ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, когда умение налаживать взаимоотношения с людьми является показателем успешности личности, интерес к вопросу общения стал еще более актуальным. Любой человек регулярно находится в ситуации общения. Вопрос состоит только в том, где будет происходить взаимодействие: дома, на работе, на улице, в транспорте, и кто будет его участником: близкие или совсем незнакомые люди. Необходимость в общении обусловлена как бытом людей, так и их работой.
Общение является потребностью человека обусловленной самой природой. Развитие личности, ее социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы.
Исследование процесса общения дает возможность лучше проанализировать психологические закономерности и механизмы регуляции поведения человека, помогает понять процесс формирования его внутреннего мира, показывает социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.
Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает и как способ интеграции людей, и как способ развития общества. В общении также личность может проявить себя как индивидуальность. Именно поэтому, категория «общение», играет чрезвычайно важную роль в понятийной структуре различных отраслей психологической науки.
Процесс общение – это всегда взаимодействие, в котором оба участника могут проявлять себя в разных позициях и эти позиции могут меняться. Это происходит потому что, один и тот же человек может испытывать по отношению к другому определеные чувства и одновременно оказыватся объектом познания собеседника.
Вопросам общения посвящены труды многих исследователей, таких как А.В. Батаршев, Р. Бендлер, Дж. Лавалль, Р. Вердербер, В.А. Горянина, Ф.А. Кузин, В.Н. Мясищев, Е.И. Рогов, А.В. Соколов и др.
Цель исследования: изучить общение как эмоциональный обмен.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия «общение», его структуры, содержания и средств.
2. Изучить процесс общение как взаимодействие.
3. Проанализировать механизмы взаимопонимания в общении.
4. Изучить и обобщить типы межличностных отношений.
5. Обобщить информацию о конформизме как об инструменте поддержания контакта во взаимодействии.
6. Изучить и систематизировать процесс эмоционального обмена как универсального языка коммуникации.
Объект исследования: общение как эмоциональный обмен
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБМЕНА
1.1. Понятие «общение», его структура, содержание и средства
Существует множество различных определений понятия «общение». Рассмотрим наиболее популярные из них. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.М. Соковин пишет: «общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся еe необходимой стороной» [1, с. 94].
Наиболее полное определение понятия «общение» представлено в кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Согласно данному словарю «Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [12, с. 229].
Общение можно трактовать с позиции его содержания, целей и средств. Под содержанием понимается информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому [17, с. 512]. Содержание общения отражает информацию о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека. Одна личность с другой обменивается информацией о своих потребностях и надеять на то, что тот, к кому она обращается, будет участвовать в удовлетворении ее потребностей. Также, через общение человека с человеком, может передаваться информация об эмоциональном состоянии личности. Одним из важнейших фактов личностного развития человека является то, что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их передавать другим людям, тем самым обогащая их эмоциональный и жизненный опыт [15, с. 33]. Удовлетворение эмоциональных потребностей возможно во всех формах контактов. Люди часто недооценивают этот факт, пренебрегают им или даже пытаются как-то ему противостоять. Это обстоятельство, возможно, связано с убеждением, что эмоции препятствуют эффективной работе и профессиональной деятельности. Так появляются требования избавить
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБМЕНА В РАБОТАХ ИЗВЕСТНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Конформизм как инструмент поддержания контакта во взаимодействии
В процессе любого взаимодействия происходит эмоциональный обмен, влияние людей друг на друга и в процесе такого взаимодействия не редко проявляется конформизм. Он зачастую служит источником контакта между людьми, инструментом поддержания общения.
Обобщив различные точки зрения, понятие «конформизм» можно определить следующим образом: осознанное социальное поведение человека, при котором он, находясь под психологическим воздействием (давлением) со стороны других людей и имея собственное мнение по какому-либо вопросу, открыто его не заявляет и не отстаивает, а по соображениям личной выгоды принимает мнение тех, кто оказывает на него воздействие (тех людей, от которых в данный момент времени зависит) [19; 20; 21].
Есть две причины проявления конформизма: желание быть принятым, а не отверженным группой – нормативное влияние; желание получить важную информацию – информационное влияние.
Нормативное влияние проявляется в том, что человек, опасаясь быть отверженным, подчиняется группе.
Люди не принимают тех, кто делает не так как все, кто сильно отличается от других и кто думает по-другому. Быть изгоем очень болезненно. Поэтому страх быть не принятым заставляет людей соглашаться с большинством, подчиняться общепринятым правилам, поддерживать то, во что сами не верят, и скрывать свое несогласие.
Поддавшись информационному влиянию, человек также соглашается с другими, но по другой причине.
Не имея знаний или информации о чем-либо, он может согласиться с теми, кто по его мнению более осведомлен. Мнения и реакции других также могут повлиять на человека и вызвать согласие.
Нормативное и информационное влияние часто встречаются вместе.
Как мы видим, конформизм проявляется не только в ситуациях сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным, когда задача, которую ему надо решить, кажется ему слишком трудной и он стремится избежать возможных ошибок [21;22].
Поддавшись нормативному влиянию и подчинившись группе, человек поддерживает свой социальный имидж, а поддавшись информационному влиянию, получает знания, отражающие реальность. Зачем? Просто каждый из нас хочет нравиться другим, получать одобрение и поступать правильно. Явление конформизма будем рассматривать на примере эксперимента Соломона Аша.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Общение как эмоциональный обмен» можно сделать следующие выводы:
Общение можно определить как взаимодействие субъектов, имеющее свое содержание, цель, средства, уровни, структуру. Все состовляющие общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга, представляя процесс общения как отдельный обьект изучения различных наук, в том числе и психологии. Исходя из этого, общение определяется как специфическая форма деятельности, самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение, при таком подходе, обозначается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование и развитие личности.
Межличностное общение является субъективно переживаемой взаимосвязью между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Межличностное общение имеет свои этапы, компоненты, уровни, функции. Единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение личностей. Каждый из участников взаимодействия существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинно-следственные зависимости.
Сделать процесс взаимопонимания в общении наиболее эффективным невозможно без глубокого понимания партнера по общению, его актуального эмоционального состояния, намерений, отношения к собеседнику в процессе беседы или совместной деятельности. Это достигается путем применения психологических механизмов восприятия и понимания, таких как идентификации, эмпатии, рефлексии, аттракции и казуальной атрибуции. Все эти механизмы взаимопонимания в общении делают процес коммуникации наиболее эффективным, продуктивным и полным.
Для углубления понимания общения как эмоционального обмена можно выделить типы межличностных отношений. Это позитивно направленные отношения, такие как любовь, близость, дружба, приятельские отношения, влечение, альтруизм. Это нейтрально направленные отношения, такие как аутизм, безразличие, конформизм, эгоизм. Это негативно направленные отношения, такие как негативизм, непринятие к другим, ненависть, агрессия. Все типы межличностных отношений отражают эмоциональный окрас в поцессе общения, уточняют его специфику и функции, проявляют процесс общения как гармоничный и разносторонний.
Большинство людей хотят участвовать во взаимодействии, быть привлекательными участниками общения, принимаемыми членами группы. Желание быть принятым в процессе взаимодействия приводит к тому, что зачастую люди отстаивают не свое персональное мнение, а повторяет те
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 284 с.
2. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2004. – 246 с.
3. Бендлер, Р. Искусство убеждать / Р. Бендлер, Дж. Лавалль. – Киев: София, 2002. – 224 с.
4. Биркенбиль, Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех / В. Биркенбиль. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 352 с.
5. Богдановская, И.М. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков./ И.М. Богдановская // Психологическая наука и образование. – 2015 – № 1. – С. 1 – 11.
6. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 318 с.
7. Горянина, В.А. Психология общения: Учебное пособие / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
8. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект у подростков с девиантным поведением / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2014 – № 3 . – С. 149 – 159.
9. Дзюба, Е.М. Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.М. Дзюба // Психологическая наука и образование. – 2015 – № 4 . – С. 94 – 102.
10. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – СПб: Речь, 2004. – 281с.
11. Костюченко, Е.В. Полифункциональность перцептивного отображения компонентов образа мира у студентов / Е.В. Костюченко // Психологическая наука и образование. – 2015 – № 2. – С. 72 – 82.
12. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.229.
13. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2003. – 319 с.
14. Леонов, Н.И. Психология делового общения / Н.И. Леонов.– М.: Эксмо, 2007. – 223 с.
15. Мелибруда, Е. Психологические возможности улучшения общения / Под ред. E.В. Новиковой. – М.: Прогресс, 1986. – 256 с.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Модэк МПСИ, 2005. – 158 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
18. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
19. Роджер, Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию / Р. Хок. Роджер – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. – 2003 с.
20. Соснин, В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: Форум, 2013. –336 c.
21. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c
22. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 463 c.