Инструменты речевого воздействия в законодательном дискурсе
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инструменты речевого воздействия в законодательном дискурсе»
по дисциплине: «Стратегии коммуникативного поведения»
2021
45.00 BYN
Инструменты речевого воздействия в законодательном дискурсе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Стратегии коммуникативного поведения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
1.1 Общая характеристика и разновидности юридического дискурса
1.2 Законодательный дискурс как разновидность юридического дискурса
ГЛАВА 2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Когнитивные стратегии русскоязычного законодательного дискурса
2.2 Когнитивные стратегии речевого воздействия на материале Всеобщей декларации прав человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Законодательный дискурс считается значимой частью мировой культуры, он создает особую языковую культуру. Исследование дискурса можно назвать одной из тенденций современной лингвистики, что свидетельствует о ведущей роли антропоцентрической парадигмы в науке о языке. Разные типы дискурса привлекают внимание лингвистов, одним из популярных дискурсов является юридический дискурс, но несмотря на это законодательный субдискурс остаётся не до конца исследованным. За последние несколько лет лишь некоторые работы были посвящены именно законодательному дискурсу и законодательным текстам, в частности, некоторые из этих работы были написаны такими авторами как Е. З. Киреева, К. Х. Рекош, Н. Ю. Мартышко. Несмотря на исключительную важность затрагиваемой тематики, исследованиям законодательного дискурса посвящено недостаточно работ – многие темы остаются неразработанными Анализ законодательных текстов позволяет предположить, что сложный законодательный текст лишь на первый взгляд кажется однозначным, на самом же деле он нередко может быть объектом различных интерпретаций и толкований.
Актуальность данного исследования обусловливается возрастающей ролью документов (в частности, нормативно-правовых актов) во всех сферах общения. Актуальность исследования определяется теоретическими и практическими задачами стратегий коммуникативного поведения, недостаточной изученностью законодательного дискурса на примере текстов закона, а также теоретическое осмысление речевых действий, применяемых в данных законодательных текстах и возможность проверки на практике данного исследования.
Объект исследования составляют когнитивные стратегии и средства их реализации в англоязычном законодательном дискурсе.
Предмет данного исследования – англоязычный законодательный дискурс.
Цель – определение эффективных когнитивных стратегий в русскоязычном законодательном дискурсе.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1) дать общую характеристику юридического дискурса, описать разновидности юридического дискурса;
2) охарактеризовать законодательный дискурс как разновидность юридического дискурса, описать разновидности законодательного дискурса;
3) рассмотреть когнитивные стратегии и тактики в законодательном дискурсе;
4) выявить основные когнитивные стратегии и средства их реализации в русскоязычном законодательном дискурсе.
Материалом исследования является Всеобщая декларация прав человека (англоязычный текст, 28 страниц).
Методы исследования: дедуктивный, индуктивный; описательный с элементами дискурс-анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов как в учебных целях, в частности на занятиях по интерпретации коммуникативного поведения, стратегиям коммуникативного поведения, стилистике и др., так и в переводческой практике.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
1.1 Общая характеристика и разновидности юридического дискурса
Современная лингвистическая парадигма и коммуникативный подход к языку определяют дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения [12, с.67]. институциональный дискурс, т.е. дискурс, определяемый типами сложившихся в обществе социальных институтов, характеризуется рядом лингвистически релевантных признаков, из которых важнейшими являются цель общения, представительская коммуникативная функция его участников и фиксированные типовые обстоятельства общения [6, с.45].
С позиций социолингвистики наиболее приемлемым следует признать подход к дискурсу, учитывающий текст и коммуникативные обстоятельства общения, которые можно разделить на два основных типа: определяющие персональное (личностно-ориентированное) либо институциональное (статусно-ориентированное) общение.
Говоря о юридическом дискурсе, нужно упомянуть следующее, что его выделение в самостоятельный тип дискурса оправдано с той точки зрения, что дискурс определяется как общение людей в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе и применительно к конкретной речеповеденческой ситуации [6, с.117]. Сторонники подобного определения предлагают выделять два основных типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный), о которых мы упоминали выше.
Институциональный дискурс подразумевает наличие социокультурной ситуации общения – политической, религиозной, медицинской, юридической и т.д. Такие дискурсы находятся в постоянном изменении, непрерывно пополняются вследствие того, что ситуации устного и письменного общения в рамках обозначенных тематик возникают так же непрерывно. По В. И. Карасику, дискурс – это конкретизация речи в различных модусах человеческого существования [5, с.193], поэтому целесообразным представляется выделение различных типов дискурса, представляющих собой совокупность тематически соотнесенных текстов [7, с.16], в частности, законодательного дискурса, который соответственно представляет собой совокупность в большей или меньшей степени взаимосвязанных правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами и государством.
В своей категориальной структуре юридический дискурс выявляет следующие типичные параметры:
а) сфера функционирование – область права (юридический дискурс должен соблюдаться везде, где обсуждаются правовые вопросы);
б) тема и ведущий мотив – содержание закона и соответствие закону конкретного события;
в) коммуникативный фокус – регулирование общественных отношений (в юридическом дискурсе эта функция активно выполняет принцип верховенства закона);
д) общая когнитивная специфика – примат фактов над ценностями (как индивидуальными, так и коллективными, исторически сложившимися).
ГЛАВА 2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Когнитивные стратегии русскоязычного законодательного дискурса
В конкретных текстах можно наблюдать разные приоритетные когнитивные стратегии. В последние десятилетия в лингвистических работах стало уделяться особое внимание когнитивным стратегиям: контраста, уклонения, поправки, стратегии локализации, противопоставления, ретроспекции, информирования, обоснования, стратегии приведения примера, когнитивно-концептуальная и др. Замечено, что когнитивные стратегии присущи определенным типам текста, например, стратегия уклонения характерна для политического текста, а когнитивно-концептуальная для художественного. Данное понятие связанно со стратегическими ходами, которые реализуются в процессе реализации той или иной стратегии. Под стратегическими ходами, понимаются речевые приемы, которые направлены на достижение коммуникативной цели, последовательность и способ организации речевых действий (приемов) называется когнитивная тактика.
В законодательном дискурсе самой частой стратегией является стратегия информирования – ее целью является объективация дискурса и придание ему релевантности. Она является макростратегией и включает в себя другие стратегии в зависимости от желания автора. В законодательном дискурсе, по наблюдениям данного исследования, наиболее частотными средствами реализации данной стратегии являются числовые данные, а также речевые приемы включающие термины (арест, граждане, лица без гражданства и т.д.). На композиционном уровне эта стратегия представлена расположением содержательных частей (структурных компонентов) статьи: заголовка, аннотации (резюме), ключевых слов, введения, характеристики методов, тезисов, аргументов, выводов. Информирование осуществляется также с помощью таблиц и схем, помогающих ускорить процесс сообщения сведении и делающих его наглядным.
Стратегия обобщения в законодательных текстах является еще одной не менее распространенной когнитивной стратегией юридического дискурса. Обобщение представлено в структуре первым разделом – аннотацией, а также последним разделом – выводами, обобщающими все ее содержание.
В законодательном дискурсе также активно используется стратегия сравнения, как правило, объектом сравнения являются действующие законы, их показатели, законы в данном случаи могут быть как международные, так и внутренние. Данная стратегия реализуется путем применения конструкций сравнительно и реже превосходную степень прилагательных и наречий (ниже/более низкая/самая низкая, выше/более высокая/самая высокая, ранее/самая ранняя, чаще/более часто), прилагательными в положительной степени (одинаковые, равные, близкие), глаголами (возрасти, повыситься, понизиться, измениться, сравнивать, сопоставлять, соотнести, уменьшиться), существительными (сравнение, повышение, понижение, изменение), конструкциями с предлогами против, в зависимости от, в отличие от (например, 58% против 45% в прошлом году). На синтаксическом уровне средством реализации данной когнитивной стратегии является конструкция сравнения с союзами как, чем и сравнительное придаточное в сложноподчиненном предложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены следующие задачи:
Был рассмотрен юридический дискурс, который является разновидностью институционального дискурса. Реализация разных типов дискурса обуславливается коммуникативными ситуациями в различных сферах человеческой деятельности (профессиональная деятельность). Нужно заметить, что юридический дискурс является формой институционального общения юристов в их профессиональной деятельности.
