Международная торговля услугами. Либерализация услуг
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международная торговля услугами. Либерализация услуг»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Международная торговля услугами. Либерализация услуг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы функционирования мирового рынка услуг
1.1 Понятие и основные закономерности функционирования мирового рынка услуг
1.2 Специфика международной торговли услугами
1.3 Регулирование мирового рынка услуг
2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг
2.1 Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран
2.2 Позиции Беларуси на мировом рынке услуг
3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса – повышение наукоёмкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что актуальность данной работы выражена в том, что в настоящее время в условиях всё усиливающейся глобализации и диверсификации производства услуги приобретают значительную роль в экономике многих стран в силу своих особенностей и отличий от товаров. Услуги вносят весомый вклад в бюджет страны, оказывающей эти самые услуги.
Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в Беларуси.
Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
– изучить теоретические основы функционирования мирового рынка услуг;
– провести анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг;
– исследовать проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли.
Объектом данного исследования является международная торговля, а предметом – услуги как объект международной торговли.
Информационную базу исследования составили материалы международных нормативно-правовых актов и соглашений, сборников научных трудов, интернет-сайт Всемирной торговой организации, официальные сайты информационных порталов.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: дистанционные методы сбора информации, прямой анализ и синтетическое сведение при сборе и обработке статистических данных, элементарно-теоретический анализ факторов, влияющих на мировой рынок услуг.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке дальнейших стратегий развития мирового рынка услуг в условиях существования Всемирной торговой организации на международном уровне и в отдельных государствах. Особая практическая значимость исследования заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективные направления совершенствования национального рынка услуг в Республике Беларусь в целях улучшения состояния экономики и наиболее благоприятных условий сосуществования на международной арене с другими странами.
1. Теоретические основы функционирования мирового рынка услуг
1.1 Понятие и основные закономерности функционирования мирового рынка услуг
На данном этапе жизни возрастает потребность в детальных исследованиях мировой торговли услугами. Несмотря на это, по-прежнему очень мало исследований в области мировой экономики. Ведущие мировые ученые редко обращают на это внимание, поэтому эти службы фактически не проводят исследований на практике.
Возможно, именно из-за этого в мировой литературе нет точного определения услуги, также нет четкого разграничения видов услуг, сферы их регулирования. Известно, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению роли услуг, 15-18% из мировой торговли приходится на международную торговлю услугами [25, с. 27]. Сфера услуг выросла в крупнейшую отрасль экономики: на ее долю приходится 60-80% мирового ВВП [7, с. 266].
Кроме того, этому способствует рост технического обновления средств труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Схема классификации для различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Данная классификация услуг включает приблизительно 150 типов услуг, разделенных на 12 основных разделов.
В этой классификации услуг ВТО бизнес-цель услуги используется в качестве доминирующей характеристики. Таким образом, классификатор услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных рекомендаций и списков уступок в сфере услуг.
Теперь детально рассмотрим некоторые из видов услуг.
Транспортные услуги являются одним из важнейших факторов развития всей системы международной торговли. Создание и развитие современных морских грузоперевозок рассматривается многими странами как одно из основных направлений обеспечения национальной экономической безопасности и суверенитета. Контейнеризация перевозок грузов морским и наземным транспортом сделала всю транспортную и грузовую цепочку дешевле и проще, но в то же время заложила основу для дальнейшего развития единой международной правовой базы в области транспортных услуг. Транспортные услуги включают услуги по железнодорожным перевозкам товаров из Западной Европы через Россию на восток - в Иран, Китай, на Дальний Восток и в обратном направлении, а также услуги по авиаперевозкам товаров [10, с. 254].
Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца к покупателю, так называемый товарооборот. Затраты обращения в системе товарооборота могут включать следующие расходы на услуги [14, с. 287]: рисунок 1.1
2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг
2.1 Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран
Экономические последствия пандемии COVID-19 чрезвычайно трудно оценить, поскольку она оказала комплексное воздействие на большинство сфер деятельности, производственных и снабженческих цепочек и секторов на мировом рынке. Из-за постепенного характера пандемии возможна только ретроспективная оценка последствий, и любой прогноз может быть очень неточным. В данной статье анализируются основные параметры мировой торговли товарами и услугами в 2020 году и первом квартале 2021 года, разделенные по регионам мира, отдельным странам и общим проектам импорта и экспорта. Параметры экономического роста в крупнейших странах мира также оцениваются ежеквартально.
В 2020 году быстрое распространение вируса COVID-19 по всему миру оказало влияние на мировую торговлю, что было обусловлено антипандемическими ограничениями на экономическую и промышленную деятельность и трансграничные перевозки [8,17]. В первой половине 2020 года большинство отраслей промышленности почти во всех странах мира понесли особенно значительные убытки. Во второй половине 2020 года, с восстановлением экономической активности и мировой торговли, ситуация относительно стабилизировалась, а некоторые страны даже продемонстрировали рост ключевых экономических показателей.
По данным Всемирной торговой организации, в целом пандемия COVID-19 в 2020 году привела к сокращению торговли товарами на 8 % и сокращению торговли коммерческими услугами на 21% в годовом исчислении [49]. Влияние этой эпидемии на мировую торговлю товарами и услугами различно. По сравнению с торговлей сырьевыми товарами ожидается, что сфера услуг понесет более серьезные потери (снижение на 30 % и 23 % во втором квартале 2020 года соответственно). По сравнению с торговлей сырьевыми товарами спад в секторе услуг был более глубоким. Это характерная разница между нынешней ситуацией и глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. В то время основным ударом была торговля, но никаких административных ограничений на экономическую деятельность введено не было. Однако антипандемические ограничения по всему миру в 2020 году привели к отмене рейсов. Вообще говоря, перемещение туристов между странами почти полностью устранило все массовые мероприятия и ограничения в секторе общественного питания [42]. Спрос на потребительские товары отличается от товаров. Услуги нельзя хранить, а это значит, что невозможно компенсировать будущие потери доходов за счет резервов, созданных в прошлом.
3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли
В исследовательском докладе Всемирной торговой организации содержится информация о первых последствиях эпидемии, затрагивающей торговлю услугами в различных секторах и методах поставок. По словам автора, на сферу услуг приходится более двух третей экономического производства, она привлекает более двух третей прямых иностранных инвестиций, обеспечивает большую часть возможностей трудоустройства в мире и составляет более 40 % мировой торговли. Логистика, туризм и пассажирские перевозки относятся к числу областей, наиболее пострадавших от пандемического кризиса COVID-19. Ограничения мобильности и социальное дистанцирование оказывают наибольшее влияние на поставщиков и потребителей. Прекращение предоставления услуг оказало широкомасштабное воздействие на экономику и торговлю, поскольку этот сектор играет важную роль в других видах экономической деятельности. Сокращение торговли товарами способствует сокращению торговли услугами, что приводит к экономическому спаду. Производительность труда и эффективность торговли всей экономики, включая сферу услуг, станут ключом к восстановлению экономики. Это подчеркивает важность придания нового импульса развитию торговли услугами, особенно в таких инфраструктурных услугах, как финансы, телекоммуникации, цепочки поставок, транспорт и логистика.
Сектор туризма и путешествий, включая туристические агентства, туристические агентства, отели, рестораны и экскурсии, пережил наибольший кризис, поскольку ограничения на передвижение и закрытие национальных границ остановили поток туристов. В марте 2020 года Организация экономического сотрудничества и развития объявила, что, по предварительным оценкам, в этом году ожидается сокращение международного туризма на 45%. Если восстановление отрасли не начнется до сентября, оно может вырасти на целых 70 %. В мае этого года Всемирная туристская организация Организации Объединенных Наций заявила, что нынешний сценарий может сократить число международных туристов на 58-78 %, в зависимости от продолжительности ограничений на поездки, что подвергает туристическую индустрию риску от 100 до 120 млн. В некоторых экономиках туризм не только составляет наибольшую долю от общей экспортной прибыли, но и составляет значительную часть ВВП. 1 апреля 2020 года Всемирная туристская организация выпустила ряд рекомендаций, призывающих к решительной и срочной поддержке мировой индустрии туризма. Меры, принимаемые правительством, носят социальный, экономический и финансовый характер, включая поддержку занятости, политику поощрения повышения квалификации работников, налоговые льготы и другие формы финансовой поддержки туроператоров.
Заключение
В мировой экономической литературе отсутствует понятие услуги и, следовательно, мирового рынка услуг. Роль услуг на мировом рынке имеет тенденцию к увеличению – ежегодно доля данного сектора возрастает на 15-18 %. Это влечет за собой и рост мирового ВВП. С целью классификации услуг, предоставляемых на рынке, была разработана Уругвайская классификация, в соответствии с которой выделяют 12 разделов и 150 типов услуг. Транспортные услуги являют собой один из основных типов услуг на рынке. Это обусловлено значимостью процесса доставки сырья производителю, доставки готовой продукции конечному потребителю. Кроме того, между поставщиком и потребителем зачастую стоят посредники. В связи с данным фактом значимость транспортного сектора возрастает.
Основная часть услуг на мировом рынке приходится на предоставление посреднических услуг при заключении международных сделок. В соответствии с ГАТС выделяют 4 типа предоставления услуг: трансграничная поставка, передвижение коммерческих лиц, коммерческое присутствие, потребление за границей. Кроме того, выделяют два типа признака, по которым можно классифицировать виды предоставляемых услуг: местоположение потребителя и поставщика, гражданство и место регистрации лиц, поставляющих и потребляющих услуги. 26
Мировой рынок торговли услугами регулируется на различных уровнях: национальный, секторальный, региональный и международный. Однако наибольшее значение играет ГАТС. Генеральное соглашение о торговле услугами является важной основой в ВТО. ГАТС представляет собой набор правил, регулирующих торговлю услугами. В соответствии с ГАТС существует 4 способа предоставления услуг: трансграничная поставка, потребление за границей, коммерческое присутствие, передвижение коммерческих лиц.
Динамика основных показателей торговли и экономического роста в ведущих странах различается, что во многом определяется локальной спецификой ситуации с уровнем заболеваемости COVID-19 в конкретной стране и строгостью мер по борьбе с пандемией. Вероятно, темпы роста мирового ВВП и товарооборота останутся на относительно низком уровне в течение всего 2021 г., поскольку все новые волны пандемии пока не позволяют снять ограничения в такой степени, чтобы это радикальным образом повлияло на бум экономической и торговой активности в мире.
В 2020 году наблюдается превышение экспорта услуг над импортом, что дает положительное сальдо торговли. Положительное сальдо оборота услуг позволяет стабилизировать внешнеторговый баланс и выходить на положительное сальдо. На сегодняшний день Беларусь поддерживает торговые отношения более чем с 170 государствами мира. Основными торговыми партнерами Беларуси являются Россия и Европейский союз. Наибольшее положительное сальдо сложилось в торговле услуг с США, Россией и Германией.
1 Александров О.В., Добролюбова Е.И. Влияние пандемий на торговлю и пути его минимизации // Торговая политика. – 2020. – №1 (21). – С. 7-14.
2 Аксенов, И.Я. Единая транспортная система [Текст] : учебное пособие / И.Я, Аксенов. – М., 2016. – 268 с.
3 Арский А.А. Анализ конъюнктуры внешней торговли Российской Федерации с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – №4. – С. 20-25.
4 Арский А.А. Проблемы формирования комплексного прогноза динамики внешнеторговой деятельности России с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. – 2020. – №5 (31). – С. 5-9.
5 Артемов, Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности//Н.М. Артемов, Г. Г. Ячменев. – М.: ЭЛИТ, 2019. – 536 с.
6 Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
7 Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. – М.: КноРус, 2018. - 352 c
8 Безгина Л.Д., Семакина Ю.Д., Минина Ю.И. Влияние пандемии на сферу торговли // Вестник современных исследований. – 2020. – №7-1 (37). – С. 4-7.
9 Беларусь в цифрах / Статистический сборник: Национальный статистический Комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_28455/.
10 Борзова, А.Д. Перспективы развития транспортных услуг на мировом рынке [Текст] / А.Д. Борзова // Научные достижения и открытия современной молодежи: актуальные вопросы и инновации: сборник статей международной конференции. – Пенза, 2017. – С. 253-255.
11 Внешняя торговля услугами / Национальный статистический комитет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-uslugami/.
12 Галищева Н. В. Мировая экономика. Том 2. – М.: МГИМО. 2017. – 146 с.
13 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс] : Заключено 01.1995 г. // Режим доступа https://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_e.htm.
14 Григорян К. Г., Михайлов О. В., Смагулова С. М. Мировая экономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2017. – 194 с.
15 Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.
16 Депутатова Е.Ю. Розничная торговля в эпоху пандемии и изменения в покупательском поведении // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №10 (123). – С. 1056-1058.
17 Ерохин В.Л. Возможные сценарии изменения объемов мировой торговли вследствие влияния пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. – 2020. – №2 (28). – С. 11-22.
18 Захаров А.Н., Старовая Ю.А. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – №12. – С. 18-32.
19 Котенкова, И.Н. Развитие конкурентного рынка транспортных услуг [Текст] / И.Н. Котенкова, С.Л. Надирян, И.С. Сенин // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2017. - № 2. – С. 156-167.
20 Курмашев, Н.А. Рынок транспортных услуг как система [Текст] / Н.А. Курмашев // Экономика и социум. – 2016. – № 1 (20). – С. 559-562.
21 Мацепонда, Е.Н. Основные элементы механизма функционирования рынка транспортных услуг [Текст] / Е.Н. Мацепонда, И.Н. Буценко // Маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса: сборник статей международной конференции. – Симферополь, 2017. – С. 186-189.
22 Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И. Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Платоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 528 с.
23 Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Уч. пос. / Л. В. Новокшонова, М. Л. Горбунова, Т. С. Морозова и др.; Под ред. Л. В. Новокшоновой – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2019. – 128 с.
24 Мхитарян, К. Р. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности [Текст] : учебное пособие / К.Р. Мхитарян. – М., 2016. – 126 с.
25 Мордовченков, Н.В. Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг [Текст] : учебное пособие / Н.В. Мордовченков, А.А. Сироткин. – М., 2017. – 160 с.
26 Надирян, С.Л. Влияние внешнеэкономических факторов на российский рынок транспортных услуг [Текст] / С.Л. Надирян, Т.В, Коновалова, М.П. Миронова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 6-7. – С. 194-197.
27 Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2016 год / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 212 с.
28 Плужников, К.И. Краткий обзор международного рынка транспортных услуг [Текст] / К.И. Плужников, Ю.А. Чунтомова // Вестник транспорта. – 2017. – № 1. – С. 8-11.
29 Плотникова Т.В., Котик А.В. Направления развития Интернет-торговли в условиях пандемии // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №9 (122). – С. 792-795.
40 Портанский А.П. Пандемия откладывает решение острейших проблем глобальной торговли и создает новые вызовы // Международная экономика. – 2020. – №5. – С. 22-29.
41 Сергеев, В.И. Глобальные логистические системы [Текст] : учебное пособие / В.И. Сергеев, А.А. Кизим, П.Я. Эльяшевич. – М., 2016. – 218 с.
42 Ушкалова Д.И. Влияние пандемии COVID-19 на внешнюю торговлю России // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – №6. – С. 41-51.
43 Худжатов М.Б. Анализ динамики внешней торговли Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. – 2021. – №1 (33). – С. 73-81.
44 Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. данн. – Статистика внешнего сектора. – М. – 2000-2018. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.
45 International maritime Organization [Электронный ресурс]. – Электрон. данн. – Technical Cooperation. – 2021. – Режим доступа: http://www.imo.org/en/OurWork/TechnicalCooperation/Pages/Default.aspx.
46 World Trade Organization [Электронный ресурс]. – Электрон. данн. – Services trade. – 2021. – Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_e.htm.
47 OECD Services Trade Restrictiveness Index / OECD. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/tad/policynotes/ STRI%20trade%20policy%20note.pdf.
48 Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Transport and Courier Services / OECD. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4nd187r6-en.pdf?expires=1509966412&id=id&accname= guest&checksum=CD7843751DEADEA23D2B3C07A75FBE9D. – Дата доступа.
49 Erokhin, V. (2021). Probing into Economic Development Studies in the Post-COVID Era. Journal of Business Strategy Finance and Management, 2(1,2), 4-6.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты