2. Исследование отношения взрослых и учащейся молодежи к проблемам детей, воспитывающихся в «гражданской семье»
2.1 Описание исследования отношения взрослых и молодежи к детям, воспитывающимся в «гражданской семье»
2.2 Сравнительный анализ отношения взрослых и молодежи к детям, воспитывающимся в «гражданской семье»
Выводы по второй главе
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Отношение к гражданскому браку»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол ответов респондентов по методике «Отношение к гражданскому браку»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол ответов респондентов по методике «Представление о детях, воспитывающихся в традиционных и гражданских семьях»
2. Исследование отношения взрослых и учащейся молодежи к проблемам детей, воспитывающихся в «гражданской семье»
2.1 Описание исследования отношения взрослых и молодежи к детям, воспитывающимся в «гражданской семье»
Наше исследование направлено на изучение отношения к детям из «гражданский семей» у взрослых людей (40-45 лет) и молодёжи (20-25 лет)
Для проведения исследования были задействованы педагоги ГУО в количестве 40 человек, которые работают в 1-5 классах. Мы разделил всю выборку на категории по возрасту: 20-25 лет – первая группа и 40-45 лет – вторая. Среди педагогов – трое – мужчины, остальные – женщины. Согласно социальным паспортам классов, в которых работают педагоги, принявшие участие в исследовании, мы определили, что в школе всего 22 учащихся в возрасте от 6 до 11 лет, которые воспитываются в «гражданских семьях». Такое возрастное разделение, на наш взгляд, будет способствовать более качественному изучению отношения различных поколений к детям, воспитывающимся в «гражданской семье».
Примечательным в связи с темой нашего исследования является и то, что 5 педагогов из нашей выборки сами состоят в гражданском браке и воспитывают 1 и более детей.
В ходе исследования нами были отобраны следующие методик, позволяющие всесторонне определить отношение педагогов к учащимся, которые воспитываются в «гражданских семьях» (приложение А).
- опросник «Отношение к гражданскому браку»;
- методика «Представление о детях», которая позволяет сравнить основные поведенческие черты у учащихся, воспитывающихся в традиционных и гражданских семьях.
Опросник «Отношение к гражданскому браку» - это анкета, которая является сама по себе социологическим исследованием. Разработана для выявления отношения к гражданскому браку, состоит из вопросов, которые выражают достаточно полное отношение к гражданскому браку, и оценивают определённое отношение по шкале.
Согласно методике «Представление о детях, воспитывающихся в традиционных и гражданских семьях», можно определить мнение педагогов о поведении учащихся из данных групп семей. Также она позволяет выявить установки педагогов по отношению к детям из «гражданских» и из традиционных семей. В ходе выполнения педагогам необходимо отметить те черты личности из списка предложенных, которые, по их мнению, присущи детям из «гражданских» и из традиционных семей.
Методики проводились индивидуально, временных ограничений в выполнении заданий не было. Опросник проводился анонимно. Благодаря применению данных опросников, на наш взгляд, позволит не просто определить отношение педагогов к гражданскому браку и к детям, воспитывающимся в гражданском браке, но и выделить достоинства и
Выводы по второй главе
Рассматривая отношение педагогов в возрасте 20-25 и 40-45 лет к гражданскому браку, мы пришли к следующим выводам:
- преобладает различное отношение к гражданскому браку (для педагогов 20-25 лет – положительное, а для респондентов 40-45 лет – негативное, или нейтральное);
- достоинства гражданского брака: получение льгот для ребенка, хороший подготовительный этап к свадьбе, ощущение внутренне свободы, штамп в паспорте чистая условность, отсутствует процедура развода;
- недостатки гражданского брака: ощущение недоверия со стороны общества, разные фамилии членов семьи, ребенок может почувствовать себя неполноценным, дети с юридической стороны более беззащитны, напряженная обстановка в семье;
- у педагогов в возрасте 20-25 лет преобладает положительное отношение к гражданскому браку, а у респондентов в возрасте 40-45 лет – или негативное, или нейтральное;
- существенных различий у педагогов различных групп по отношению к детям из традиционных и «гражданских» семей не обнаружено: у всех испытуемых выражено более положительное отношение к детям из традиционных семей, нежели к детям из гражданских семей. В целом нейтральное представление о качествах доброты, вежливости, с выраженными негативными качествами детей из гражданских семей – импульсивности и бестактности.