Повышение эффективности норм права
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Повышение эффективности норм права»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
45.00 BYN
Повышение эффективности норм права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Эволюция развития понятия «эффективность норм права»
1.2 Классификация целей и уровни эффективности норм права
1.3 Социальная справедливость и экономическая эффективность: понятие, проблемы соотношения
1.4 Экономический анализ права: предмет и пределы
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1 Юридические и неюридические средства повышения эффективности правовых норм
2.2 Проблемы социальной эффективности права в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности норм права – одно из главных условий стабильного и последовательного развития современного белорусского общества, его экономической и социальной основ. С учетом этого становится понятной насущная потребность изучения аксиологической обусловленности совершенствования регулятивной функции права, а также возможности влияния на этот процесс направленного взаимодействия правовой и ценностной составляющих человеческого сознания. Развитие юридической теории и практики во многом предопределяются ценностными установками и основанным на них правовым мировоззрением законодателя, правоприменителей и граждан. Тем самым диктуется важность тщательного исследования взаимодействия правовых норм, ценностей права и правовых ценностей.
В русле современного понимания сущности закона в условиях формирующейся правовой государственности эффективность законодательства следует измерять его вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, в реализацию прав и свобод человека и гражданина. То же самое можно сформулировать и в, привычных терминах соотношения цели и результата, поскольку эффективность – это всегда мера целенаправленного воздействия.
Осуществляя управление обществом, государство использует для этого правотворчество. Но после издания норм права возникает необходимость в их реализации. Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь.
Объект исследования– общественные отношения по поводу повышения эффективности правовых норм.
Предмет исследования – совокупность научных положений, концепций и взглядов на проблему повышения эффективности норм права.
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать правовую природу и понятие эффективности норм права.
Задачи исследования:
− изучить эволюцию развития понятия «эффективность норм права»;
− рассмотреть классификацию целей и уровней эффективности норм права.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Эволюция развития понятия «эффективность норм права»
Проблема понятия эффективности правовых норм традиционно является предметом дискуссий. В литературе отмечается, что на первых порах, когда правовая наука только еще начинала обсуждение проблемы эффективности права, данное понятие обычно полностью или частично отождествлялось с оптимальностью, правильностью, обоснованностью самих норм права.
Такую позицию занимали, например, Д. А. Керимов и М. П. Лебедев. Но и позднее, когда понятие «эффективность правовых норм» стало неуклонно связываться с результативностью действия правовых норм, многие советские правоведы продолжали формулировать рассматриваемое понятие через потенциальную способность правового решения оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении (А. С. Пашков, Д. М. Чечот), содействовать достижению желаемой цели (М. Д. Шаргородский), обеспечивать достижение социально полезной и объективно обоснованной цели (В. А. Козлов), обеспечивать нормальный ход правосудия (Д. М. Чечот) и т. д.
Ф. Н. Фаткуллин, рассматривая проблему эволюции подходов к понятию эффективности норм права, указывает, что на первых порах, когда только начиналось обсуждение эффективности правовых общностей, под этим понятием нередко понимались правильность, обоснованность юридических норм, их целесообразность и результативность, степень реализованности необходимой правовой возможности [27, с.213].
Позднее под эффективностью правовых норм стали понимать их «действенность, результативность, то есть способность оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении» [19, с.78].
Один из сторонников такого подхода О. Э. Лейст под эффективностью права понимает его осуществимость, которая предопределяется общеизвестностью, понятностью и непротиворечивостью правовых норм, их системностью (хотя бы беспробельными связями материально-правовых и процессуальных норм), соразмерностью социальных целей норм и юридических средств достижения этих целей, обеспеченностью права действенной системой органов правосудия и других правоохранительных органов [17, с.56].
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1 Юридические и неюридические средства повышения эффективности правовых норм
Пути повышения эффективности норм права. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности норм права:
1)совершенствование правотворчества;
2)совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
Можно выделить следующие средства повышения эффективности нормативных правовых актов, которые являются одновременно и средствами повышения их качества:
1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов. Экспертиза законопроекта — специальное исследование, проводимое с целью оценки качества законопроекта, его соответствия Конституции Республики Беларусь и действующему законодательству, оценки перспектив действия закона, принятого на основе данного законопроекта.
2) Мониторинг правоприменения. Основная цель осуществления мониторинга правоприменения — совершенствование правовой системы Республики Беларусь.
Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.
Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществления законных стремлений личности, упрочению правового статуса.
При повышении уровня законодательства наиболее реальной является задача измерения эффективности отдельных правовых норм и институтов.
Причем в первую очередь оцениваются неэффективные процессуальные нормы, нуждающиеся в отмене или изменении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование различных подходов к термину «эффективность правовых норм» обусловлено типом правового понимания и многогранным характером проблемы. Концепция действительности правовых норм все еще является предметом обсуждения и требует дальнейшего научного осмысления.
Несовершенные законы вряд ли будут одобрены в общественном правосознании. Низкий уровень правовой осведомленности населения может свести на нет действие самого совершенного закона. Поэтому только при сочетании всех условий может быть обеспечена высокая степень эффективности правовых норм.
Анализ взаимосвязи между экономической эффективностью и социальной справедливостью показывает, что все объяснения экономической эффективности не включают в себя возможность сформулировать условия для повышения социальной справедливости в экономических отношениях.
Если экономический анализ права предполагает, что единственная концепция благосостояния имеет узкий экономический смысл, он либо ничего не может сказать об использовании неполезностной информации в законотворческом процессе, либо, в крайнем случае, заключить, что такие измерители представляют собой нечто второстепенное для оценки благосостояния.
Средства повышения эффективности правоохранительной деятельности заключаются в их систематической взаимосвязи. В то же время система средств повышения эффективности правоохранительной деятельности включает в себя правовые и неправовые средства. В силу специфики функциональных назначений каждого вида средств их систематическое внедрение стало непременным условием успешного решения задач, связанных с совершенствованием действующих правовых норм.
Социальная эффективность права является многоаспектным явлением, зависящим от сущности и предназначения конкретного элемента правовой системы, сущность которого (явления) определяется различными в том числе мировоззренческими и цивилизационными правовой системы.
Социальная эффективность права определяется через достижение оптимального соотношения правового и иного социального регулирования, определение подлинного места права как одного из средств социального регулирования в обществе, обусловленного культурно-историческим типом права конкретного государства.
Социальная эффективность права как нормативного регулятора достигается путем усиления внутрисистемных свойств законодательства, его регулярным обновлением и адекватным отражением социальных отношений, а также обеспечение оптимального баланса индивидуальных, общественных государственных интересов в контексте защиты суверенитета национальной безопасности Республики Беларусь.
1. Бабаев, В.К. Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
2. Веремеенко, И. И. Понятие и условие эффективности административных санкций / И. И. Веремеенко, Л. Л. Попов, А. П. Шергин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1972. – № 5. – С. 28 – 37.
3. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. – 576 с.
4. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – М.: Амалфея, 2017. – 673 с.
5. Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав - М.: Статут, 2000. – 356 с.
6. Грязнов, А.Ф. Аналитическая философия: становление и развитие: антология / сост. А.Ф. Грязнов. – М.: Дом интеллектуальной книги: Прогресс-Традиция, 1998. – 528 с.
7. Дедов, Д.И. Взаимосвязь экономических и юридических методов оценки правовых норм / Д.И. Дедков //Очерки конституционной экономики, 2005. – №3. – С. 184 - 185.
8. Жинкин, С. А. Эффективность права: антропологическое и ценностное измерение: автореф. на науч. степени докт. юр. наук: спец. 12.00.01 «Общая теория государства и права – Общая теория права» / С. А. Жинкин. – Краснодар, 2009. – 41 с.
9. Дубовицкий, В.Н. Социология права: предмет, методология и методы / В.Н Дубовицкий ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2010. – 174 с.
10. Казимирчук В. П. Социальный механизм действия права / В.П. Казимирчук // Сов. государство и право. – 1970. – № 10. – С. 37.
11. Корельский, В.Д. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Юрист, 1996. – 451 с.
12. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. – СПб: Юрист, 2003. – 210 с.
13. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. – М.: Юристъ, 1995. – 297 с.
14. Кудрявцев, В.Н. Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский., И. С. Самощенко, В.В. Глазырин. – М.: Юрид. лит., 1980. – 280 с.
15. Лапаева, В.В. Социология права / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – 304 с.
16. Лапаева, В. В. Эффективность действия права. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. – 612 с.
17. Лейст, О. Э. Сущность права / О.Э. Лейст. -М.: Юрист, 2002. – 198 с.
18. Никитинский, В. И. Эффективность норм трудового права / В. И. Никитинский, В. Н. Кудрявцев, Р. З. Лившиц. – М.: Юрид. лит., 1971. – 280 с.
19. Пашков, А. С. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления / А.С. Пашков, Д.М. Чечот // Сов. государство и право. – 1965. –№ 8. – С. 3 -5.
20. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Юрист, 2002. – С. 503-504.
21. Самуэльсон, П. Экономика. / П. Самуэльсон М.:Экономика, 1994. –598 с.
22. Сморгунов, В.Л. Теория рационального выбора и сравнительная политология / под ред. В.Л. Сморгунова. – СПб.: Современная политика, 1998. –508 с.
23. Сырых, В. М. Логические основания общей теории государства и права / В. М. Сырых. – М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2004. – Т. 2. – 265 с.
24. Тамбовцев, В.Л. В России много законов, которые не исполняются просто потому, что исполнены быть не могут / В.Л. Тамбовцев // Новая юстиция. – № 3. – 2009 (4). – С.9.
25. Тамбовцев, В.Л. Перспективы «экономического империализма» / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2008. –N8 – С.5.
26. Тихомиров, Ю.А. Проблемы эффективности работы управленческих органов / Под ред. Ю. А. Тихомирова. – М: Юрист, 1973. – 302 с.
27. Фаткуллин, Ф. И. Проблемы теории государства и права / Ф.И. Фаткуллин. – Казань: Издат., 1987. – 209 с.
27. Хутыз, М. X. Энциклопедия права / М.Х. Хутыз, П.И. Сергейко. –М.: Юрист, 1995. – 132 с.
28. Шапиро, И. Бегство от реальности в гуманитарных науках / И. Шапиро М.: Юрист, 2011. – 203 с.
29. Шаталов М.А., Овсянников С.В. Эффективность функционирования интегрированных агропромышленных формирований / М.А. Шаталов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 5. – С. 60-63.
30. Широков, А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – М.: Эксмо, 2015. – 211 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты