проливает свет на то, что люди хотят сказать.
Однако определение дискурса, которое можно было бы считать исчерпывающим и которое носило бы терминологический характер, еще не выработано, ибо это – «междисциплинарное» явление и здесь важно не то, какой терминологией пользуется разработчик метода, на каких теоретических позициях он находится, а важен сам результат, к которому он приходит. Следует отметить, что исследователи понимают дискурс очень широко: это проявление, отражение и культурный феномен [2, c. 56].
Текст юридических документов – важный компонент юридического дискурса. Отчасти под ним понимается комплекс всех текстов закона. Текст выполняет не только информативно-влиятельную функцию, но и раскрывает социальную и прагматическую позицию автора текста. Участниками юридического дискурса являются, с одной стороны, автор (профессиональный юрист), а с другой – реципиент. Первый создает информативное сообщение, выражающее суть юриспруденции, второй воспринимает и интерпретирует сообщение.
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В СТРУКТУРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДОГОВОРА
2.1 Диалогические тактики
2.1.1 Режиссёрские тактики
Анализ диалогических тактик осуществлялся посредствам выборки из договоров фраз с явными признаками определённых тактик, первыми тактиками, которые были проанализированы и отмечены в текстах выбраны договоров были режиссёрские тактики.
Пример:
Seller desires to sell and Purchaser desires to purchase the property described in Section 1.1 below, on the terms and conditions hereinafter set forth.
Seller desires to sell and Purchaser desires to purchase – Автор данного договора обращается к продавцу и покупателю, это общая режиссёрская тактика.
On the terms and conditions hereinafter set forth – частная режиссёрская тактика [4].
Пример:
Seller shall deliver to Purchaser, within ten (10) days after the Effective Date (as defined in Section 11.3), a copy of the as-built survey (the "SURVEY") of the Real Property in Seller's possession. Purchaser shall be solely responsible for updates to the Survey.
Выражение сводятся к пояснениям, напоминающим реплики в сторону.
Пример:
WHEREAS the Seller desires to sell to the Buyer, and the Buyer desires to buy from the Seller, the Seller Assets (as defined below) and the publishing business of Seller carried on by or with respect to such Seller Assets (the "Business") [4];
Автор описывает желания покупателя и продавца.
Пример:
The Buyer shall pay, perform and discharge when due each Assumed Liability in accordance with the terms thereof [4].
Автор описывает, что должен делать покупатель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены следующие задачи:
Под юридическим дискурсом понимается регламентированная определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и воспроизводящая деятельность, направленная на формулирование норм, правовое закрепление (легитимацию), регулирование и контроль общественных отношений через устойчивую систему правовых норм.
Договор – это текстовое представление речемысленных явлений, которые действуют в юридическом дискурсе и являются результатом организованных усилий людей, целью которых является получение прибыли и удовлетворение потребностей общества. Дискрусивными маркерами границы, за которой начинается зона авторского диалога, являются:
• временной сдвиг (все повествование переносится в настоящее время);
• смена повествовательного лица (зона диалогического контакта начинается одновременно с временным сдвигом в повествовании, а также с переходом от повествования от третьего лица к повествованию от первого лица в единственном или множественном числе.);
• присутствие форм повелительного и сослагательного наклонения (межличностная функция предполагает реализацию в общении определенных отношений между говорящими, которые на в процессе разговора проявляются в формах наклонения, средствах выражения модальностей и оценочного отношения);
• интерсубъективный модальный план (модальный план дискурса включает в себя, помимо созданного автором возможного мира, реальный мир, на фоне которого строятся возможные миры персонажей (их ментальные представления) – другими словами, он появляется как интерсубъективный, или интермодальный план);
• «фатические» языковые средства (реализующие момент установления контакта, слова обращения: reader, people, teacher и др.);
• средства проксемики: слова и словосочетания, указывающие на расстояние между автором и адресатом.
Диалогические тактики делятся: режиссёрские, судейские, лирические, философские, металингвистические.
Проанализировав дискурсивные маркеры и диалогические тактики, можно прийти к выводу, что в процессе взаимодействия между собой, диалогические тактики и дискурсивные маркеры, помогают автору создать текст, который будет читабельным.
1. Арутюнова, Н.Д. Дискурс. – Лингвистический энциклопедический словарь/Н.Д. Артюнова. – М., 1990
2. Бабаева, Е.В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: дис. ... д-ра филол. наук / Е.В. Бабаева. – Волгоград, 2004.
3. Баранов, А.Н. Путеводитель, по дискурсивным словам, русского языка/А.Н.Баранов. - М., 1993
4. ДОГОВОРА И КОНТРАКТЫ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ: хрестоматия / под.ред. Ю.В. Балыбердиной. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 208 с.
5. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Волгоград, 2000. – 5 – 20 с.
6. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация/Е.В.Клюев. -М.: Рипол классик, 2002. - 315 с.
7. Кулагин, О. E-xecutive.ru: сервер сообщества менеджеров / О. Кулагин. – URL: http://www.e-xecutive.ru/ community/articles/1499145/
8. Мойсеенко, А.А. Функционально-прагматические параметры институционального дискурса в производственной ситуации: на материале англоязычной документации: дис. … канд. филол. наук / А.А. Моисеенко. – Иркутск, 2005.
9. Новгородцев, Д.Я. К экономической теории контракта / Д.Я. Новгородцев, 2006. – № 6. – С. 17 – 28.
10. Плеханова, Т. Ф. Дискурс-анализ текста : пособие для студентов вузов / Т. Ф. Плеханова. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 368 с.
11. Подопригора, М. Г. Деловая этика: учеб. Пособие/ М.Г.Подпигарова. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 116 с
12. Сошникова, Р.С. Проектная заявка как элемент делового дискурса / Р.С. Сошникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук,2009. – С. 1320 с. – 1336.
13. Спивак, В. А. Современные бизнес-коммуникации/ В.А.Спивак. – СПб. : Питер, 2002. 448 с.
14. Чумиков, А. Н, Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика : учебн. Пособие/ А.Н.Чумиков. - М. : Дело, 2003. 552 с
15. Ширяева, Т.А. Деловой дискурс: сущность, признаки, структура / Т.А. Ширяева. - Вестник ПГЛУ, 2010. –118 – 122 с.
16. Ширяева, Т.А. Когнитивная модель делового дискурса / Т.А. Ширяева. – Пятигорск, 2006. 9. CEL// Content reference forum. – URL: http://www. crforum.org/candidate/CELWG002_celspec.pdf.