Развитие читательского интереса через нестандартные формы внеклассного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие читательского интереса через нестандартные формы внеклассного чтения»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературы»
2021
45.00 BYN
Развитие читательского интереса через нестандартные формы внеклассного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературы
Организация: СШ №8, ГУО (г. Слуцк)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План мероприятий, направленных на развитие читательского интереса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Разработка классного часа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Разработка родительского собрания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Особенности формирования читательского интереса на уроках внеклассного чтения
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьника
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение читательских интересов учащихся 3 класса на констатирующем этапе
2.3. Опыт организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательского интереса младших школьников
2.4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы все больше наблюдается склонность к снижению читательского интереса школьников к занятиям. Выделению учащихся от познавательного труда педагоги стараются препятствовать с помощью разных способов, в том числе применяя нестандартные формы занятий. Для нестандартных форм организации обучения характерна главная цель, которая заключается в повышении интереса к учебе, обеспечения субъектной позиции учащихся во время учебного процесса.
Развитие школьников — это первоочередная задача общеобразовательных учреждений, выполняющих воспитательную функцию. Именно в условиях школы будет происходить формирование личности, поэтому ошибки, которые могут быть допущены в процессе воспитания, негативно сказываются на последующем развитии ребенка как личности.
Актуальность исследования. Одна из серьезных проблем современной школы — падение интереса учащихся к чтению, которое приводит к снижению грамотности, неумению правильно выражать мысли. В настоящее время во всем мире отношение к книге сильно изменилось. Если раньше книга являлась основным источником информации, то сегодня, в век информационных технологий, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается огромный поток информации, совсем не обязательно обращаться к ней для того, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Кроме того, даже для прочтения какого-либо произведения достаточно иметь доступ к ресурсам интернета. К сожалению, с компьютером и с электронными средствами связи многие дети знакомятся раньше, чем с книгой. А овладевают и начинают ориентироваться в них задолго до того, как научатся читать. Читательский опыт большинства современных детей ограничивается прочтением произведений школьной программы, и то только потому, что этого требует учебный процесс. Поэтому все более актуальным становится развитие читательского интереса младших школьников.
Объект исследования ˗ процесс развития читательского интереса у учащихся 3 класса.
Предметом исследования являются условия организации внеурочной деятельности, которые способствуют успешному развитию читательских интересов учащихся 3 класса.
Целью нашего исследования является разработка условий организации внеурочной деятельности, которые оказывают положительное влияние на развитие читательских интересов учащихся 3 класса и проверка их эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Особенности формирования читательского интереса на уроках внеклассного чтения
Проблема обучения младших школьников как читателей и развитие их самостоятельных навыков чтения возникала в течение долгого периода. Анализ литературы по предмету исследования позволил сделать вывод, что до XIX века метод чтения (классная и внеурочная) в качестве педагогической науки еще не был сформирован.
Несмотря на все индивидуальные различия в методологических взглядах ученых, самым важным достижением практики было заложение ими основы для метода объяснительного чтения и утверждение необходимости анализа произведения искусства как основы для обучения и духовного развития ребенка. Помимо этого, учеными было уделено много внимания на развитие речи и мышления школьников, выразительное чтение как средство активизации интересов читателя, а также семейному чтению.
В 50-60-е годы XX века произошло некоторое снижение интереса к проблеме детского чтения, которое было обусловлено объективными причинами (военные годы и послевоенное опустошение). Несмотря на это развитие методологических мыслей было продолжено в направлении определения пути увеличения образовательной ценности классного и внеклассного чтения. Возрастание интереса к проблеме обучения читателей-школьников в 60-х годах также был подтвержден возникновением научных публикаций, которые предлагали внедрение специализированных классов — уроков внеклассного чтения. До этого времени, несмотря на то, что в программах начальных классов было включено внеклассное чтение, время на него не было выделено в учебном плане [11].
Предполагалось, что внеклассное чтение должен организовывать классный учитель совместно с библиотекарем. Таким образом должна была быть сформирована система таких внеклассных мероприятий, как литературное утро, игры, викторины и т. п. Спустя некоторое время образовательное сообщество было вынуждено искать новые варианты и методы руководства внеклассным чтением по причине снижения интереса школьников к чтению.
Если ребенок не будет обучаться чтению, он не сможет прочитать задачу по математике, приготовить эссе либо доклад по какой-либо теме. Для ребенка, у которого слабое чтение, это также невыполнимая задача. Как уже показывала практика, если ребенок будет плохо читать, то его грамотность и устная речь также будут недостаточно развитыми. По этой причине, обучение ребенка чтению, использование книги как источника знания и информации, знакомство детей с миром книг и тем самым развитие самостоятельной читательской деятельности является главной задачей учителей начальных классов.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ ОРГПНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
2.1 Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Средняя школа №8» города Слуцка. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «В» класса (КГ), в котором 25 человек; 3 «А» (ЭГ 1), и 3 «Б» классы (ЭГ 2), в которых также 25 человек. Работа была проведена вместе с библиотекой школы, классными руководителями, а также родителями. С целью подтверждения гипотезы в двух классах 3А и 3Б были проведены мероприятия, которые были направлены на развитие читательского интереса, а в 3В данные мероприятия не проведены не были.
Целью эксперимента является проверка эффективности выявленных условий развития читательских интересов учащихся 3 класса при проведении нестандартных форм внеклассного чтения.
Были определены следующие задачи экспериментальной работы:
1. Провести исследование читательских интересов учащихся 3 класса на констатирующем этапе.
2. Разработать и апробировать ряд мероприятий, которые направлены на развитие читательских интересов у учащихся 3 класса.
3. Провести повторное исследование читательских интересов учащихся 3 класса на контрольном этапе
Основные методы изучения читательских интересов — это анкетирование, анализ читательских формуляров и наблюдение.
Анкетирование было проведено для выявления уровня читательского интереса и определения отношения к чтению. Анкета для учащихся была составлена при участии заведующей библиотекой СШ №8 А.Н. Петренко.
Анализ читательских формуляров был проведен по следующему критерию: объем и разнообразие прочитанного.
Наблюдение позволило определить активность учащихся в нестандартных формах внеклассного чтения по развитию читательского интереса, наличие желания поделиться прочитанной информацией с остальными читателями.
На основе задач опытно-экспериментальной работы были определены три этапа.
На первом (констатирующем) этапе, во время которого были составлены анкеты для учащихся 3 класса, а также было организовано анкетирование, проведен анализ читательских формуляров и наблюдение.
На втором этапе (формирующем) была проведена разработка и реализация мероприятий, которые направлены на развитие читательского интереса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читательскими интересами можно назвать избирательно-положительное отношение читателей к чтению книги, произведения печати, которые приобретают для него значимость, а также эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательским интересом является выделение из большого мира литературы какой-то конкретной книги, то есть выбор книги, но не любой, а той, которая будет обладать для конкретного читателя значимостью в меру соответствия его потребностям. Чтение этой книги будет приносить читателю эмоциональное наслаждение, будет доставлять ему радость и вызывать положительное отношение к себе.
Немаловажный фактор развития читательского интереса — это нестандартные формы внеклассного чтения, которые обладают огромным развивающим, обучающим и воспитательным значением. Главные задачи нестандартных форм внеклассного чтения — это формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.
Выявленные условия организации нестандартных форм внеклассного чтения были направлены на развитие читательских интересов:
— Учет индивидуальных интересов учащихся 3 класса.
— Расширение круга чтения учащихся 3 класса.
Систематическое применение в учебно-воспитательном процессе различных нестандартных форм внеклассного чтения с целью развития читательских интересов учащихся 3 класса было реализовано в таких массовых мероприятиях, как игра «Семейные чтения», классный час. Были проведены такие групповые мероприятия как, конкурс кроссвордов, классный час, а также такие индивидуальные мероприятия как, выставки рисунков, презентации книг, выставка кроссвордов, классный час.
Анализируя научно-методическую литературы, нами было установлено, что суть нестандартных форм внеклассного чтения по развитию читательских интересов у учащихся 3 класса заключается в направленном и углубленном ознакомлении учащихся с детской литературой и книгой, обеспечении и полноценном литературном развитии учащихся 3 класса, в раскрытии перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, которые были накоплены предыдущими поколениями, формировании художественного вкуса, формировании культуры чувств, общения, взаимодействия в группе.
Считаем в последующем целесообразно разработать и применять в воспитательной деятельности школы программу, которая будет включать цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса учащихся 3 класса, поскольку именно в данном возрасте будут закладываться главные свойства формирования личности.
1. Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / — М., 1997, — 256 с.
2. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. — М., 1999. — 343 с.
3. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
4. Береснева Л. О роли чтения /Домашнее воспитание. — 2011. — № 6. — С. 15-17.
5. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 1984. — С. 54-59.
6. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / Початкова школа. — 2002. — № 10. — С. 36-38.
7. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа // Программнометодические материалы: Чтение. Начальная школа / О.В. Джежелей. — М.: Дрофа, 2000. — 195 с.
8. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе. ˗ М.: Просвещение ˗ 1980. ˗ С. 152.
9. Жигалова, М. П. Методика преподавания русской литературы : учебнометодическое пособие для студентов филологического факультета / М. П. Жигалова. — Брест : Брестский гос. ун-т, 2010. — 213 с.
10. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / — М.: Ось-89, 2016. — 240 с.
11. Кочетова П. Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. — 2015. — № 1. — С. 19-24.
12. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. — 2010. — № 1. — С. 19-24.
13. Копылова Н.А. После уроков. Организация внеклассной работы с учащимися по литературе. — М. — 1989. — С. 78-82.
14. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе / — М., 2014. — 177 с.
15. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / П.И. Леонова. — М.: Просвещение, 2011. — 126 с.
16. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе : учебное пособие / Ф. М. Литвинко. — Минск : Вышэйшая школа, 2015. — 448 с.
17. Мельников Н.А. Внеклассная работа по литературе в начальной школе: Метод. пособие для студентов по специальности «Русский язык и литература». — Гродно. — 1989. — 112 с.
18. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Начальная школа. — 2014. — № 6. — С. 35-37.
19. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007. — №1. — С. 11-13.
20. Светловская H.H. Методика внеклассного чтения / — М.: Педагогика, 2012. — С. 44.
21. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое // Начальная школа — 2012. — № 2. — С. 9-14.
22. Соколова В.В. О внеклассном чтении // Начальная школа. — 2014. — №3. — С. 10-11
23. Урман Ф.И. Формирование осознанного чтения в начальной школе // Школа. — 2013. — № 3. — С. 41-42.
24. Шевцова, Л. И. Методика преподавания русской литературы: учеб. пособие/ Л. И. Шевцова. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2017. — 223 с.
25. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. — СПб., 2006. — 204 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План мероприятий, направленных на развитие читательского интереса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Разработка классного часа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Разработка родительского собрания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты