Особенности развития арт-рынка в Беларуси
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития арт-рынка в Беларуси»
по дисциплине: «Продюсерство в музейно-галерейном деле»
2021
45.00 BYN
Особенности развития арт-рынка в Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Продюсерство в музейно-галерейном деле
Организация: Осенний салон, арт-проект (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
1.2 Характеристики арт-рынка в контексте маркетинговой концепции
Глава 2. Арт-рынок Беларуси на современном этапе
2.1 Субъекты и объекты арт-рынка в современных условиях
2.2 Анализ тенденций и проблем развития арт-рынка Беларуси (на примере реализации арт-проекта «Осенний салон» в Минске)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Для отечественного арт-рынка как части общего социально-культурного пространства Республики Беларусь в контексте современного этапа развития государственности свойственно преодоление сложностей, возникших в период стихийного развития всех сфер жизни общества в 1990-х годах. Процессы информатизации и глобализации затронули и сферу культуры и искусств, поэтому можно утверждать, что арт-рынок Беларуси постепенно становится открытым для художественной и культурно-экономической деятельности, как в контексте активного взаимодействия регионов, так и на международном уровне. Вместе с тем, такая благоприятная перспектива лишь усиливает актуальность ряда важных вопросов, среди которых сущностные основания белорусского арт-рынка, нынешнее положение «границ» данного феномена, особенности реализуемых им функций, и, конечно же, специфики деятельности его субъектов.
Важно отметить, что в Республике Беларусь на современном этапе проводится планомерная демократизация всех сфер общества, в том числе и культуры. Несмотря на постепенное реформирование, в данном направлении сохраняются первостепенные задачи по сохранению культурного наследия, реализации творческого потенциала населения, поддержки деятелей культуры, а также удовлетворения культурных и художественных потребностей граждан.
Немаловажен тот факт, что решение указанных задач должно учитывать тенденции в обновлении социально-культурных условий, которые становятся результатом вышеупомянутых процессов глобализации и информатизации всех сфер жизни белорусского социума. Изменениям подвергаются и интересы, предпочтения и потребности белорусов, что определяет необходимость в создании, продвижении и реализации не только качественно новых, но и уникальных культурных товаров и услуг.
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
Многоаспектность выбранной темы обусловила необходимость рассмотрения результатов исследований классиков экономической науки, с последующим анализом и проецированием ряда классических положений на современные социально-культурные условия и пространство арт-рынка. Для выявления сущности и ключевых характеристик рассматриваемого экономико-культурного пространства услуг могут быть использованы труды П. Самуэльсона [64].
Состояние сферы культуры и искусства в условиях рыночной экономики стало объектом исследований, проведенных Г. Л. Тульчинским [71], Е. Л. Шековой, В. Н. Евлановым [76]. Научные работы данных авторов важны еще и потому, что позволяют читателю сформировать устойчивые представления о современном маркетинге в сфере культуры и искусства, получить необходимые теоретические знания для дальнейшего применения их на практике.
Говоря же о концептуальных положениях функционирования арт-рынка и деятельности его субъектов, то все они учитывают основные положения общей теории маркетинга. Теоретические и методологические основы формировались благодаря результатам научной деятельности П. Друкера [22], Ф. Котлера [39, 40], Дж. Эванса, Б. Бермана [79], а также Г. Л. Азоева [2], О. Д. Андреевой [4], В. М. Тарасевича, Х. Анн, Г. Л. Багиева [7, 8], Д. И. Баркана [9], Е. П. Голубкова [16], Т. П. Данько [18], И. М. Синяевой, А. Н. Романова [61] и других.
Отдельно хотелось бы отметить деятельность Ф. Котлера, который впервые сформировал теоретический базис для проведения маркетинговых исследований в коммерческих и некоммерческих организациях (в том числе в учреждениях сферы культуры и искусства).
Глава 2. Арт-рынок Беларуси на современном этапе
2.1 Субъекты и объекты арт-рынка в современных условиях
Когда произведения искусства находятся в обращении на рынке, они неизбежно приобретают товарный характер. В этом нет ничего предосудительного. Между искусством и рынком нет того четкого разделения, которое обычно предполагается; напротив, они взаимозависимы, хотя и сохраняют некоторую автономию.
В данном параграфе мы будем учитывать мнение арт-дилера И. Метелицына, согласно которому «арт-рынок в постсоветских странах еще не сформирован окончательно, однако успешное его “возрождение” является лишь вопросом времени» [69]. Данное положение лишь подтверждает тот факт, что, теоретическое осмысление специфики арт-рынка как особого пространства, в котором функционируют субъекты культурно-экономической деятельности, представляется перспективным направлением для исследований.
Многие исследователи принимают во внимание многоаспектность современного арт-рынка и учитывают при трактовке данного феномена как художественную (эстетическую ценность), так и экономическую (рыночную стоимость) значимость произведений искусства как особого товара. Согласно К. А. Жиделевой и Н. Б. Кирилловой, «арт-рынок» можно описать как:
1. «общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства.
Заключение
1. В настоящее время существует достаточное количество отечественных и зарубежных научных разработок, направленных на исследование специфики применения маркетинговых стратегий в сфере культуры. Основная проблема заключается в том, что некоторые результаты исследований зарубежных ученых можно применять на практике лишь проецируя основные результаты на реальность актуальных социокультурных условий в нашей стране. Нами была предпринята попытка систематизации наиболее значимых положений, точек зрения, концепций и подходов в контексте заявленной темы.
2. Маркетинговые технологии в сфере культуры призваны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей потребителя и получению максимального социального эффекта для общества в целом и отдельных групп населения в частности. Однако, следует помнить, что эффективность маркетинговых стратегий как любого вида деятельности зависит как от профессиональных характеристик (например, уровня компетентности), навыков и умений специалиста, так и от его личностных качеств (целеустремленности, активности, обучаемости и т. д). Именно гармоничное сочетание таких аспектов личности специалиста в сфере маркетинга позволят ему «согласовать» интересы учреждений культуры (как производителей товаров и услуг) и рядовых граждан (как потребителей).
В культуре и бизнесе есть и важные различия, ключевым из которых является стратегическое целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство – на прагматические, материальные; культура и искусство – на духовные (элитарные или/и массовые).
1. Агабабьян, Э. М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме / Э. М. Агабабьян. – М. : Наука, 1983. – 271 с.
2. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. – М. : ЦЭМ, 1996. – 208 с.
3. Алмакучуков, К. М. Феноменологический анализ культуры: новые предметные области маркетинга в сфере культуры / К. М. Алмакучуков // Вестник ТНУ. – 2015. – № 2/1. – С. 8–12.
4. Андреева, О. Д. Технология бизнеса: маркетинг / О. Д. Андреева. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 224 с.
5. Асворт, Дж. Маркетинг: как побеждать на рынке / Дж. Асворт. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 345 с.
6. Аткинсон, П. Лекции по экономической теории государственного сектора / П. Аткинсон, Дж. Стиглиц. – М. : Аспект-Пресс, 1995. – 831 с.
7. Багиев, Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики / Г. Л. Багиев. – СПб. : СПбГУЭФ, 1999. – 208 с.
8. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев [и др.]. – М. : Экономика, 1999. – 703 с.
9. Баркан, Д. И. Маркетинг для всех / Д. И. Баркан. – СПб. : КультИнформПресс, 1991. – 256 с.
10. Бегма, Ю. С. Секреты ценообразования на арт-рынке / Ю. С. Бегма, Д. В. Шабельникова // Экономический журнал. – 2010. – № 3. – С. 128–132.
11. Бернард, М. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / М. Бернард. – М. : АСТ, 2009. – 230 с.
12. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 276 c.
13. Ветрова, А. А. Структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка в контексте современных реалий / А. А. Ветрова // Креативная экономика. – 2013. – № 2. – С. 83–88.
14. Голова, А. Г. Управление продажами / А. Г. Голова [и др.]. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 277 с.
15. Голубецкая, Н. П. Функционирования международного рынка предметов искусства в период нестабильной экономики / Н. П. Голубецкая // Петербургский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 105–110.
16. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Финпресс, 2008. – 496 c.
17. Гольман, И. А. Эвент-маркетинг премиумных товаров (на примере современного российского арт-рынка) / И. А. Гольман // Научные труды МГУ. – 2017. – № 3. – С. 118–128.
18. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т. П. Данько, М. П. Голубев. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
19. Долганова, Е. А. Арт-рынок: полифункционализм и полифонизм основных субъектов / Е. А. Долганова, И. Г. Хангильдиева // Социология власти. – 2010. – № 5. – С. 118–128.
20. Дороти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Дороти. – М. : Филин, 1996. – 283 с.
21. Драгичевич-Шешич, М. Культурная политика: новая роль администратора и менеджера культуры – роль посредника / М. Драгичевич-Шешич // Материальная база сферы культуры. – 1999. – № 2. – С. 58–81.
22. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 288 с.
23. Ельмеев, В. Я. Воспроизводство общества и человека / В. Я. Ельмеев. – М. : Мысль, 1988. – 235 с.
24. Жиделева, К. А. Арт-рынок как социокультурное явление / К. А. Жиделева, Н. Б. Кириллова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по мат-лам. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 10 дек. 2012 г.). – Новосибирск : СибАК, 2012. – Ч. 1. – С. 6–10.
25. Жильцов, E. H. Экономика сферы платных услуг / Е. Н. Жильцов; под ред. Е. Н. Жильцова. – М. : МГУ, 1996. – 194 с.