Были рассмотрены основные разновидности юридического дискурса, к ним относятся правотворческая (или законотворческая), интерпретационная, правоприменительная, консультативная, судебная и законодательная. Законодательный дискурс является темой данной исследовательской работы.
Был рассмотрен законодательный дискурс как разновидность юридического, который характеризуется особой иерархически выстроенной системой, состоящей из текстов нормативных правовых актов, существующих в рамках определённой правовой системы, гарантирующих соблюдение прав граждан, обозначающих их права и обязанности на государственном и межсубъектном уровне, а также манифестирующих позицию властей в отношении ряда социально-политических вопросов.
Были рассмотрены жанрообразующие особенности законодательного дискурса, которые делятся на экстралингвистические особенности юридических текстов, которые зависят от их функции, содержания, процедуры подготовки и применения на практике, данные особенности имеют большой интерес больше для политологов. А также жанрообразующие лингвистические особенности законодательных текстов относятся: сочетание языковых единиц одного регистра, обобщенность категорий, терминологическое единообразие, речевые и композиционные шаблоны.
Был рассмотрен когнитивный аспект, который играет важную роль в организации законодательного дискурса, проявляющийся в употреблении когнитивных стратегий различных видов, главными из которых являются информационная и обобщение, косвенными – сравнение, убеждение, а также периферийными – объективации, стратегия акцентуализации и стратегия моделирования субъекта научного речепорождения.
Данные стратегии реализуются в законах таких как: Всеобщая декларация о правах человека, на примерах рассмотренных выше, было доказано, что данные тактики и стратегии помогают автору сделать текст «хорошим» и достичь поставленных коммуникативных целей, а также обеспечивают его узнаваемость.
1. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 1997. – 159–160 с.
2. Всеобщая декларация прав человека Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.refworld.org/docid/3ae6b3712c.html– Документы ООН, 10 декабря 1948 года
3. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
4. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи/ О.С.Иссерс. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
5. Иссерс, О.С. Речевое воздействие: учеб. Пособие / О.С.Иссерс. – ФЛИНТА: Наука, 2013. – 240 с.
6. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик. – Волгоград: Архангельск, 1996. – 3– 16 с.
7. Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса. Этнокультурная специфика речевой деятельности/ В.И. Карасик. – М., 2000. – 37-64 с.
8. Кубрякова, Е.С. Словообразование. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М., 1972.
9. Линник Л.А Когнитивные стратегии научного дискурса (на материале аннотаций медицинских статей) [Электронный ресурс]:Режим доступа: https://user.z4.by/file/521103. – BashkirState Medical University,2020.
10. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М.Л. Макарова. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
11. Мальцева, В.А. Стратегии речевого воздействия в профессиональной коммуникации (на примере юридического дискурса): автореф. дис… канд. филол. наук / В.А. Мальцева. – Челябинск, 2011. – 25 c.
12. Попова, З.Д. Лексическая система языка: (Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения)/ З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. – 148 с.
13. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистические аспекты / К. Ф. Седов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 179
14. Слышкин, Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики / Г.Г. Слышкин Социальная власть языка: сб. науч. тр. – Воронеж, 2000. – 87–90 с.
15. Сусов, И. П. Введение в языкознание: учебник для студ. лингв. и филол. Спец/ И.П. Сусов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 379 с.
16. Thomas J. Meaning in Interaction. An Introduction to Pragmatics/ J. Thomas. London, 1995.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты