ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРА
1.1 ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЭКСКУРСИОННОГО ТУРПРОДУКТА
2.2 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРПРОДУКТА
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ТУРОВ
3.1 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРА
3.2 КАЧЕСТВО ЭКСКУРСИОННОГО ТУРПРОДУКТА
3.3 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРПРОДУКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Успех коммерческой деятельности на туристическом рынке формируется, в первую очередь, привлекательным экскурсионным и туристическим продуктом, поэтому основной целью туристического бизнеса, в частности туроператоров, является создание привлекательного экскурсионного туристического продукта. Термин «товар» обозначает качество или сущность конкретных и абстрактных вещей. Но туристический продукт представляет собой набор весьма непростых, разнородных компонентов. В большинстве случаев туристический продукт считается последствием стремлений многих компаний.
С целью исследования экскурсионный туристический продукт, который будет успешным на рынке туристических услуг туроператора, компания должна решить:
‒ для какого сегмента рынка данный продукт создан;
‒ решить, какую позицию она хочет позаимствовать в данных сегментах, исследовать концепцию продукта и протестировать ее;
‒ разработать маркетинговые стратегии;
‒ оценить возможность реализации тура;
‒ протестировать туристический продукт в рыночной среде для определения его конкурентоспособности.
Заключительным этапом считается введение продуктов экскурсионного туризма на туристическом рынке.
Только увлекательные путешествия могут найти незабываемые впечатления и ощущения, а также разнообразить жизнь. Поэтому многие люди с целью отдыха от повседневных забот отправляются в другие страны набраться новых сил. Иногда отдых удается сочетать с приобретением новых знаний и полезной информации, которую можно узнать при участии в различных ознакомительных программах. Среди туристов особенно популярны в последнее время экскурсионные туры, которые представляют собой различные поездки, туры и путешествия, целью которых является знакомство с памятниками архитектуры, природы или значимыми достопримечательностями государства. В настоящее время данный вид туризма считается самым популярным.
Экскурсионный туризм универсален ‒ можно проводить экскурсии в пещере или в храме, в музее или в лесу, на реках и морях, в городах и селах. Самое главное для туристов, гид и объекты изучения. Создан этот вид туризма был специально для людей, которым неприемлем пассивный отдых на пляже под палящим солнцем или посещение SPA-салонов с расслабляющими процедурами. Экскурсионный туризм зачастую состоит из посещения нескольких городов в одной стране или определенных государствах, включая ознакомительные программы, авиаперелеты, железнодорожные и автобусные поездки. Большое количество таких туров направлено на посещение стран Западной Европы, что связано со свободным передвижением по Шенгену.
ГЛАВА 1 ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРА
1.1 Понятие экскурсионного туристского продукта
Экскурсионный туризм является одной из разновидностей индустрии туризма, путешествия с целью знакомства с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, предприятиями, традициями людей определенного района.
Подобные туры разрабатываются туристическими агентствами, демонстрируя различные темы в зависимости от интересов туристов. Так предположим, это могут быть литературные экскурсии по местам жизни известных поэтов и писателей, исторические экскурсии по местам, которые связаны с установленными мероприятиями прошлого. Кроме того, весьма знамениты экскурсии с исследованием архитектур городов и стран, фольклорные экскурсии, экскурсии с посещением художественных галерей, экскурсии по действующим предприятиям, а также экскурсии по всем другим объектам, интересны людям, которые путешествуют.
Организация экскурсионного туризма может осуществляться по двум основным направлениям - это так называемые стационарные туры, которые рассчитаны на пребывание туристов в одном городе, а также маршрутизированные туры, которые предусматривают посещение нескольких городов по заранее определенному графику.
Как правило, стационарные туристические маршруты предполагают детальное изучение достопримечательностей одного города.
Маршрутизированные же туры составлены так, чтобы посещаемые города находились вблизи друг от друга, чтобы на переезды затрачивалось минимум времени, и они не были такими утомительными.
Экскурсионный туризм включает в себя множество программ на выбор туристов. Как правило, у туров есть свободное время для самостоятельного изучения города.
Стационарные туры, в свою очередь, предоставляют больше свободного времени, а кроме того более широкую программу досуга, которая может включать в себя различные встречи, государственные праздники, посещение ресторанов с различной кухней, в том числе национальной, посещение выставочных залов и дегустационных центров.
Экскурсионное обслуживание - это организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1 Потребительские свойства и качества экскурсионного турпродукта
Зная особенности восприятия потребителями туристского продукта, туристические агентства реорганизовывают свою деятельность в соответствии с ними, они предполагают комплекс услуг и не рекламируют столько товаров, сколько их потребительские особенности и характеристики.
Экскурсионный туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
‒ природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т.д.);
‒ исторические, культурные и архитектурные достопримечательности, способные привлечь туристов и побудить его совершить путешествие;
‒ оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;
‒ возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения [17].
Экскурсионный туристский продукт имеет четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению [14].
Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Оно подразумевает:
‒ соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;
‒ соответствие всех услуг предмету тура;
‒ целевой тур на целевую группу потребителей;
‒ предварительное одобрение программ технического обслуживания;
‒ гибкость программы (возможность замены этих услуг);
‒ рациональное содержание услуг в зависимости от количества предоставляемых услуг;
‒ отсутствие предвзятости в обслуживании (ненавязчивый сервис).
Все эти принципы важно учитывать на этапе разработки экскурсионного туристического продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных клиентов.
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ТУРОВ
3.1 Технология разработки экскурсионного тура
Разработкой туров занимаются туроператоры.
Генерализация экскурсионного туристского продукта представляет собой процесс отбора и обобщения содержания и свойств компонентов и работ при включении их в пакет туристского обслуживания в соответствии с целевой или тематической направленностью конкретного тура и возможностями их поставщиков или исполнителей [14].
При разработке экскурсионного турпродукта должны соблюдать главный принцип - цель путешествия.
Технология разработки экскурсионного тура состоит из следующих этапов:
1) Маркетинговое исследование (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):
‒ ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы);
‒ ПНВУ (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы);
‒ сегментация рынка (мотивация, цель) ‒ «название тура» [21].
2) География маршрута (долгосрочное планирование тура):
‒ выявить ресурс и техническую поддержку тура (основные и дополнительные объекты, транспорт, питание, проживание);
‒ тип маршрута (линейный, радиальный, круговой).
3) Договорная стадия (заключение договоров с партнерами):
На данном этапе проводится определение партнера или поставщика услуг. В договоре указываются: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчетов, юридические адреса сторон, обстоятельства непреодолимой силы.
Договор с гостиничным предприятием должен содержать:
‒ цены на номера, бронирование;
‒ скидки;
‒ условия проживания;
‒ расписание гонок;
‒ финансовая ответственность.
Договор с предприятием питания включает:
‒ количество одновременно обслуживающих туристов;
‒ регулярность и количество пищи;
‒ приблизительные цены;
‒ финансовая ответственность [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех любой фирмы на рынке находится в зависимости, прежде всего, от привлекательности продукта. Он является основной частью маркетинговой смеси, которая объединяет все оставшиеся компоненты: цену, продвижение и распространение.
Туристический продукт обладает четырьмя характеристиками, которые различают услуги от товаров: нематериальность, неразделимость производства и потребления, изменчивость и невозможность хранения.
Развитие формирования любой туристической программы начинается с исследования общих целей, разработки заблаговременных прогнозов, которые основаны прежде всего на исследовании потребительского спроса и предложений конкурентов. Исследование нового продукта туристического туризма проходит в несколько этапов. Во-первых, фирме необходимо сконструировать стратегию формирования продукта экскурсионного туризма, которая, в свою очередь, охватывает в себе продуктовые инновации, то есть создание требуемого продукта, трансформацию имеющихся продуктов, а кроме того разделение ресурсов для формирования продукта. Разработкой нового турпродукта успешно занимаются те туристические фирмы, которые определили формальную процедуру становления, а точнее ‒ крупная корпорация, имеющая системную программу разработки экскурсионного туристического продукта.
Концепция жизненного цикла продуктов основана на том факте, что любой продукт, какими бы большими потребительскими свойствами он ни располагал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным продуктом. Единственные постоянные потребности присутствия, и средства для удовлетворения их меняются. У каждого предлагаемого на рынке товара есть определенный жизненный цикл, в течение которого его покупатели.
Очевидно, что рынок туристических услуг не стоит на месте, он находится в постоянном движении. Что верно сегодня, завтра может быть ненужным и даже бесполезным. Необходимо держать руку на пульсе, особенно в таких видах деятельности, как экскурсии. Поэтому знание процесса создания туристических продуктов тура позволит не только отслеживать качество туроператорских услуг, но и формировать положительный имидж компании в глазах как присутствующих, так и потенциальных потребителей.
1. Аванесова Г. А. Служебная деятельность: историческая и современная практика, бизнес, управление: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 79 с.
2. Александрова А. Ю., «Структура туристического рынка» - М.: Пресс-Соло, 2016. – 138 с.
3. Балабанов И. Т. «Экономика туризма» - М.: Финансы и статистика, 2017. – 444 с.
4. Бабушка Н. И. «Управление туризмом» 3-е изд. - Минск: новые знания, 2015. – 369 с.
5. Биржаков М. Б., «Введение в туризм» - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2014. -154 с.
6. Боголюбов В. С., Орлов В. П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2018. – 96 с.
7. Бутко И. И., Ситников Е. А., Ушаков Д. С. Туристический бизнес: костяк организации. - ред. 2. - Ростов н / Д: Феникс, 2018. – 147 с.
8. ГОСТ 28681.3-95 / ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
9. ГОСТ Р 50690-2000 Туристические услуги. Общие требования.
10. Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 65 с.
11. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 133 с.
12. Дурович А. П. Туризм: учебник. учебное пособие / А. П. Дурович, Н. А. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др. - Мн .: Новые знания. - 2013 г. – 412 с.
13. Ефремова М. В. «Основы технологии туристического бизнеса» - М.: 2017. – 199 с.
14. Ильин В. И. Потребление как дискурс. Туристический продукт. - Санкт-Петербург: Интерсолс, 2018. – 395 с.
15. Ильина Е. Н. "Основы туристической деятельности" - М.: Советский спорт, 2014. -154 с.
16. Ильина Е. Н. "Туризм - путешествия. Создание туристической фирмы. Агентство бизнеса". - М.: РМАТ, 2018. – 132 с.
17. Ильина Е. Н. Туроператор: организация деятельности: учебник / Е. Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2017. – 263 с.
18. Каурова А. Д. «Организация туризма» - Санкт-Петербург: Герда, 2016. – 68 с.
19. Квартальнов В. А. «Теория и практика туризма» - М.: Финансы и статистика, 2013. – 36 с.
20. Немоляева М. Е., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. - М.: Международные отношения, 2016. – 168 с.
21. Туризм: учебное пособие / А. П. Дурович. - М.: Новые знания, 2015. – 356 с.
22. Саак А. Е., Пшеница Ю. а. «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» - Санкт-Петербург: «Питер Пресс», 2017. – 265 с.
23. Сенин В. С. «Организация международного туризма» - М.: Финансы и статистика, 2018. – 298 с.
24. Туризм и гостиничный менеджмент. Под ред. А. Д. Чудновского. - М.: Тандем, 2017. – 45 с.
25. Ушаков Д. С. Технология выездного туризма: учебник. пособие. - Ростов н / Д: март 2015 г. – 275 с.
26. Федеральный закон от 5 февраля 2017 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
27. Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес. - М.: Мир деловых книг, 2017. – 451 с.
28. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2013. – 325 с.
29. Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. пособие / Е. Л. Драчева,Забаев, Д. К. Исмаэль и др.; под ред. И. А. Рябова, Ю. В. Забаева, Е. Л. Грейсвей. - 3-е изд. Ред. И доп. - М.: КНОРУС, 2019. – 247 с.
30. Яковлев Г. А. «Экономика и статистика туризма» - М.: РДЛ, 2014. – 147 с.