26. Житков, К. В. Построение гедонистических ценовых индексов на полотна художников-фовистов / К. В. Житков, Т. А. Ратникова // Прикладная эконометрика. – 2014. – № 35 (3). – С. 59–85.
27. Жубо, А. Маркетинговые коммуникации / А. Жубо. – Минск : БГТУ, 2012. – 306 с.
28. Иваненков, С. П. Культурные потребности современной российской молодежи / С. П. Иваненков // Ученые записки СПбГИПСР. – 2010. – Вып. 1. – Т. 3. – С. 56–82.
29. Иванов, Г. П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике / Г. П. Иванов // Вестник МГУ. – 1999. – № 6. – С.41–55.
30. Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон ; пер. с англ. И. Кушнаревой. – М. : ВШЭ, 2012. – 192 с.
31. Иноземцев, В. Л. Постиндустриальный мир Д. Белла / В. Л. Иноземцев // Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М. : Academia, 1999. – С.116–134.
32. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. – М. : Логос, 2000. – 302 с.
33. Информация об интернет-проекте «ARTinvestment.RU» [Электронный ресурс] / Интернет-проект «ARTinvestment.RU». – Режим доступа: https://artinvestment.ru/about/about_us/.
34. Клебанов, Л. Р. Киберпреступления на арт-рынке / Л. Р. Клебанов, С. В. Полубинская // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 1 (41). – С. 148–153.
35. Кнерр, Г. Управление маркетингом и маркетинговый анализ / Г. Кнерр. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 345 с.
36. Козак, В. Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории / В. Е. Козак. – Киев : Наукова думка, 1979. – 310 с.
37. Кокарев, И. Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России / И. Е. Кокарев. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 157 с.
38. Кольцова, А. А. Арт-рынок: отличительные черты и ценность арт-объектов / А. А. Кольцова, Н. М. Старобинская, О. П. Чекмарев// Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2018. – Вып. 4. – С. 34–53.
39. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : ПитерКом, 1998. – 896 с.
40. Котлер, Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание / Ф. Котлер, Г. Армстронг; пер. с англ. ; отв. ред. А. В. Назаренко. – 12-е изд. – СПб. : Вильямс, 2012. – 1067 с.
41. Кукушкин, Н. В. Теоретические основы процесса ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Н. В. Кукушкин // Российский экономический интернет журнал. – 2007. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2007/Kukushkin.pdf.
42. Лаврентьева, М. А. Применение PR-технологий в продвижении художников на современный арт-рынок / М. А. Лаврентьева, В. Н. Петреева // Научные труды КубГТУ. – 2018. – № 1. – С. 276–286.
43. Литвина, Л. П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) / Л. П. Литвина // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. – 2001. – Вып. 5. – С. 36–42.
44. Маниковская, М. А. Коммуникативное пространство художественной культуры [Электронный ресурс] / М. А. Маниковская // Философия и общество. – 2005. – № 1 (38). – Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/ar.
45. Матвиенко, С. Продвижение арт-продукта / С. Матвиенко // Современные проблемы российской и зарубежной экономики. Сборник научных работ молодых исследователей / под общ. ред. Н.М. Старобинской. – СПб. : КультИнформПресс, 2011. – С. 180–185.
46. Медведев, В. А. Процесс воспроизводства и становление социальной рыночной экономики / В. А. Медведев. – Красноярск : Слово, 2000. – 158 с.
47. Милонова, М. В. Международный арт-рынок: проблемы и перспективы развития зарубежного арт-бизнеса в России / М. В. Милонова, Е. А. Колчина, Д. Д. Горелик // Международная торговля и торговая политика. – 2017. – № 3 (11). – С. 95–108.
48. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга / Ю. В. Морозов. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 148 c.
49. Музыкант, В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации / В. Л. Музыкант. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 216 c.
50. Мухина, Д. Д. Арт-рынок. Инвестиции в искусство / Д. Д. Мухина // Сборник статей Калужского филиала РАНХиГС. – Калуга : РАНХиГС, 2018. – С. 254–256.
51. Никишина, Е. В. Современный арт-рынок и городское пространство / Е. В. Никишина // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XVII МНПК. – № 12 (13). – Новосибирск : СибАК, 2018. – С. 26–31.
52. Никулина, О. В. Инновационные методы организации процесса коммерциализации предметов искусства/ О. В. Никулина, В. А. Колчина // Экономика устойчивого развития. – 2015. – № 4 (24). – С. 100–108.
53. Пашкус, М. В. Анализ инвестиционной привлекательности объектов арт-рынка / М. В. Пашкус // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2016. – Т. 7. – № 3. – С. 18–39.
54. Пашкус, Н. А. Стратегии инвестирования на арт-рынке: особенности оценки и подходы к ней / Н. А. Пашкус, М. В. Пашкус // Стратегический менеджмент. – 2013. – №4. – С. 294–304.
55. Пашкус, Н. А. Стратегический маркетинг / Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус [и др.]. – М. : Юрайт, 2016. – 225 с.
56. Пеша, Б. Д. Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Б. Д. Пеша; пер. с англ. В. Апанасик, Г. Огибин. – 2-е изд. – М. : Альпина-Паблишерз, 2011. – 347 с.
57. Пилюк, А. В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / А. В. Пилюк. – Москва, 2005. – 130 с.
58. Пиндайк, Р. С. Микроэкономика / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд ; пер. с англ. – М. : Дело, 2000. – 808 с.
59. Пирошка, Д. Художественный рынок и наука об искусстве [Электронный ресурс] / Д. Пирошка // Художественная культура. – 2017. – № 2. – Режим доступа: http://artculturestudies.sias.ru/2017-2-20/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/5239.html.
60. Реброва, Н. П. Основы маркетинга / Н. П. Реброва. – М. : Юрайт, 2016. – 277 c.
61. Романов, А. А. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 384 c.
62. Русакова, О. И. Роль маркетинговых инструментов на российском рынке / О. И. Русакова, Д. С. Хаустов // Страховое дело. – 2014. – № 1. – С. 38–42.
63. Рутгайзер, В. М. Социальная сфера: проблемы планирования / В. М. Рутгайзер. – М. : Экономика, 1989. – 238 с.
64. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. – М. : Экономист, 1992. – 468 с.
65. Сахаров, А. Н. Экономическая оценка невоспроизводимой продукции: дисс… канд. экон. наук: 08.00.01 / А. Н. Сахаров. – М. : ГУУ, 2005. – 91 с.
66. Седых, И. А. Российский рынок предметов искусства / И. А. Седых. – М. : НИУ ВШЭ, 2018. – 61 с.
67. Селиванова, Ю. В. Проактивный маркетинг в развитии государственного литературного музея «ХХ век»: выставочное направление работы / Ю. В. Селиванова // Менеджмент в сфере культуры и медиакоммуникаций: инновационные подходы и технологии: мат-лы III МНПК. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2016. – С. 219–223.
68. Скворцов, И. П. Социальная политика: теория и практика / И. П. Скворцов; под ред. И. П. Скворцова. – М. : КНОРУС, 2010. – 448 с.
69. Сосновская, И. Двойное зазеркалье российского арт-рынка [Электронный ресурс] / И. Сосновская // Сайт «Галерея Игоря Метелицына». – Режим доступа: https://is.gd/f8Nvk1.
70. Сухарев, А. Н. Арт-рынок: теоретические и практические аспекты / А. Н. Сухарев // Дайджест финансы. – 2013. – 12 (228). – С. 35–42.
71. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский. – СПб. : СПбГАК, 1995. – 90 с.
72. Фатеева, Н. А. Арт-рынок как провокация искусства / Н. А. Фатеева // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7. – С. 49–50.
73. Фомичев, В. И. Арт-рынок в России: Экономическая эффективность организации художественных выставок / И. В. Фомичев, А. В. Ткаченко// Вестник СПбГЭУ. Экономика. – 2015. – № 3. – С. 49–57.
74. Цинтянь, В. Современный арт-рынок Китая / В. Цинтянь // Научное мнение. – 2015. – № 5. – С. 135–138.
75. Шевченко, Д. А. Реклама. Маркетинг. PR / Д. А. Шевченко. – М. : РГГУ, 2014. – 467 с.
76. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб. : Лань, 2012. – 160 c.
77. Шекова, Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях / Е. Л. Шекова. – СПб. : Лань, 2014. – 416с.
78. Широлапова, О. А. Российский арт-рынок в контексте культурной политики / О. А. Широлапова // Экономические отношения. – 2016. – № 1. – С. 20–25.
79. Эванс, Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман. – М. : Экономика, 1990. – 350 с.
80. Экономическая политика / Под ред. А. Н. Лякина. – М. : ЮРАЙТ, 2017. – 432 с.
81. Якобсон, Л. И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Л. И. Якобсон; [и др.]. – М. : Наука, 1995. – 156 с.
82. Яковлева, Н. В. Индекс Мея-Мозеса как инструмент прогнозирования доходности арт-рынка США / Н. В. Яковлева // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2009. – № 1. – С. 95–102.
83. Art project «Autumn Salon» = Арт-праект “Восеньскі салон” [Электронный ресурс] // Сайт «Галерея “Ў”». – Режим доступа: https://ygallery.by/news/0009515/.
84. Autumn Salon = Осенний Салон [Электронный ресурс] // Арт-Центр. – Режим доступа: https://is.gd/SYl3V9.
85. Graw, I. High price: Art between Celebrity Culture and the Market / I. Graw; transl. N. Grindell. – New York : Sternberg Press, 2009. – 288 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты