Диагностика социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Диагностика социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Диагностика социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Методика «Два дома красный и черный» (индивидуальная).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Неполная семья как социальная проблема
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста из неполной семьи
1.3 Особенности социально-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Комплексная диагностика социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по организации социально-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и вступают в новый брак или остаются независимыми от супружеских обязательств. Во всех случаях структура семьи оказывает сильное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает, где ребенок постигает основы человеческой культуры. С другой стороны, образование – это процесс добровольного взаимодействия для развития личности человека в соответствии с идеалами и целями общества.
Для маленького ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Как член семьи, ребенок имеет определенные отношения со своими родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. В результате ребенок вырастает либо дружелюбным, открытым и общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым [1, c. 52].
Согласно статистике, каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполной семье, растет и число внебрачных детей, когда один из родителей отказывается их воспитывать. Даже у самой сильной и заботливой женщины в неполной семье физически не хватает времени на воспитание ребенка. Дети предоставлены сами себе из-за чрезмерной загруженности матери.
В изучение этой проблемы, разработку и реализацию наиболее эффективных программ социальной поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей вовлечены многие специалисты – педагоги, правоохранительные органы, социальные работники, государство.
Проблему разводов в современных семьях как основной причины неполных семей обсуждают Г. Раттер, И.С. Голод, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. Так Г. Раттер обнаружил, что когда разлука вызвана разводом в семье или трудностями в отношениях с родителями, риск антисоциального поведения резко возрастает в более позднем периоде. Напротив, у детей, разлученных со своими семьями на такой же срок (один месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного отсутствия, риск психических расстройств не повышен. Следует отметить, что вредна не сама разлука, а неприятные обстоятельства, которые ее сопровождают (Савинов Л.И., Камышова Е.В., 2008).
Объект исследования: процесс социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Неполная семья как социальная проблема
Особое значение придавал структуре семьи А.С. Макаренко. Он ввел понятие «полная семья» и «неполная семья», то есть семья без отца и матери. Структура семьи определяет успешное воспитание и социализацию ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, а мать обеспокоена своим социальным положением как разведенной женщины. Очень трудно сохранять душевное спокойствие, когда взрослый ребенок начинает настойчиво спрашивать, где папа, кто он, какой он и т.д. [15, с. 185]
Сегодня становится все более очевидным, что процессы, происходящие в нашей стране – разрушение старых идеалов, развал структур, которые имели определенное влияние на развитие, воспитание и обучение наших детей, – ставят семью в особое положение как важнейший институт развития личности ребенка. Сейчас, как никогда, очевидна зависимость и стабильность общества и государства в целом от личных качеств, знаний, умений и навыков каждого человека и, прежде всего, от детей, от жизнеобеспечения которых будет зависеть будущее страны.
Самым важным институтом социализации следующего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральные и культурные ценности [2, c. 45].
Семья была и остается важнейшей социальной средой для формирования личности и основой для психологической поддержки и воспитания. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются важным фактором дестабилизации традиционных семейных отношений.
В последние годы неполные семьи – неполные семьи с одним или двумя несовершеннолетними детьми – стали распространенным явлением. В такой семье родителем чаще всего является мать, реже – отец. Неполные семьи возникают в результате различных жизненных обстоятельств: развода, смерти одного из родителей, раздельного проживания или рождения ребенка вне брака.
В связи с этим можно выделить несколько типов неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшиеся семьи [10, с. 210].
В зависимости от того, кто из родителей несет ответственность за воспитание ребенка, различают материнские и отцовские неполные семьи [6, с. 185].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Комплексная диагностика социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей
С целью диагностики социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли 60 детей младшего школьного возраста. Возраст детей 8-9 лет (3 класс). Выборка была поделена на две группы: первая группа – 30 детей из неполных семей; вторая группа – 30 детей из полных семей.
Для диагностики социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «Два дома красный и черный» (индивидуальная)
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей начальной школы.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
2. Методика Рене Жиля
Цель исследования: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, что дает возможность, влияя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Проективно-визуальный метод Р. Гилла состоит из 42 заданий, среди которых 25 рисунков детей или детей и взрослых, короткий текст, объясняющий изображенную ситуацию и вопрос субъекту, и 17 текстовых заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать– отец-ребенок. Неполные семьи можно разделить на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, социально-психологические, проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье.
Дети, выросшие в неполной семье, – одинокие дети. Их способность устанавливать межличностное взаимодействие невысока. Наблюдается недооценка авторитета ребенка, и этот показатель имеет тенденцию к увеличению. Таким образом, чтобы устранить негативные психологические и социальные причины, искажающие развитие личности и препятствующие нормальной адаптации детей из неполных семей к школе, необходимо создавать для них комплексные программы помощи и поддержки, которые должны осуществляться профессиональными психологами и социальными педагогами с использованием всех имеющихся в их распоряжении методов.
Социальный педагог, работающий с неполными семьями, информирует о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; объясняет матери (отцу), как создать условия для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае жестокого обращения.
С целью диагностики социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли 60 детей младшего школьного возраста. Возраст детей 8-9 лет (3 класс). Выборка была поделена на две группы: первая группа – 30 детей из неполных семей; вторая группа – 30 детей из полных семей.
Для диагностики социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста из неполных семей были использованы следующие диагностические методики: методика «Два дома красный и черный» (индивидуальная), методика Рене Жиля, диагностика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреева).
1. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение. – 2008. – №2. – С. 56 – 59
2. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей / Т. Барсукова // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С.17– 24
3. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н.Башкирова. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 272 с.
4. Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Социальная педагогика / В.Бочарова. – 2003. – № 1. – С.3-6
5. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика / Н.Вайзман. – М.: Педагогика, 2014.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В.Василькова. – М.: Академия, 2002.– 160 с.
7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.:Академия, 2001.– 440 с.
8. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал. – 2006. – №3-4. – С. 100-112
9. Дармодехин С.В. Проблемы семьи и семейной политики / С.В. Дармодехин // Социально-политический журнал. – 2014. – №9-10. – С. 43-51
10. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. − №11. – С. 108-113.
11. Дементьева И.Ф. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях / И. Дементьева // Воспитание школьников. – 2013. – №10. – С. 13-17.
12. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / И.Ф. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследования; Инта педагогики соц. работы. – Екатеринбург, 2012. – С. 22-28.
13. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии: теоретический и практический аспект экономического развития / И.Е. Калабихина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 526 с.
14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Л. Лидерс. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
15. Лукьянова Л. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования / Л.О. Лукьянова. – 2001.– №8.– С. 86-95
16. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марцинковская. – СПб., 2000. – С. 73-117.
17. Мачехина О. Семья в современном обществе: [беседа со старшеклассниками] / О.Мачехина // Воспитание школьников. – 2003. – №4. – С.35
18. Методика и технология работы социального педагога /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардохаева.– М.: Академия, 2002.– 192 с.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик.– М.: Академия, 2000.– 200 с.
20. Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье / М.В. Покатаева // Психологическая наука и образование.– 2001.– №2.
21. Савельева О.О. Семья в современном обществе / О.О. Савельева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. -№8. -С. 7-18
22. Семейное воспитание: Краткий словарь / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
23. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями (меры реальной помощи) / Г.Семенов // Воспитание школьников.– 2003.– №1.– С.28-35
24. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 2005. – 384 с.
25. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая / Н.Тихонова // Воспитание школьников.– 2002. – №3. – С. 29-34
26. Томпсон Дж. Л. Социология / Дж.Л. Томпсон. – М.: Академия, 2008. – 618 с.
27. Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация / Ф.С. Тумусов // Вопросы философии. – 2001. – №12. – С. 155-161
28. Фомина О.С. Реализация модели воспитательной системы / О.С. Фомина // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С.43-47
29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. – 432 с.
30. Юнина И. Неполные отцовские семьи: проблемы и пути их решения / И.Юнина // Вечерний Славгород.– 2005.– №26.– С. 10
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Методика «Два дома красный и черный» (индивидуальная).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты