Методика формирования у младших школьников представлений и понятий о жизни растений во втором классе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика формирования у младших школьников представлений и понятий о жизни растений во втором классе»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Методика формирования у младших школьников представлений и понятий о жизни растений во втором классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Организация: СШ №9, ГУО (г. Борисов)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования младших школьников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
1.1 Сущность категорий «представление», «понятие»
1.1 Сущность категорий «представление», «понятие»
1.2 Этапы формирования представлений и понятий о жизни растений во втором классе
1.3 Основные методы и приемы работы по формированию представлений и понятий об объектах живой природы в мире растений во втором классе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
2.1 Анализ объема представлений и понятий по образовательному компоненту «Природа и человек» (мир растений) во втором классе
2.2 Методика работы с натуральными и плоскостными средствами, используемыми в процессе изучения представлений и понятий о жизни растений во втором классе
2.3 Диагностика уровня владения представлениями и понятиями о жизни растений во втором классе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема воспитания экологических сторон личности ребенка, в тоже время проблема экологического образования являются значимыми и могут стать в ближайшее время глобальными. В современное время самую большую угрозу представляет нарушение аспектов экологического равновесия, и эта проблема касается всех стран мирового пространства. Во всех странах и континентах мирового пространства происходит постоянное загрязнение мирового пространства, исчезновение природных ресурсов, вымирание большого количества животных, загрязнение мирового океана и др. В некоторых участках мирового земного пространства эти экологические проблемы приобрели уже статусное бедственное положение. Все эти проблемы требуют от современного человечества изменения своего личностного отношения к окружающей природе, к сохранению жизни на земле.
Младший школьный возраст представляет собой такой период в процессе воспитания, когда начинается процесс осознанного отношения к процессу экологического воспитания и выработки своей собственной позиции ребенка по отношению к окружающей среде и природе в целом. Ребенок младшего школьного возраста выделяет себя как объект всей живой жизни на земле, ребенок начинает свое общение с объектами живой природы с первых дней своего рождения. У ребенка младшего школьного возраста вырабатывается свое собственное отношение к природе, экологическое мировоззрение. Поэтому педагогам учреждения начального образования отводится большое значение в формировании экологической культуры и экологического воспитания личности младшего школьника.
Формирование экологической культуры ребенка младшего школьного возраста включает в себя разнообразные экологические представления, знания и умения. Важным звеном формирования общей экологической культуры являются экологические представления о растениях. Ребенок должен усвоить, что природа, при бережном и уважительном к ней отношении может стать не только источником эстетического наслаждения, но и хороши помощником, другом и даже лекарем.
В своей работе мы опирались на исследования С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.П. Салеевой, В.А. Зебзеевой, Н.Е. Пермяковой, В.В. Смирновой, В.А. Ясвинаовой и других. Стоит отметить, что проблема формирования представлений и понятий у учащихся младшего школьного возраста о растениях ещё не получила должного освещения в научно-методической литературе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
1.1 Сущность категорий «представление», «понятие»
Процесс восприятия предметов или явлений природы, который касается познания учеников младших классов, происходит через формирование ощущений, основанных на деятельности органов чувств ребенка. Мозг отражает определенные характеристики, внешние аспекты предметов или явлений, которые действуют непосредственно на органы чувств. «Восприятие возникает из впечатлений, в которых зрачок уже отражает набор характеристик объекта, «конструирует» зрительный образ. Восприятие отражает объект в целом, учитывая взаимосвязь его свойств. Объект, который выделяется в процессе восприятия, вызывает наибольшее возбуждение в коре головного мозга, в больших полушариях, в то время как другие области одновременно угнетаются; поэтому другие объекты, окружающие выделенный объект, воспринимаются как фоновые, нечеткие» [9, с. 43].
«Объект или явление можно извлечь, вспомнить. Затем формируется восприятие. Представления определяются в науке как сенсорные и зрительные образы предметов и явлений действительности, которые хранятся в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Они появляются не сразу и не в законченном виде, а формируются, постепенно развиваются и изменяются в результате новой, целенаправленной перцептивной деятельности. В детском сознании восприятие принимает форму зрительных образов и имеет конкретный характер, но эти образы могут отражать нерелевантные признаки, поскольку часть органов чувств опущена. Они могут формироваться не только при непосредственном наблюдении, но и в воображении ребенка, при работе с учебником и наглядными пособиями» [7].
В педагогике представление–это «форма научного знания, отражающая объективно значимые вещи и явления и закрепленная в конкретных терминах или обозначениях. В отличие от сенсорных образов (ощущений и восприятий), понятие не является чем-то непосредственным, воспринимаемым во всем многообразии его качественных свойств. Из этой множественности понятие извлекает то, что является существенным, и таким образом приобретает значение универсальности, что является его главной отличительной чертой» [11, с. 102].
Большая советская энциклопедия дает следующее определение этой категории: «Понятие – это форма мысли, отражающая существенные признаки, связи и отношения предметов и явлений в их противоположности и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая определенный класс предметов по некоторым общим и общехарактерным признакам» [3, с. 44].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
2.1 Анализ объема представлений и понятий по образовательному компоненту «Природа и человек» (мир растений) во втором классе
Рассмотрим учебную программу по учебному предмету «Человек и мир» для IІ класса и учебное пособие «Человек и мир» для 2 класса.
«Содержание учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными образовательными компонентами: «Природа и человек» (ведущий компонент), «Человек и его здоровье», «Человек и общество».
Учебная программа «Человек и мир» подает содержание материала в учебном пособии «Человек и мир» четырьмя комплексно взаимосвязанными основными разделами: «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые изучаются учениками на протяжении всего учебного года. Данное учебное пособие дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природе» [9].
Согласно учебной программе, цель учебного предмета «Человек и мир» – формирование основ научного мировоззрения, экологической и духовно-нравственной культуры, представлений и знаний о природе, обществе и человеке, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.
«При изучении каждого раздела изучаются его особенности, значение в природе и жизни человека, необходимые охранные мероприятия по защите данного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей изучаемых компонентов в природе. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет ученикам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, практикует в формировании собственных умозаключений, памяти, воображения, речи» [14].
В основу образовательного компонента «Природа и человек» положена концепция экологического образования личности, что предполагает формирование у учащихся основ экологической культуры, усвоение системы первоначальных экологических знаний и умений, применение их в конкретных жизненных ситуациях, воспитание бережного отношения к природе, формирование опыта практической природоохранной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период обучения ребенка в начальной школе является значимым в процессе экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста. Именно в это период начинают и к концу младшего школьного возраста заканчиваются формироваться значимые представления и понятия. Такие сформированные представления и понятия отражают в себе сформированный уровень у ребенка знаний об окружающем мире, его объектах и явлениях. Под понятием в педагогике понимают некоторую сформированную форму мысли, которая отражает самые важные характерные черты, связи и взаимоотношения между предметами и явлениями. С помощью таких понятий представлений младшие школьники проникают в сущность изучаемых объектов и явлений.
Процесс формирования представлений и понятий о мире растений у младших школьников разнообразен и является эффективным на уроках и внеклассной деятельности. Они развивают у детей навыки творчески мыслить и оценивать свои действия, выстраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Наиболее эффективным методов формирования понятий и представлений о мире растений во втором классе является метод наблюдения. При организации форм и методов работы с детьми по формированию понятий и представлений о мире растений во втором классе педагог должен сам мысленно стать в позицию школьника, посмотреть на окружающий мир глазами школьника.
Во второй главе работы проанализирована учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для IІ класса и учебное пособие «Человек и мир» для второго класса. Содержание учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными образовательными компонентами: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Построение учебного материала обусловлено логикой формирования первоначальных знаний о природе. В учебном пособии Г.В. Трофимовой и С.А. Трофимова темы растительного мира не выделяются в отдельный раздел. Объединение тем, касающихся растительного мира, с темами животного мира в раздел «Живая природа и человек» позволяет обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 1994. – №2. – С. 32–33.
3. Барышева, Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.
4. Вдовиченко, В.М., Дурейко, Л.И., Ковальчук Т.А. Человек и мир во 2 классе: уч.–метод, пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Нар.асвета, 2005. – 142 с.
5. Жук, O.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: учеб.–метод, комплекс для студ., получающих пед. специальность // O.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.
6. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся / И. Жукова. // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 125–127.
7. Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир» // ListEducational. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.listeducation.ru/liwep–454.html
8. Ковальчук, В.В. Технология кооперативного обучения и ее реализация на уроках по курсу «Человек и мир» / В.В. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2007. – № 3. – C. 21–25.
9. Концепция учебного предмета «Человек и мир», утверждена Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные урока естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С. 57–63.
11. Кузьмина, Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения / Н.М. Кузьмина // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 68.
12. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах / В.М. Минаева, И.А. Шарапова. – Минск: Народная асвета, 1998. – 112 с.
13. Миронов, А.В. Технология изучения курса окружающий мир в начальной школе / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 508 с.
14. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: Учеб.–метод. пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
15. Нехлюдова, М.В. Научные основы преподавания курса Окружающий мир. Учебное пособие для дистанционного обучения / М.В. Нехлюдова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 64 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
17. Панова, П.В. Формирование естественно–научных понятий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / П.В. Панова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 77.
18. Сигай, С.Н. Человек и мир. Планы-конспекты уроков. 2 класс (I полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / С.Н. Сигай. – Мозырь : Выснова, 2018. – 123 с.
19. Трофимова, Г.В. Человек и мир: учеб.пособие для 2–гокл. учреждений общего сред. Образования с рус.яз. обучения / Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов. – Минск: Адукацыяiвыхаванне, 2017. – 144 с.
20. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Человек и мир. IІ класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
21. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 75 с.
22. Чемоданова, Г.И., Маркель, Т. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий / Г.И. Чемоданова, Т. Маркель // Вестник Новороссийского государственного университета. – 2016. – С. 238–243.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования младших школьников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты