ВВЕДЕНИЕ
Русский язык обладает двумя видами графического представления – в виде печатной и в виде рукописной (каллиграфической) графики. Это требует освоения двух дополнительных речевых навыков – навыка чтения рукописных текстов и навыка каллиграфичного воспроизведения рукописного текста. Во многих европейских странах отказались от необходимости учить детей по прописям, учить каллиграфии. В этих странах дети только «печатают», а не пишут тексты рукописными буквами. Это необычайно обедняет культуру языка и выхолащивает эстетическую воспитательную составляющую языка.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной в современной школе. Одной из причин этого является внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования, компьютерных технологий, когда клавиатура заменяет детям ручку и карандаш. Данная проблема остается актуальной, как для учителей, так и для методистов, ученых. Ее изучением занимались и занимаются многие ученые, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определенную систему принципов, методов и приемов. Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма (Е.Н. Соколова, М.М. Безруких, В.А. Илюхина, Е.Н.Потапова и др.).
Для закрепления навыка правильного письма учителя проводят
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТОК ЧИСТОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Роль минуток чистописания на уроке русского языка
Каллиграфическое письмо – навык, вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в большой степени зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия.
Письмо – это «система условных линейных (графических) знаков для передачи тех или иных элементов языка » [18, с. 19].
Выработка у младших школьников навыка письма наряду с чтением и вычислительными навыками – задача первостепенной важности, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психическое развитие.
Вместе с тем процесс обучения детей письму и выработка у них автоматизированности графического навыка отличается сложностью, что обусловлено своеобразием этого вида речевой деятельности. В связи с этим возникает необходимость практической работы с младшими школьниками на уроках письма (в период обучения грамоте) и в дальнейшем на уроках русского языка.
Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников. Постепенно минутка чистописания должна стать универсальной структурной частью урока. Во
ГЛАВА 2 МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Несмотря на то, что к четвертому классу учащиеся овладевают навыками письма в достаточной мере, необходимость в минутках чистописания не пропадает.
Письмо учащихся на четвертом году обучения становится более непринужденным, проявляется уже индивидуальная манера письма, складываются характерные особенности индивидуального почерка.
Ощущается потребность в скорописании, т. к. речь, мышление в этом возрасте достигают более высокого уровня, и медленное письмо является тормозом. Оно тормозит темп изложения мыслей письменной речью, тормозит разного рода записи, которые нужно сделать в ходе работы на уроках чтения, языков, математики и т. д. Учащиеся, у которых темп письма медленный, испытывают дискомфорт, т. к. не успевают на уровне всего коллектива закончить письменные задания, не успевают проверить свою работу, и этим, как правило, нарушают темп работы учителя. Да и на самих этих учеников такая медленная работа имеет огромное влияние. Дети испытывают перегрузку (излишнее нервное возбуждение, переживание, перенапряжение мышц руки), и каллиграфия у них не становится лучше.
Отсюда и цель данного этапа чистописания – обучение скорости письма, конечно же, с соблюдением всех других качеств письма.
Основная задача по чистописанию в 4 классе – достижение определенного ускорения и плавности письма при сохранении его четкости, качества, каллиграфической правильности и других качеств письма.
Направления работы остаются теми же, какими они были в предыдущих классах, но удельный вес каждого из них изменяется: первое место занимают упражнения в скорописи, плавности, ритмичности письма.
По сравнению с 3 классом, в 4 классе продолжают проводиться специальные упражнения для выработки скорописного письма, но несколько
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль графических навыков в учебно-воспитательном процессе очень велика, поскольку без владения графикой невозможно изучение любого учебного предмета. Поэтому развитие речи и навыки каллиграфического письма являются «вечными» заданиями, которые призвана решать начальная школа.
Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. С целью усовершенствования навыки письма учитель применяет различные формы работы. Минутка чистописания – важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе.
Основной задачей упражнений по каллиграфии должна быть подробная работа над формами всех букв алфавита, над различными видами их соединений по мере сложности написания, совершенствованием всех качеств письма (наклон, линейность, равномерность элементов), а также с ускорением его темпа, связанного с формированием непосредственно отрывного и ритмичного написания слогов, небольших слов и т. д. Эта работа предполагает формирование у школьников культуры оформления письменных работ (размещение слов в строке, соблюдение поля, абзацев, аккуратности исправлений и т.д.).
Минутка чистописания в зависимости от цели урока может быть проведена в начале, середине или в конце урока, иногда как разрядка после напряженной умственной деятельности. Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного.
Минутка чистописания в разных классах начальной школы имеет свои особенности. К четвертому классу письмо учащихся на четвертом году обучения становится более непринужденным, проявляется уже индивидуальная манера письма, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Основная задача по чистописанию в 4 классе – достижение
1. Аристова, Т.А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа / Т.А. Аристова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31) –С. 34–36.
2. Архипова, Е.В. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся начальных классов / Е.В. Архипова // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 22.
3. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. –Санкт-Петербург : Литература, 2005. – 288 с.
4. Бакулина, Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – Киров : ВГПУ, 1999. – 175 с.
5. Бакулина, Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. — М. : ВЛАДОС, 2006. — 216 с.
6. Баранова, Т.М. Методика преподавания русского языка / Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженская.– М. : Просвещение, 1990. – 320 с.
7. Бетенькова, Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках / Н.М. Бетенькова. – М. : Астрель, 2002. – 130 с.
8. Богач, З.И. Как сказка помогает грамотно писать / З.И. Богач // Начальная школа. – № 9. – 1998. – С. 6–11.
9. Бочек, Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» / Е.А. Бочек // Начальная школа. – 1999. – №1. – С.24–26.
10. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев // Избр. пед. соч. – М. : Владос, 1992. – 330 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – с. 46.
12. Горецкий, В.Г. О методике обучения грамоте / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 4 –6.
13. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова.– М. : Просвещение, 1987.– 225 с.
14. Жуйкова, Н.С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала / Н.С. Жуйкова // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 32 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. – Дата доступа: 06.02.2016.
15. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 192 с.
16. Козятинская, С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе / С.Е. Козятинская // Начальная школа. – № 1. – 1999. – С.3–7.
17. Лайло, В.В. Развитие памяти и повышение грамотности : пособие для учителя / В.В. Лайло. – М. : Дрофа, 2001. – 220 с.
18. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов и др.– М. : Просвещение, 1987.– 415 с.
19. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов.– М. : РОСТ:СКРИН, 1997.– 253 с.
20. Малинованова, Е.Л. Как помочь первокласснику / Е.Л. Малинованова // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 29 –30.
21. Напольнова, Т.В.Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т.В. Напольнова. – М. : Просвещение, 1983. – 220 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.П. Подласый. – М. : Владос, 1996. –320 с.
23. Рамзаева, Т.Г. Обучение в 3 классе (русский язык, чистописание, черчение, внеклассная работа) / Т.Г. Рамзаева [и др]. – М. : Просвещение, 1988. – 126 с.
24. Резодубов, С.П. Методика русского языку в начальной школе / С.П. Резодубов.– М. : Просвещение, 1963.– С. 184 – 190.
25. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – с. 14–16.
26. Сулейманова, З.С. Приемы работы в тетрадях по чистописанию (4-й класс) / З.С. Сулейманова // Начальная школа До и После. – 2006 г. – №6. – С. 33–34.
27. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К.Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6 т. – М. : Просвещение, 1989. – Т. 5. С. 280 с.
28. Юсупова, А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте / А.Ф. Юсупова // Начальная школа .– 2007. – № 8. – С. 21 –23.