ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность коммуникативной стратегии
1.2 Коммуникативная стратегия как способ реализации коммуникативной политики организации
2 КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ ЧПУП «ГАЗОСИЛИКАТСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика ЧПУП «Газосиликатстрой»
2.2 Коммуникативная стратегия ЧПУП «Газосиликатстрой» и место коммуникативных целей в ней
2.3 Пути совершенствования коммуникативной стратегии ЧПУП «Газосиликатстрой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В рамках современной глобализации и активной интеграции межличностное общение играет решающую роль. Стоит отметить, что без общения невозможна любая деятельность, не говоря об обмене опытом, переговоры и тому подобное. В таком случае, общение может выступать как взаимодействие между людьми, а может выступать и как одно из ведущих видов деятельности.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления.
Каждый руководитель организации может иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий важнейшее - организация внутренних и внешних связей (коммуникаций).
Именно поэтому целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования коммуникативной стратегии организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность коммуникативной стратегии;
– изучить коммуникативную стратегию как способ реализации коммуникативной политики организации;
– привести общую характеристику ЧПУП «Газосиликатстрой»;
– рассмотреть коммуникативную стратегию ЧПУП «Газосиликатстрой» и место коммуникативных целей в ней;
– привести пути совершенствования коммуникативной стратегии ЧПУП «Газосиликатстрой».
Объектом исследования данной курсовой работы является менеджмент в управлении. Предметом исследования выступают коммуникационные цели в управлении ЧПУП «Газосиликатстрой».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность коммуникативной стратегии
Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Передача информации таким образом, чтобы достигалось наиболее максимальное ее восприятие необходимой целевой аудиторией, определяет эффективность деятельности организации. Поэтому этой проблеме уделяется большое внимание, изучаются различные аспекты повышения степени результативности коммуникационных процессов.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т. п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию [4, с. 52]. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен идеями, интересами, настроениями, т. е. как информация, связанная с поведением индивидов в группе.
Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен идеями, интересами, настроениями, т. е. как информация, связанная с поведением индивидов в группе.
Коммуникативная составляющая предполагает [7, с 15]:
- наличие, как минимум, двух участников обмена сведениями и знаниями;
- взаимное или одностороннее доминирующее психическое воздействие партнера;
- обладание партнерами единой системой кодирования информации.
2 КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ ЧПУП «ГАЗОСИЛИКАТСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика ЧПУП «Газосиликатстрой»
Завод по производству газосиликатных блоков был построен в 2009 году и уже за полтора года вышел на полную производственную мощность. Кратко историю предприятия можно представить следующим образом:
- 2009 г. - построен и введен в эксплуатацию завод по производству газосиликатных блоков.
- 2010 г. - заключен инвестиционный договор о создании производства по выпуску сухих строительных смесей в д. Затишье.
- 2011 г. - приобретено дополнительное технологическое оборудование под расширение производства по выпуску газосиликатных блоков и энергонасыщенная техника.
- 2012 г. - открыт цех по производству облицовочного кирпича и тротуарной плитки.
- 2013 г. - введен в эксплуатацию новый современный растворо-бетонный узел производственной мощностью 70 тыс. куб. метров бетона в год.
- 2014 г. - открыт ветропарк «Газосиликат».
На сегодняшний день «Газосиликатстрой» является одним из крупных перспективных и быстроразвивающихся предприятий нашего района. Благодаря высокому качеству выпускаемой продукции и приемлемой цене, она пользуется широким спросом за пределами страны, в особенности в Российской Федерации, куда ее экспортируется более 95 процентов. На предприятии было установлено новое оборудование по обработке древесины и изготовлению пиломатериалов. Кроме того, введен в эксплуатацию собственный подъездной повышенный железнодорожный путь, способный принимать 10 вагонов для выгрузки сырья. Предприятие идет по пути развития и наращивания темпов производства.
В 2012 году был открыт на собственных площадях завод по выпуску гиперпрессованного облицовочного кирпича мощностью 70 миллионов штук в год. Этот кирпич характеризуется высокой прочностью, важно еще и то, что в производстве его применяется 97 процентов местного сырья.
В 2013 году введен в эксплуатацию новый современный растворобетонный узел производственной мощностью 70 тысяч кубометров в год. Начата активная работа по освоению инвестиционного проекта «Строительство ветропарка». За счет собственной вырабатываемой электроэнергии «Газосиликатстрой» планирует значительно снизить себестоимость выпускаемой продукции, что позволит достойно конкурировать на внешних рынках сбыта, тем самым увеличить приток иностранной валюты в Республику Беларусь и др. Параллельно с производством заботятся на предприятии об условиях и охране труда людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были изучены теоретические основы коммуникаций в управлении, охарактеризовано понятие, основные элементы и этапы коммуникационного процесса, определены основные виды коммуникаций, коммуникационные барьеры и теоретические пути повышения эффективности межличностных коммуникаций.
Таким образом, коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель должен быть заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением персонала организации. Коммуникации также необходимы для утверждения авторитета руководителя.
Анализ системы коммуникации был произведен на примере ЧПУП «Газосиликатстрой», одного из лидеров по производству газосиликатных блоков, учитывая, что зарегистрировано оно было только в сентябре 2013 г., можно говорить о том, что предприятие находится на первой стадии своего развития и именно от эффективности межличностных коммуникаций зависит его дальнейшее развитие и совершенствование. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
При оценке коммуникативной политики было установлено, что в ЧПУП «Газосиликатстрой» коммуникационные процессы проходят неэффективно. В первую очередь это выражается в недостатках структуры управления. Особого внимания требует тот факт, что практически отсутствует электронный документооборот, не развита внутренняя телефонная сеть, что приводит к большим потерям трудового времени. Неспособность оперативно реагировать на изменения внешней среды повлияло на снижение эффективности работы предприятия, что выразилось в снижении показателей рентабельности.
Для решения выявленных коммуникационных барьеров предложены следующие мероприятия:
- делегирование полномочий;
- сокращение средних уровней управления;
- размещать информацию о текущих показателях работы предприятия на стендах;
- организовать "прямые линии" с генеральным директором;
- наладить электронный документооборот;
- сократить сверхурочные часы (экономический эффект - прирост рентабельности продаж).
Таким образом, именно от эффективности коммуникаций в управлении на промышленном предприятии зависит эффективность хозяйственной деятельности.
1 Авдеева, Л.И. Менеджмент организаций: теория и практика / Л.И. Авдеева. - М.: ЭСПО, 2002 - 212 с.
2 Анашкин, Ю.И. Специфика межличностных коммуникаций в управлении организацией / Ю.И. Анашкин // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - С. 12-19.
3 Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности «Управление персоналом» / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2005. - 432 с.
4 Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
5 Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА- М,2007. - 216 с.
6 В.Е. Рева Коммуникационный менеджмент Учебно-методическое пособие / В.Е. Рева. - Пенза: Изд. ПГУ, 2003. - 419 с.
7 Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2007. – 616 с.
8 Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -5-е изд. стереотипн. - М. : Магистр : ИНФРА_М, 2014. - 576 с.
9 Дейнека, А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. - М.: Издательско6торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 292 с.
10 Демчук, О.Н. Теория организации: учеб, пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. - М. : Флинта : МПСИ, 2009. - 264 с.
11 Дзялошинский И. Коммуникативное воздействие : стратегия и тактика / И. Дзялошинский, М. Пильгун // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 9/10. – С. 135–144.
12 Друкер, П. Менеджмент.: Пер. с англ. / Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. - М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2010. - 704 с.
13 Завалько Н.А. Коммуникационный процесс с точки зрения маркетинговых коммуникаций образовательных услуг/ Н.А. Зайцева // Креативная экономика. — 2012. - № 1.- С. 89-94.
14 Кайманова, М.В. Коммуникации в организации: текст лекций / М. В. Каймакова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 73 с.
15 Лукичёва Л.И. Управление организацией / Л.И. Лукичева. - 3-е изд., стер. - М.: 2006. — 360 с.
16 Лэйхифф Дж. М. Бизнес-коммуникации / Дж. М. Лэйхифф, Дж. М. Пенроуз. – СПб. : Питер, 2001. – 688 с
17 Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. – СПб. : Питер, 2000. – 336 с.
18 Морозюк Ю.В. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами: Монография / Ю.В. Мозорюк. — М: Финакадемия, 2009. - 184 с.
19 Орлова Т. М. Коммуникационный менеджмент управлении экономическими системами : дис. д-ра экон. наук / Т. М. Орлова. – М., 2002. – 345 с
20 Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: ЭСКМО, 2013. - 368 с.
21 Поршнева, А.Г. Менеджмент. Теория и практика в России / А.Г. Поршнев, Разу М.Л. Тихомирова А.В. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
22 Семенов, А. К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенова, В. И. Набоков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 556 с.
23 Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
24 Столяренко, Л.Д. Психология управления : учебное пособие / Л.Д. Столяренко. -Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.- 507 с.
25 Суровцева Е. С. Организационно-экономический механизм эффективного управления коммуникациями предприятия : дис. канд. экон. наук / Е. С. Суровцева. – Краснодар, 2008. – 172 с
26 Федотова, М.Г. Коммуникационный менеджмент Учебное пособие / М.Г. Федотова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 300 с.
27 Цыпленкова, М.В. Основы менеджмента: учебное пособие/ Цыпленкова М. В., Моисеенко И. В. - М.:Академия Естествознания, 2013. - 402 с.
28 Шевелева, В.П. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту / В.П. Шевелева. - М.: Скилс, 2009. - 312 с.
29 Cornelissen J. Corporate Communications : theory and Practice / J. Cornelissen. – London : SAGE Publications, 2004. — 206 p.
30 Ferguson S. D. Communication planning : аn integrated approach / S. D. Ferguson. – London : SAGE Publications, 1999. — 262 p.
31 Gemert L. van. Design a strategic communication plan / L. van Gemert, E. Woudstra // Communicatio. – 1999. – № 25(1/2). – P. 73–87.
32 Ruler B. van. The communication grid : an introduction of a model of four communication strategies / B. van Ruler // Public Relations Review. – 2004. – № 30. – P. 123– 143.