ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1 Факторы конкурентоспособности турпродукта предприятия
2.2 Методы оценки и основные показатели конкурентоспособности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1 Факторы конкурентоспособности турпродукта предприятия
Анализ конкурентной позиции компании на рынке подразумевает выявление ее сильных и слабых сторон, а также факторов, которые в той или иной степени влияют на отношение потребителей к туристическим агентствам и, как следствие, изменить свою долю продаж на туристическом рынке.
Под факторами, влияющими на конкурентоспособность туристических агентств, следует понимать состояние, характеристики и свойства систем, в которых находится туристическое агентство. В экономической литературе понятие «фактор» трактуется следующим образом: «фактор является одним из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущей силой экономических процессов Производство, влияющее на результат производства, хозяйственную деятельность» [11, с. 13]
Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества туристических агентств, широко представлены в отечественной и зарубежной литературе. Авторы, в соответствии со своими научными точками зрения, подтверждают другой набор факторов, определяющих конкурентоспособность туристических агентств, использование которых зависит от целей исследования, общей экономической ситуации, в которой они проводятся, характера задачи компании и др.
Факторы могут действовать как в направлении повышения конкурентоспособности туристических агентств, так и в направлении снижения. Факторы определяют средства и методы использования резервов конкурентоспособности. Но одного только фактора недостаточно, чтобы гарантировать конкурентоспособность. Все зависит от того, насколько эффективно они используются.
Мы анализируем основные подходы всех факторов, которые влияют на конкурентоспособность компании.
Е. Голубков выделяет 16 факторов организационной эффективности: имидж, концепция продукта, качество продукта, уровень диверсификации видов бизнеса, общая доля рынка основных видов бизнеса, научно-исследовательская база, производственная база, и т.д. [7, с. 27], детальные факторы дополняются и дополняются факторами конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинга.
В.А. Таран предлагает следующие основные факторы конкурентоспособности организации [12, с. 7]:
- экономический потенциал и показатели (активы, основной капитал, капитал и заемный капитал, продажи, доля на рынке, прибыль);
- уровень управления (формы организации и опыт работы с элементами экономического механизма с точки зрения инноваций и ответственности);
- маркетинговые возможности, которые указывают на способность компании продавать конкретный продукт в необходимых количествах в нужное время (маркетинг, дополнительные услуги и т. д.).
2.2 Методы оценки и основные показатели конкурентоспособности
Оценка уровня конкурентоспособности продукции представляет собой совокупность операций, которые проводятся для сравнения показателей конкурентоспособности оцениваемых услуг. Он является результатом сравнения определенного набора показателей конкурентоспособности оцениваемых услуг и служит основой для принятия решений, направленных на их формирование, предоставление и совершенствование [10, с. 42].
Все вышеперечисленные операции являются алгоритмом оценки. Алгоритм оценки является одним из наиболее хорошо установленных аспектов для оценки конкурентоспособности услуг. Многие авторы согласны с тем, что оценка конкурентоспособности услуг должна представлять собой цепочку, состоящую из следующих основных звеньев (этапов):
- определение цели оценки;
- исследование рынка;
- формирование требований к оцениваемой услуге;
- подбор ряда показателей для оценки конкурентоспособности услуг;
- определение его важности;
- формирование группы аналогов оцениваемой услуги;
- выбор базового образца;
- сравнение показателей конкурентоспособности оцениваемых услуг;
- расчет обобщенного (комплексного) показателя;
- заключение о конкурентоспособности;
- принятие решения [14, с. 29].
Алгоритм оценки уровня конкурентоспособности тесно связан, или даже можно сказать, определяется деталями конкретного (технического) метода оценки. Существует множество методов и даже более конкретных методов оценки уровня конкурентоспособности услуг. Существующее разнообразие определяет необходимость систематизации подходов для оценки конкурентоспособности услуг путем классификации методов для оценки их уровня.
Производитель, продавец (посредник) и потребитель могут оценить конкурентоспособность услуги. Оценка уровня конкурентоспособности услуг может быть сделана прямыми и косвенными методами.
Прямые методы основаны на использовании обобщенного показателя конкурентоспособности услуги. Обобщенный показатель - это функция нескольких (групп) отдельных показателей свойств объекта оценки. В зависимости от значений, полученных по этому показателю, делается вывод об уровне конкурентоспособности оцениваемой услуги. Как правило, чем выше значение указанного показателя, тем выше уровень конкурентоспособности. Эти методы являются наиболее распространенными и более объективными, чем косвенными.
Косвенные методы основаны на оценке только показателей отдельных критериев обслуживания, таких как уровень качества, потребительские цены, доля на рынке и т. д. В этом случае уровень конкурентоспособности услуги определяется комплексным показателем одного из компонентов этой сложной экономической категории, в результате чего указанная оценка не может претендовать на объективность. Поэтому целесообразно использовать эти методы в качестве вспомогательных, чтобы найти обобщенный показатель конкурентоспособности услуги.
1 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2014. – 20 с.
2 Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
3 Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
4 Барчуков, И. С. Анализ применяемых методов оценки качества турпродуктов и услуг: выводы / И. С. Барчуков // Инновации в образовании. – 2012. – № 2. – С. 31-37.
5 Барышев, А.Ф., Маркетинг – М.: ACADEMA, 2012. – 436 с.
6 Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
7 Голубков, Е. П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №2. – С.27-43.
8 Зобнина, М. Р. Потребительское поведение в индустрии туризма и гостеприимства: актуальные направления исследований / М.Р. Зобнина, А.Г. Рожков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 6. – С. 53-60.
9 Кузьмин, А. М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А. М. Кузь мин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
10 Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
11 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 335 с.
12 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2014. – №2. – С.6-12.
13 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
14 Швец, А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Швец, А.Н. Морозов // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. – 2015. – № 10. – С.29-33.