Взаимосвязь самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка
Республиканский институт высшей школы БГУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка»
по дисциплине: «Психология родительско-детских отношений»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология родительско-детских отношений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мотивация избегания неудач Т. Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мотивация достижения успеха Т. Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Степень выраженности самоактуализации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ И МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1 Проблема самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Особенности развития мотивационной сферы подростков
1.3 Взаимосвязь самоактуализации матери и ее отношения к ребенку
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ И МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение особенностей мотивационной направленности личности подростка
2.3 Изучение особенностей самоактуализации личности матери
2.4 Изучение взаимосвязи самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения самоактуализации определяется, на наш взгляд, следующими положениями. Во-первых, самоактуализация связана с психологическим здоровьем и личностной зрелостью человека. На это неоднократно указывали в своих работах А. Маслоу и К. Роджерс. Поэтому изучение особенностей самоактуализации личности представителей различных групп общества позволяет уточнить наши представления об их психологическом здоровье. Во-вторых, изучение особенностей самоактуализации личности в различных группах позволяет сделать предположения относительно факторов, влияющих на становление и развитие личности. Это важно как в теоретическом плане, для дальнейшего определение понятия самоактуализации, так и в практическом, для разработки приемов, способствующих личностному росту и развитию.
Процесс самоактуализации родителей предполагает личностные вклады в ребенка и изменение личности самого родителя. Самоактуализация матери в отношении к детям будет представлять преобразование (как оформление родительского отношения) пространств бытия ее личности, заключающееся в формировании мотивации родительства (эмоциональный компонент), представлений о ребенке и способах его воспитания (когнитивный компонент) и стиля взаимодействия с ним [9, с. 4]. Таким содержанием будут выступать характеристики личности матери, которые связаны проявлениями самоактуализирующейся личности, на которые указывал А. Маслоу (автономность, компетентность во времени, самопринятие, творчество и др.) [5, с. 34].
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Данная проблема является актуальной, так как происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ И МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1 Проблема самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии
Изучение вопроса самоактуализации личности представляет собой важный элемент в психологии, а именно в гуманистическом направлении. Мнения о сущности и природе понятия «самоактуализация» не совпадают со взглядами между учеными с философской и психологической стороны. Представителями в области психологии, кто занимался исследованием сущности данного понятия, выступают К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Дж. Роджерс [13]. Идеи зарубежных психологов, кто занимался исследованием самоактуализации личности. Основываются на некоторых определенных установках. Каждая личность является в некотором аспекте уникальной. Каждый человек имеет некоторые психологические особенности, которые отличают его от окружающих. Такую уникальность можно объяснить некоторой возможностью осознавать и ощущать свою индивидуальную специфику личности в каждый момент жизни. а протяжении всего жизненного пути личность человека видоизменяется и никогда не остается на одном и том же месте. Сам человек на протяжении всей жизни стремится к личностному росту. К своей собственной реализации как личности. Таким образом, можно сказать, что люди сами являются творцами своей собственной жизни. К настоящему времени в психологии не имеется единого и единственного правильного понимания сущности понятия «самоактуализация». Однако для понимания данного феномена необходимо рассмотреть подходы различных авторов.
Что определяет внутренние источники развития личности? Ответ на данный вопрос был дан в трудах отечественных ученых – А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. Авторы считают, что в системе деятельности субъекта необходимо искать источники противоречий при вождении. Так, А. А. Смирнов утверждает: «Движущей силой развития психической стороны личности, которое можно понимать, как самодвижение, являются, как и на протяжении всего развития личности противоречия» [19, с. 218].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ И МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение взаимосвязи самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап: формирование выборки исследования, подбор диагностического материала, методик исследования.
Второй этап: процесс опроса испытуемых с использованием отобранных методик и диагностического материала. Получение первичных данных исследования.
Третий этап: формулировка окончательных выводов по результатам проведенного эмпирического исследование, подведение итогов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 15 матерей 15 подростков.
Для осуществления диагностики использовались следующие методики:
1. «Методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса».
Основана на теории о балансе двух ведущих мотивов личности – мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию неудачи. Считается, что соотношение данных мотивов определяет поведение человека при встрече с препятствиями к достижению цели.
Интерпретация результатов теста проводится таким образом: от 2 до 10 баллов – низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов – высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов – очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема самоактуализации личности достаточно остро стоит в отечественной и зарубежной психологии. К настоящему времени не существует одного общего и единственного правильного понимания понятия «самоактуализация». Различные авторы анализируют данный феномен с разнообразных позиций, что усложняет выработку одной общей концепции в понимании и определении этого феномена. Самоактуализация личности – это стремление человека к наиболее полному установлению и развитию своих собственных возможностей и способностей. Самоакутализация является неотделимой от процесса рефлексии, который пронизывает составляющие элементы личностного роста и развития человека: самопонимание, аутосимпатия, ценность, смысл.
В подростковом возрасте мотивация достижения имеет свои особенности. Для современных подростков характерны следующие личностные качества: чувствительность и эмоциональность, независимость, общительность, позиция «взрослого», стремление к самопознанию, независимости и самостоятельности.
Существует взаимосвязь между самоактуализацией и родительским отношением современной женщины к детям: чем выше уровень самоактуализации взрослого, тем более субъектным будет его отношение к ребенку. При этом материнство и его функция – отношение к детям – могут являться сферой самоактуализации современной женщины при условии того, что материнство является для женщины ведущей ценностью и призванием.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи самоактуализации личности матери и мотивационной направленности личности подростка. Для осуществления диагностики использовались следующие методики: «Методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса», опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха, методика «Диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина» (САМОАЛ).
1. Алибулатова, А. М.-А. Психологические особенности учащихся старших классов / А. М.-А. Алибулатова // Цифровая наука. – 2021. – № 2. – С. 45-48.
2. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии, 2010. – №5. – С. 9-16
3. Брэдбери, Н. Человек в картинках / Н. Брэдбери. – М., 2011. – 214 с.
4. Виниченко, М.А. Психологически особенности развития направленности личности старших школьников в разных социокультурных условиях / М.А. Виниченко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 2. – С. 65-68.
5. Галкина, А.О. Влияние мотивации достижения у старшеклассников на успешность учебной деятельности / А.О. Галкина // Вестник Тверского гос. техн. университета. – 2017. – № 2. – С. 86-89.
6. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.
7. Гурко, Т. А. Родительство: социологические аспекты / Т. А. Гурко. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2013. – 150 с.
8. Давыдов, В. В. О понятии личности в современной психологии / В. В. Давыдов // Психологический журнал. – 2012. – Т. 9. – № 4. – с. 27-35.
9. Добровидова, Н.А. Взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденцией поведения в группе сверстников / Н.А. Добровидова // Азимут научных исследований. – 2019. – № 1. – С. 341-344.
10. Елизаров, А. Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеских отношений конфликтов: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. экон. наук / А. Н. Елизаров. – М., 2015. –23 с.
11. Кондратьева, Н.А. Изучение мотивации достижения успеха старшеклассников / Н.А. Кондратьева // Евсеньевские чтения. – Саранск, 2018. – С. 127-131.
12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 68 с.
13. Маслоу, А. Психология бытия/ А. Маслоу. – М.: Ваклер, 2007. – 304 с.
14. Михайлова, М.С. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте / М.С. Михайлова, Т.В. Шамовская // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – № 1 (17). – С. 11-20.
15. Мошак, И.Ф. Психологические особенности старшеклассников с нарушенной активной жизненно позицией / И.Ф. Мошак // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – № 1. – С. 5-10.
16. Панкратова, И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков / И.А. Панкратова // Мир науки. – 2017. – Том 5. – № 5. – С. 1-8.
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2012 – 816 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
19. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды (комплект из 2 книг) / А. А. Смирнов. – М.: Педагогика, 2011. – 360 c.
20. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. – 250 с.
21. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 2010. – 438 с.
22. Хозяинова, Т. К. Особенности самоактуализации личности матери как фактор ее отношения к детям: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. псих. наук / Т. К. Хозяинова. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2018. – 23 с.
23. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 512 с.
24. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2014. – 192 с.
25. Юдина, Е.С. Возрастные и психологические особенности детей старшего школьного возраста / Ю.С. Юдина // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2019. – С. 295-297.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мотивация избегания неудач Т. Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мотивация достижения успеха Т. Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Степень выраженности самоактуализации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты