Оценка конкурентоспособности товарной продукции
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка конкурентоспособности товарной продукции»
по дисциплине: «Товароведение»
2021
45.00 BYN
Оценка конкурентоспособности товарной продукции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Товароведение
Организация: Морозпродукт, СООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Страница из Бизнес-плана по расчету чистой прибыли за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Отчет о затратах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Отчет о затратах за 2020г.
Поделиться
Введение
1 Теория конкурентоспособности товарной продукции
2 Сравнительный анализ современных методов оценки и прогнозирования конкурентоспособности товарной продукции
3 Разработка общего методологического подхода и оценка конкурентоспособности товарной продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности.
Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
В настоящее время во многих странах мира в связи с развитием рыночных отношений наблюдается рост количества организаций, выпускающих однородную продукцию. Между ними существует жесткая конкуренция. В связи с этим выпуск конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами одна из главных задач бизнеса. Для достижения конкурентоспособности предприятиям необходимо реализовать ряд мероприятий по планированию, при этом особую значимость приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности в стратегическом аспекте в условиях изменения внешней и внутренней среды. Актуализация проблем и текущих задач на отечественных организациях обусловлена необходимостью разработки и реализации планирования конкурентоспособности продукции и организации. Несмотря на глубокое исследование вопросов стратегического планирования и прогнозирования в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, такое направление исследований, как планирование, прогнозирование конкурентоспособности продукции и организаций изучено недостаточно.
Целью написания данной курсовой работы является проведении оценки конкурентоспособности продукции ЗАО «Атлант».
1 ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов.
Важнейшими показателями конкурентоспособности продукции являются: технический уровень и качество, ресурсоемкость и долговечность, экономичность и эстетичность и др. Обязательными компонентами конкурентоспособности служат экономические и неценовые факторы [2, с. 31].
К экономическим относятся такие стоимостные показатели, как издержки и цена продукции, затраты на ее эксплуатацию и утилизацию и др. К неценовым характеристикам товара можно отнести: условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовых услуг, деловую репутацию, имидж фирмы, рекламу и пропаганду товара и др.
Конкурентоспособность продукции оказывает заметное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Механизм товарной конкурентоспособности тесно связан с распределением объемов производства и продажи продукции конкурирующих фирм на данном рынке. В основе долгосрочного планирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию маркетинга, процессы производства и распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок и до его снятия с производства. В условиях рынка этот показатель заметно возрастает в стратегическом планировании [2, с. 36].
Конкурентоспособность продукции является основным условием роста спроса на неё и слагается из ряда факторов, которые обеспечиваются при внедрении в производство новейших достижений науки и техники. В этой связи в основу планирования конкурентоспособности продукции должна быть положена инновация. Поэтому планы повышения конкурентоспособности продукции должны быть увязаны с планами инновационной деятельности по внедрению в производство новейших достижений науки и техники.
Повышение конкурентоспособности продукции зависит от технических, маркетинговых, экономических, организационных факторов и конъюнктуры рынка. Поэтому планы повышения и обеспечения конкурентоспособности продукции должны предусматривать соответствующие разделы по реализации указанных факторов. Основу любого плана составляют показатели планирования. При планировании конкурентоспособности продукции необходимо предусмотреть такие показатели, которые посредством воздействия на факторы конкурентоспособности, обеспечивали достижение поставленных целей и задач с наименьшими затратами. В связи с тем, что повышение конкурентоспособности связано с длительным периодом освоения новых видов продукции, технологий обработки, рынков сбыта, необходимо текущее планирование в пределах года увязывать с перспективными планами и общей стратегией развития организации.
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Потребность в оценке конкурентоспособности той или иной организации существует, поскольку в условиях рыночной экономики оценка своих конкурентных позиций является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется организации в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности организации является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
˗ разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
˗ выбора контрагентов для совместной деятельности;
˗ составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
˗ осуществления инвестиционной деятельности;
˗ осуществления государственного регулирования экономики.
В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке [14, с. 51].
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.
Практически каждый анализируемый товар должен иметь собственную методику оценки конкурентоспособности, учитывающую особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно-технического прогресса.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сравнения параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: покупательский спрос, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа похожих товаров, величина благотворного эффекта [4, с.109].
Первым этапом оценки конкурентоспособности любого продукта является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения позиции данного товара среди аналогичных, то достаточно провести прямое сравнение по основным параметрам. В исследовании, направленном на оценку перспектив продажи продукта на определенном рынке, анализ включает использование информации, которая включает информацию об изменениях рыночных условий, о продуктах, которые выйдут на рынок, динамике спроса, ожидаемых изменениях в соответствующем законодательстве и другие.
3 РАЗРАБОТКА ОБЩЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Анализ современных методов оценки конкурентоспособности будем проводить на примере ЗАО «Атлант».
Для начала представим небольшую организационно-экономическую характеристику организации.
Торжественный пуск завода состоялся в апреле 1986 года. Завод строился как одно из предприятий производственного объединения по выпуску станков и автоматических линий.
Предприятие действует на основании Устава (Приложение А).
В кратчайшие сроки было смонтировано, отлажено и пущено в эксплуатацию уникальное оборудование, освоена лицензионная технология производства компрессоров японской фирмы «Sanyo». Всего за время работы завода было изготовлено более 30 миллионов компрессоров.
Основными направлениями деятельности Барановичского станкостроительного завода является производство:
˗ оборудование по переработке;
˗ специального технического оборудования для изготовления бытовой техники;
˗ транспортно-складских;
˗ систем для транспортной механизации трубопрокатных производств;
˗ сварных металлоконструкций;
˗ поковок и штамповок;
˗ фланцев;
˗ оборудование для раскроя металла;
˗ оборудование для вторичной переработки отходов черных и цветных металлов;
˗ нагревательных печей;
˗ машин термической резки;
˗ литейное производство.
ЗАО «Атлант», имея многолетний опыт в изготовлении транспортных систем для производства сложной бытовой техники, в 2005 году освоил на Барановичском станкостроительном заводе выпуск транспортной механизации для трубопрокатных производств.
Барановичский станкостроительный завод выпускает и малую бытовую технику — электрочайники.
На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая стандартам СТБ ИСО 9001 и СТБ ИСО 14001 [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
В данной курсовой работе была рассмотрена конкурентоспособность продукции ЗАО «Атлант.
На основании проделанной работы можно сделать вывод:
ЗАО «Атлант» занимает лидирующие позиции на белорусском рынке по производству холодильников. Компания постоянно внедряет инновационные технологии производства, расширяет дистрибьюторскую сеть в Беларуси и за рубежом. ЗАО «АТЛАНТ», имея многолетний опыт в изготовлении транспортных систем для производства сложной бытовой техники, в 2005 году освоил на Барановичском станкостроительном заводе выпуск транспортной механизации для трубопрокатных производств.
Организация вместе с увеличением выручки на 50 021 тыс. руб. в 2020 году увеличило затраты, связанные с производством и реализацией продукции. А это свидетельствует о том, что предприятие не боится вводить новый ассортимент и модернизировать производство.
Современный ассортимент холодильников достаточно широк и постоянно обновляется за счет новых моделей, обладающих более широкими функциональными возможностями и отличающимися конструктивными особенностями. Существует несколько классификаций, но рассмотрим торговую классификацию холодильников, которая является наиболее полной и удобной в коммерческой работе.
В Республике Беларусь выпускаются компрессионные и термоэлектрические холодильники, представленные модельным рядом «Атлант». В холодильниках применяется экологически чистый хладагент R600a (изобутан). Он не разрушает озоновый слой атмосферы и не вызывает парниковый эффект.
Ассортимент белорусского производителя ЗАО «Атлант» на потребительском рынке разнообразен. Закрытое акционерное общество «Атлант» - высокотехнологичное, динамично развивающееся предприятие. Оно идет в ногу со временем и стремится выпускать изделия, максимально отвечающие запросам современного потребителя. Большинство моделей «Атлант» имеют экономичный класс А и В энергопотребления, систему охлаждения с естественной циркуляцией воздуха.
1 Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 98-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
2 Игнатьева, А.В. Исследование систем управления. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 157с.
3 Курганская, Н. И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия / Н.И. Курганская, Н.В. Волкова, О.В. Вишневская. - М.: Феникс, 2018. – 320 c.
4 Купцов, М.М. Стратегический менеджмент. – М, РИОР, 2016. – 184 с.
5 Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 575 c.
6 Минько, Э.В. Оценка эффективности коммерческих проектов: учебник для вузов / Э.В. Минько, О.А. Завьялов, А.Э. Минько.- Санкт-Питербург: «Питер», 2016. – 368с.
7 Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
8 Наумов, В. Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л. Багиева: учеб. пособие / В. Н. Наумов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 105 с.
9 Официальный сайт ЗАО «Атлант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: atlant.by.
10 Поршнева, А.Г. Управление организацией: Учебник. - М., ИНФРА-М, 2016. – 465 с.
11 Райченко, А.В. Общий менеджмент. - М., ИНФРА-М, 2016. – 312 с.
12 Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 607 c.
13 Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент. Учебник. -М., Перспектива, 2016. – 458 с.
14 Строков, В. А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя / В. А. Строков. - М.: Изд-во Хорс, 2016. – 382 с.
15 Учитель, Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М., Либроком, 2016. – 228 с.
16 Шиповских, И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс. – М., УлГТУ, 2016. - 176 с.
17 Ярцев, А. И. Распределение товаров: учебное пособие для студентов спец. «Маркетинг вузов / А. И. Ярцев. – Минск: БГЭУ, 2016. – 195 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Организационная структура управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Страница из Бизнес-плана по расчету чистой прибыли за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Отчет о затратах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Отчет о затратах за 2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты