Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ
1.1 Эволюция теоретических взглядов на роль государства в экономике, цели и функции государственного регулирования
1.2 Формы и методы государственного регулирования
1.3 Страновые модели государственного регулирования
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика белорусской модели государственного регулирования экономики
2.2 Приоритетные направления государственной политики в Республике Беларусь
2.3 Проблемы регулирования экономических процессов в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование – это процесс воздействия государства на ход экономики путем ориентации государственных органов на экономические объекты и процессы, в которых они участвуют. Как написано выше, государственное регулирование направлено на упорядочивание экономического течения, оно следит за соблюдением государственных законов и общественного порядка. Понятие государственного регулирования включает в себя такие функции, как прогнозирование, планирование, контроль, администрирование, налогообложение, финансирование, бюджетирование, кредитование, учет и контроль. Оно существует и в централизованно управляемой, и в рыночной экономике, но в связи с различием данных сфер имеет разные формы, о чем говорится во второй главе.
Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2019 году в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. N 402 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.11.2019, 1/18652), с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.
Деятельность Национального банка в 2019 году была направлена на достижение основных целей денежно-кредитной политики и выполнение возложенных на него функций центрального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ
1.1 Эволюция теоретических взглядов на роль государства в экономике, цели и функции государственного регулирования
Возникновению государства как управляющего органа предшествовало образование социальных групп, развитие производства, появление новых видов труда и, главная причина, разделение общества на «богатых и бедных». Из-за всех вышеописанных факторов выявилась необходимость в создании органа, контролирующего процессы, коим стало государство. Государство характеризуется публичностью власти, в его функции входит управление и урегулирование внешней и внутренней политики, военных сил, научной, культурной деятельности и экономики.
В ходе эволюции возникло множество форм государственного устройства. Сторонники Аристотеля и Платона считали государство нравственной общностью людей и некой единой целостностью. Некоторые обожествляли государство: что-то свыше дает команду к началу того или иного процесса. Первым понятием «государство» ввел Н. Макиавелли, в нем было описано государство как нечто общее, без внедрения разных форм государственного устройства.
Экономические теории по мере своего появления и развития по-разному воспринимали влияние государства на экономический сектор.
Внедрение государственного регулирования в экономику вошло в обиход в конце средневековья. В то время влиятельной была теория меркантилистов, которая подразумевала активное влияние государства на экономику. В кейнсианской теории говорится о необходимости внедрения государственного управления в экономику с целью упорядочить свободные рыночные механизма путем нефинансовых, кредитно-денежных регуляторов. Дж. Кейнс предполагал, что в дальнейшем роль государства в сфере экономики будет возрастать.
Кейнсианская теория дала понять правительству, что может стабилизировать экономику. Для этого была предложена идея увеличения уровня занятых путем работы государственных предприятий, разрабатывались программы общественных работ и выплат безработному населению, урегулированию налоговой системы. Именно концепция Дж. Кейнса положила фундамент государственному регулированию в экономическом секторе.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика белорусской модели государственного регулирования экономики
Государственное регулирование Республики Беларусь действует по давно разработанной схеме.
В первую очередь необходимо разобрать структуру государственных органов Республики Беларусь. Власть белорусского государства делится на три типа: законодательная, исполнительная и судебная. Главой государства, с помощью которого регулируются все процессы, является президент. К законодательным органам государственной власти относится двухпалатный Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь). Верхняя палата – Совет Республики, нижняя – Палата представителей. Исполнительной властью обладает Совет министров, главой которого является Премьер-министр, назначаемый самим президентом с согласия Палаты представителей. Суды и прокуратура отвечают за осуществление судебной власти. Также существуют комитеты (Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и органы местного управления. За проведение экономической политики отвечает Министерство экономики Республики Беларусь.
Чтобы разобрать механизм регулирования экономических процессов в Республике Беларусь, его принципы, следует разобрать периоды становления белорусской экономики, а также ее особенности, влияющие на общее течение дел. Всего выделяется четыре этапа со своими характерными чертами.
Первый этап – 1990–1995 годы – характеризуется хаотичностью становления экономики. В связи с тем, что у Беларуси во времена Советского союза не было своей экономической системы, ее пришлось образовывать с нуля. Естественно, были собраны некоторые черты советского строя, например, большая роль государства в регулировании экономической политики (так как в СССР была командно-административная система).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
В экономике Республики Беларусь основной проблемой государственного регулирования является крупный бюрократический аппарат, который был унаследован от Советского Союза и, который привёл к некорректности в структуре государственного управления. Установившийся уровень бюрократии сдерживает эффективное проведение экономических преобразований, тем самым, формируя препятствия на пути к рыночным преобразованиям.
Изучение проблем государственного регулирования Республики Беларусь позволило установить, что в государственном регулировании присутствует «консерватизм», который поспособствовал стремлению решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск поддержки «вышестоящих» руководителей, что подтверждает присутствие коррупции; дестабилизации законодательства, которое отвечает за регулирование рыночных процессов и отсутствие развития органов судебной системы; слабому уровню управления внутри государственных структур.
Республике Беларусь следует прибегнуть к развитию приоритетной стратегии, так как данные Национального статистического комитета Республики Беларусь демонстрируют высокий уровень ущерба здоровью или летального исхода в процессе осуществления трудовой деятельности именно на объектах горнодобывающей промышленности.
Для того, чтобы начать решение проблем государственного регулирования в Республике Беларусь необходимо постепенно сокращать выполнение государством функций в экономических процессах и корректно установить приоритеты государственного управления. Решение первичных задач положит начало к решению наиболее серьёзных проблем в государственном регулировании Республики Беларусь.
Изучение перспектив по использованию опыта государственного регулирования Республики Казахстан и Российской Федерации Республикой Беларусь позволило установить, что большое экономическое прошлое стран-участниц ЕврАзЭс может способствовать обмену перспективными направлениями в области государственного регулирования.
1 Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. – М. : АНО "ИПЭВ", 2017. − 336 c.
2 Архипенко, Т. В. Основы государственного предпринимательства / Т.В. Архипенко. – М. : Юнити-М, 2014. − 237 c.
3 Шимов, В. Н. Экономика Беларуси: современное состояние и вектор перспективного развития / В. Н. Шимов // Социология.– 2014. – № 3. – С. 7–17.
4 Бережнова К. И. Государственное регулирование рыночной экономики и право // Молодой ученый, №9 / 2015 г., с. 821.
5 Штибекова Э. И. Государственное регулирование и экономическая безопасность // Современная наука актуальные проблемы и пути их решения, №4 / 2015 г., с. 2
6 Бунь, А. В. Организационно-методические аспекты стандартизации финансового контроля и учета в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь: монография / А. В. Бунь; рец.: Д. А. Панков, В. Н. Лемеш. - Минск: БГАТУ, 2011. - 267 с.
7 Ескараев, О. К. Государственное регулирование рынка в Республике Казасхстан: учеб. пособие / О. К. Ескараев – Алматы: Экономика, 2007. – 232 с.
8 Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова и [др].; под ред. проф. В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
9 Базылев, Н. И. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев; под ред. Н. И. Базылева. – Минск: Современная школа, 2007 – 288 с.
10 Куанышбаев, А. Т. Государство и бизнес: учеб. пособие / А. Т. Куанышбаев – Павлодар: Кереку, 2016. – 112 с.
11 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин-во эк-ки Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
12 Актуальные вопросы минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования: материалы международной научной конференции – III Чтений, посвященных памяти известного белорусского и российского ученого-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя, Гомель, 27-28 окт. 2011 г. / ГГУ им. Ф. Скорины: редколлегия: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (ответственные редакторы) [и др.]. – Гомель, 2011. – 323 с.
13 О Государственной Программе Инновационного Развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 января 2017 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1/16888.
14 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – № 2/1977.
15 О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2013 г., № 190 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – 5/36835.
16 О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 мая 2013 г., № 229 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 1/14274.
17 О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2013 г., № 121: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.02.2013 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – № 5/36924.
18 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь,22 апреля 2015 г., № 166 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
19 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 декабря 2017 г., № 8 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
20 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 775 с.
21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
22 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov./.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты