Обоснование и разработка программы формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обоснование и разработка программы формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Обоснование и разработка программы формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа психокоррекции негативной личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Подходы к пониманию понятия «личностная идентичность» в психологии
1.2 Особенности формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Цель, задачи коррекционной программы
2.2 Проведение программы психокоррекции негативной личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разрабатываемой нами проблемы личностной идентичности не вызывает сомнения. Проблема идентичности – одна из ключевых проблем в междисциплинарном дискурсе социально-гуманитарных наук.
Проблема идентичности личности связана с процессами структурно-смысловой перестройки самосознания, развивающимися, как правило, в подростковом возрасте. Человек, чей образ мира начинает формироваться, особенно чувствителен к кризисам в социальной структуре общества, основным угрожающим проявлением которого является распространение и размывание ценностей.
Личностная идентичность определяет жизненную позицию человека, в том числе и позицию в процессе обучения и воспитания. В связи с этим, особую значимость приобретает исследование механизмов ее формирования в подростковом возрасте, когда под воздействием различных факторов (природных, социальных и личностных) высок риск формирования негативной личностной идентичности.
Учеными-психологами определены методологические основы исследования идентичности (Н.В. Антонова, С.Э. Аршинская, А.В. Брушлинский, В.В. Кисляковская, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.); рассмотрены нормативные кризисы в рамках понятия «идентичность» (Ю.Г. Овчинникова, Е.Л. Солдатова, Э. Эриксон); установлены связи эмоциональных состояний (И.В. Иванова, О.О. Савина, Г.С. Трофименко), копинг-стратегий (Е.К. Жердева), ценностных ориентаций и временной перспективы (И.В. Дубровина, О.О. Савина), зрелости личности с личностной идентичностью (И.А. Шляпникова).
Объект исследования – личностная идентичность.
Предмет исследования – особенности личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: теоретические изучить особенности личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей; разработать программу, направленную на решение проблемы негативной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию понятия «личностная идентичность» в психологии
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Подходы к пониманию понятия «личностная идентичность» в психологии
Проблема идентичности играет важную роль в современных исследованиях и психотерапевтических дискуссиях. Однако большая часть академической работы посвящена проблемам социальной, этнической идентичности и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте. Развитие идентичности во взрослом возрасте до сих пор плохо изучено.
Согласно философскому подходу, идентичность – это то, что делает объект идентифицируемым и узнаваемым с точки зрения обладания качеств или характеристик, которые отличают этот объект от объектов различных типов [1].
С логической точки зрения идентичность неразрывно связана с понятием идентичности и включает в себя не только операции абстрагирования идентификации, но и абстрагирование неразличимости. Поэтому понятие идентичности можно интерпретировать как неотличимость объектов друг от друга по количеству (или комбинации) свойств. Связь между понятиями идентичности и тождества прослеживается еще во времена древней философии. В аристотелевской традиции понятие идентичности наделено более фундаментальным значением, чем понятие различия. В наше время Декарт интерпретирует эту точку зрения как материал, и позже эта идея находит свое развитие в трансцендентализме, особенно в «философии идентичности» Ф. Шеллинга. Ф. Шеллинг интерпретирует идентичность как тождественность или, вернее, независимость от структур «чистого» мышления, идеального «Я». Идентичность в этом случае представляется как данность, она очевидна для знающего субъекта. Для этой отрасли философии идентичность остается «проблемной» сферой. Обновление этого вопроса просто потребовало пересмотра «доминирующей идентичности», характерной для классической философии.
Х. Ортега и Гассет прокомментировали этот момент, подчеркнув, что немецкая трансцендентально-критическая философия представляет деятельность духа как фиксированную «неподвижность» [11, c. 217].
Идеи в классической философии рассматриваются как телесные реальности, а эти реальности – как личности.
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Цель, задачи коррекционной программы
Психокоррекционная программа направлена на формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей (Приложение А).
Цель программы: преобразовать негативную позицию юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей, в позитивную личностную идентичность.
Задачи программы:
– Сформировать позитивный образ «Я» участников: расширить их сферу самосознания и повысить уровень уверенности в своих возможностях.
– Создать предпосылки для развития способности видеть перспективу своей будущей жизни.
– Повысить уровень социально-психологической компетентности участников.
– Развить эффективные стратегии совладающего поведения, обучить адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.
Коррекционная программа предназначена для работы с юношами и девушками 14-22 лет. Также программа может быть использована при работе с подростками и юношами, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
В психологии разработаны и применяются разнообразные формы и методы психокоррекции идентичности в кризисные периоды. Наша психокоррекционная программа реализуется средствами социально- психологического тренинга, беседы, психодрамы и арт-терапии. Выбор данных методов обусловлен спецификой исследуемого возраста и задачами самой программы.
2.2 Проведение программы психокоррекции негативной личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей
Реализация программы предполагает: активное включение участников в совместную деятельность, выполнение индивидуальной работы, рефлексию, коллективное обсуждение успехов и достижений, трудностей и неудач участников, совместный поиск эффективных способов разрешения актуальных психологических проблем, гармонизацию эмоционального состояния, снятие тревоги и напряжения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В определении понятия «личностная идентичность» наблюдаются различия, которые обусловлены спецификой научных дисциплин. С точки зрения логики, идентичность неразрывно связана с понятием тождества и предполагает не только операции абстракции отождествления, но и абстракции неразличимости. В философии – телесные реальности, всеобщность бытия. В психологической науке под понятием «личностная идентичность» большинством исследователей понимается единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и жизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.
У детей, лишенных родительского попечительства отмечается наличие спутанной идентичности (диффузия идентичности). Причиной этого исследователи считают то, что ребенок с раннего детства имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любящими взрослыми, каковыми для ребенка обычно являются родители и близкие родственники, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку.
Нами предложена психокоррекционная программа, которая направлена на формирования личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей. Цель программы: преобразовать негативную позицию юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей, в позитивную личностную идентичность. Задачи программы: сформировать позитивный образ «Я» участников: расширить их сферу самосознания и повысить уровень уверенности в своих возможностях; создать предпосылки для развития способности видеть перспективу своей будущей жизни; повысить уровень социально-психологической компетентности участников; развить эффективные стратегии совладающего поведения, обучить адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.
Реализация программы предполагает: активное включение участников в совместную деятельность, выполнение индивидуальной работы, рефлексию, коллективное обсуждение успехов и достижений, трудностей и неудач участников, совместный поиск эффективных способов разрешения актуальных психологических проблем, гармонизацию эмоционального состояния, снятие тревоги и напряжения.
Программа состоит из 4 блоков:
– Формирование позитивного образа Я (эмоциональный компонент).
– Развитие временной перспективы (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты).
1. Абушенко, В.Л. Идентичность [Электронный ресурс] / В.Л. Абушенко // Новейший философский словарь. – Режим доступа: http://opredelenie1.ru/ noveyshiy-filosofskiy-slovar/i/identity/.
2. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 131-143.
3. Апполонов, А.В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология [Электронный ресурс] / А.В. Апполонов // Блаженный Иоанн Дунс Скотт. Трактат о первоначале. – Режим доступа: http:// www.agnuz.info/tl_files/library/books/intro/.
4. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым / Дж. Бьюдженталь. – М.: Класс, 2008. – 336 с.
5. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – Самара, 2016. – 459 с.
6. Короленко, Ц. П. Идентичность в норме и патологии / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. – Новосибирск, 2019. – 256 с.
7. Малер, М. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. – № 2. – С. 57-65.
8. Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 496 с.
9. Овчинникова, Ю.Г. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности / Ю.Г. Овчинникова, П.Б. Селюгина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – №1. – С. 153-161.
10. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 930 с.
11. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 2005. – 408 с.
12. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 135–142.
13. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 184 с.
14. Психология: учеб. пособие; под ред. Л.А. Петровской. – М: Смысл, 2011. – 524 с.
15. Сауткин, А.А. Принцип диалогизма М. М. Бахтина как методологическое основание для исследования социокультурной идентичности / А.А. Сауткин // Logos et Praxis. – 2019. – №3. – c. 56-62
16. Соколова, Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности / Е.Т. Соколова, Н.С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 3-17.
17. Соловьева, С.Л. Идентичность как ресурс выживания / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2018. – №1. – С. 5-12.
18. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации / Х. Хартманн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
19. Шачин, С.В. Идеи Мартина Хайдеггера в контексте поисков северной идентичности / С.В. Шачин // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2015. –№1 (4). – c. 83-87
20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2006. – 340 с.
21. Юнг, К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г. Юнг. – М.: Харвест, 2003. – 353 с.
22. Marcia, J. E. The ego identity status approach to ego identity. In J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer, & J. L. Orlofsky (Eds.), Ego identity: Ahandbook for psychosocial research (pp. 1-21). New York: Springer-Verlag.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа психокоррекции негативной личностной идентичности у юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты