ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и особенности формирования исследовательских умений младших школьников
1.2 Анализ содержания учебного предмета «Человек и мир» с точки зрения организации исследовательской деятельности учащихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Диагностика уровня развития исследовательских умений младших школьников
2.2 Процесс формирования исследовательских умений младших школьников на уроках «Человек и мир» на примере изучения раздела «Природа и человек»
2.3 Обобщение результатов исследования, методические рекомендации
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу необходима конструктивная личность, способная к самореализации, инициативности и творчеству для решения актуальных проблем. Основы такого человека должны быть заложены уже в период обучения в начальных классах. Основной проблемой в процессе обучения в начальной школе является развитие личности ученика младшего школьного возраста, его желании посещать школу. Проблема развития младшего школьного возраста, его обучения к школе сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования когнитивной активности. Важной задачей современного образования выступает активное формирование и развитие исследовательских способностей у учащихся младшего школьного возраста. Информация, которую получил ученик младшего школьного возраста репродуктивным путем является менее важной, чем информация и знания, которые ребенок получит через эксперимент.
Целью когнитивного воспитания в период обучения в начальной школе является формирование у учащихся познавательного, эмоционально-нравственного отношения, практически активного к окружающей среде и их здоровью на основе чувственных и эмоциональных знаний о природной и социальной среде человека.
Довольно долгое время главное место в учебно-психологических исследованиях отдается проблеме развития исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста. Данными исследованиями занимались многие ученые и исследователи разных времен, например, такие как: П.П. Блонский, Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.
Исследователи нашего времени теперь рекомендуют чаще использовать эксперименты при работе с учащимися младшего школьного возраста. Преимуществом экспериментальной деятельности можно считать то, что он позволяет учащимся реально представить различные аспекты изучаемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой. Опыт пронизывает все сферы деятельности ребенка, обогащает его память, активизирует рефлексивные процессы, развивает речь и стимулирует личностное развитие учащихся младшего школьного возраста.
На данном этапе социального развития важным звеном является система образования в целом как этап образования молодых членов общества, обеспечивший формирование базовых навыков и компетенций, необходимых для получения высшего образования. Как и во многих других научных областях, педагогика в последнее время претерпела изменения в практике и методах работы, и игры становятся все более распространенными. В течение многих лет наука стремилась к проведению действительно ориентированных на ребенка мероприятий, которые могли бы развиваться в без помощи взрослых, а также посредством их действий. По мнению современных исследователей, эта деятельность доказала свою полезность для детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и особенности формирования исследовательских умений младших школьников
По мнению Е.А. Крючковой, в настоящее время важной задачей образовательного процесса является формирование исследовательских умений, которые направлены на исследовательскую деятельность школьников. Вовлечение детей школьного возраста в исследовательскую деятельность позволит им научиться осваивать, изобретать и понимать новое, формулировать и выражать собственные мысли и идеи, уметь принимать необходимые решения, конкретизировать свои интересы и осознавать возможности [13, с. 54].
Исследовательская деятельность присуща каждому человеку, и эта деятельность может быть выражена в той или иной мере. Порой сами того не осознавая, мы активно исследуем окружающий нас мир, открываем его маленькие тайны и постигаем таинственные основы мироздания. Однако дети исследуют окружающий мир с удвоенным или даже утроенным любопытством, так как для них все в жизни ново и интересно, в отличие от взрослых, которых уже порой сложно удивить чем-либо, сложно по-настоящему «расшевелить», вызвать их интерес и побудить исследовать то или иное явление.
Понятие «исследовательские умения» трактуется разными авторами по-разному. Анализ различных определений и классификаций позволил нам выделить несколько подходов к определению понятия «исследовательские умения». Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков дает следующее определение: «Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, нового знания, один из видов познавательной деятельности». В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом. Исследовательская деятельность и приобретение исследовательских умений – это сложный и многогранный процесс, основанный на следующих принципах:
– развитие познавательных способностей учащихся;
– умение ориентироваться в информационном пространстве;
– умение конструировать собственные знания;
– способность интегрировать знания из различных областей науки;
– способность критически мыслить [19, с. 265].
А.И. Савенков понимает под умением задавать вопросы, видеть проблемы, делать предположения, определять термины и понятия, наблюдать, классифицировать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, обрабатывать текст, защищать и доказывать идеи [18, с. 76].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Диагностика уровня развития исследовательских умений младших школьников
Для педагога очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
– степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
– степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
– степень осмысления использованной информации;
– оригинальность идеи;
– осмысление проблемы и способ ее решения;
- формулирование цели исследования;
- владение рефлексией;
- творческий подход в процессе работы.
В данном случае мы исследуем уровни сформированности теоретического анализа: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.
База исследования: ГУО «Средняя школа №55 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 младших школьников, учащиеся 2 класса в возрасте 7-8 лет. Среди испытуемых 17 девочек и 13 мальчиков.
В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой.
1) исходный – низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.
2) начальный уровень – характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «исследовательские умения» трактуется разными авторами по-разному. Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, нового знания, один из видов познавательной деятельности». Исследовательская деятельность и приобретение исследовательских умений – это сложный и многогранный процесс, основанный на следующих принципах: развитие познавательных способностей учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение конструировать собственные знания; способность интегрировать знания из различных областей науки; способность критически мыслить. Исследовательские умения учащихся младшего школьного возраста можно рассматривать как совокупность умственных операций и прикладных действий, выполняемых учеником при поддержке учителя, позволяющих мотивированно осуществлять учебно-исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, с помощью которых в исследовательской деятельности формируются и предметные компетенции.
Основная функция предмета «Человек и мир» – научить ребенка приобретать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к природному и социальному окружению, создать условия для формирования этого отношения. Целью предмета «Человек и мир» является создание условий для воспитания и развития качеств и способностей младшего школьника, необходимых для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры. Исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, помогает активизировать учащихся, способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу, позволяет значительно расширить рамки изучаемого. Большинство программ по предмету «Человек мир» имеют цель – оптимальное, общее развитие каждого ученика. Это возможно, когда дети не получают знания в готовом виде, а открывают их сами. Существуют различные способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир», которые желательно как можно чаще использовать в учебном процессе.
В ходе экспериментальной работы по разработке и апробации системы уроков по предмету «Человек и мир» с учащимися младшего школьного возраста с целью развития их исследовательских умений были получены следующие результаты: вырос высокий (8%) уровень развития исследовательских навыков с 16% до 24%, также вырос средний (4%) уровень развития исследовательских умений – с 64% до 68%. Процент учащихсяс низким уровнем развития исследовательских навыков снизился на 12% – с 20% до 8%. У учащихся вырос уровень сформированности следующих умений: выдвигать гипотезу; находить в тексте значимую информацию; умение формулировать вопросы; составить план своих действий; выделять причинно-следственные связи делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного; предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы. Ученики стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегают помощи учителя. Данные результаты были достигнуты благодаря особенностям созданной экспериментальной системы уроков.
1. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2014. – №2. – 123 с.
2. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа, 2017. – №4. – 64 с.
3. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О.Б. Волжина. – М., 2014. – 207 с.
4. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
5. Голубева, Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности Л.Н. Голубева // Этическое воспитание, 2013. – № 6. – 121 с.
6. Губарева, С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева // Методист, 2013. – № 5. – 63 с.
7. Дерябко, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
8. Жестова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа, 2009. – №10. – 181 с.
9. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
10. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2006. – 491 с.
11. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2016. – 258 с.
12. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2016. – 99 с.
13. Квасцова, Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова // Биология в школе. 2014. – №3. – 85 с.
14. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // НШ. 2016. – №6. – 96 с.
15. Михальчук, М. В. Основы экологического образованиямладших школьников / М. В. Михальчук. – Мн.: Высш. шк., 2016, – С. 4-17.
16. Моисеева, Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук / Л. В. Моисеева. – Екатеринбург, 2016. – 46 с.
17. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков. – М.: Топикал, 1994. – 184 с.
18. Симонова, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
20. Снакин, В. В. Экология и охрана природы: Словарь–справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2014. С. 281.
21. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа, 2014. – №10. – 128 с.
22. Хафизова, Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л.М. Хафизова // Начальная школа, 2015. – №3. – 174 с.