ГЛАВА 3 НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1 НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 3 НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь
Субъектом, определяющим и обеспечивающим организацию налоговых отношений, являются налоговые органы. Их деятельность существенно влияет на качество налоговой среды в целом. Налоговые органы должны не только организовывать и контролировать процесс налогообложения, но также, исходя из высокой компетенции, оценивать и анализировать налоговое законодательство на предмет эффективности и соответствия экономическим условиям. Такой подход обуславливает необходимость восприятия налоговых органов как услуги, которая предоставляет налогоплательщикам высококачественные налоговые услуги и институциональную поддержку налоговой среды [4, с. 60].
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированию бюджета. В результате налоги носят преимущественно фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют решающую роль. Однако неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником доходов бюджета, с другой стороны, они являются одним из значительных ценовых факторов.
Модернизация налоговых органов с целью улучшения качества налоговой среды должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиком на интерактивной основе и расширение использования инструментов для обеспечения налоговой деятельности. Налоговую среду по параметру оценки качества налоговых органов можно оценить по показателю «удовлетворенность качеством налоговых услуг».
Институциональный фактор налоговой среды - налоговая служба - определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается с точки зрения удобства такого взаимодействия и характеризуется удовлетворенностью качеством налоговых услуг. Налоговая служба предоставляет равные права всем налогоплательщикам, создает условия для развития бизнес-среды и, как следствие, обеспечивает финансовую стабильность и наполнение бюджета.
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Для улучшения налогообложения в Республике Беларусь мы предлагаем следующий комплекс мер:
1. Больше внимания следует уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и тем самым обеспечивая стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно снижать сумму налогов с оборота и переносить акцент на прямое налогообложение;
2. Представляется возможным отменить взносы в государственные целевые фонды, включенные в цену или стоимость, и необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться путем создания отдельных средств в бюджете на основе общих бюджетных ресурсов;
3. Целесообразно вводить регрессивные ставки подоходного налога, когда ставка уменьшается с увеличением суммы налогооблагаемой прибыли. При использовании этого метода снижение ставок должно стимулировать полное отображение налоговой базы, поскольку чем выше сумма полученной прибыли, тем ниже ставка налога;
4. Целесообразно провести некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: необходимо ввести один расчет, который бы отражал все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при принятии расчетов исключал бы возможность арифметические ошибки;
5. Необходимо упорядочить предоставление льгот, особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую влияют на уровень конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;
6. Заменить социальные льготы по косвенным налогам механизмом начисления налогов при общих условиях, но не перечислять их в бюджет, а оставить этим субъектам для адресной деятельности и развития собственную материальную базу [3, с. 29].
В частности, для повышения эффективности фискальной политики необходимо обратить внимание на следующие меры:
а) снижение ставок НДС и подоходного налога. Логика налоговой реформы в этом аспекте заключается в следующем. Налоги по-прежнему собираются на уровне 50-60%, что связано только с невыполнением бюджетных обязательств. Если их уменьшить, то сбор увеличится, и положение предприятий улучшится, и они смогут направлять имеющиеся средства на инвестиции, что, в свою очередь, также принесет дополнительный доход в государственный бюджет.
б) замена общего подоходного налога дифференцированным налогообложением на различные его части: инвестиции в производство и использование для личного и непроизводственного потребления. Для этого целесообразно использовать освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на инвестиции, цели развития производства, освоение новых технологий, исследования и разработки, пополнение оборотных средств предприятия [5, c. 76].
1. Герасимова, В.И. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / В.И. Герасимова. – Финансы. Учет. Аудит. – 2010. – №7.– 28 с.
2. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 76-86.
3. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
4. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 52–62.
5. Мельникова Н.А. Налоговая политика в Республике Беларусь: основные направления реформирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред. коллегия: М. К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2015. – Вып. 9. - С.71-77.
6. Мельникова Н.А. Эффективность налоговой политики Республики Беларусь и методы налогового регулирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред.коллегия: М.К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2016. – Вып. 10. - С. 77-81.
7. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
8. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 20162020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.