ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие межличностных отношений и их развитие
1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений
1.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика социометрического статуса младших школьников
2.2 Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
2.3 Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные эмпирические данные по методике социометрия (Я.Л. Коломинский)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные эмпирические данные по методике Q-сортировки В. Стефансона
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты по методике Q-сортировки В. Стефансона
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 График «каменной осыпи»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Факторный анализ при 3 отбираемых факторах
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.
Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.
Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Объект исследования: межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: социометрический статус и основные тенденции поведения в реальной группе и представлений о себе в коллективе младших школьников.
Цель:исследовать основные закономерности межличностных отношений в коллективе младших школьников, как этапа становления целостной личности.
Задачи работы:
провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ межличностного взаимодействия в коллективе младших школьников;
определить закономерности межличностных отношений в младшем школьном возрасте;
провести диагностику младших школьников по варианту социометрического эксперимента;
провести диагностику младших школьников с целью выявления их основных тенденций поведения и представления о себе;
сделать сравнительный анализ полученных результатов по данным диагностического исследования;
разработать выводы и рекомендации.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие межличностных отношений и их развитие.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [2; с. 3].
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.
Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [4; с. 5].
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.
Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп,
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для наглядности анализа межличностных отношений в группе, было отдано предпочтение исследованию групп младшего школьного возраста, потому как именно в этот период у человека начинает складывается осознанный массив навыков общения. Из многочисленных методов приведенных в теоретической части исследования, мы остановились на:
1) Социометрическом эксперименте в модификации Я. Л. Коломинского.
2) Методике Q-сортировки В. Стефансона.
3) Методике изучения самооценки - Т. Дембо, С. Рубинштейн.
2.1 Диагностика социометрического статуса младших школьников.
Социометрия - метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки» [16].
В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни — экономические, политические — можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я. Л. Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека» [20].
В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,
Ri- - отрицательные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.
Данные о содержании межличностных отношений, по моему мнению, могли быть получены при изучении системы групповых ценностей учащихся и сопоставлении их с мотивами межличностных предпочтений. Поэтому первые две методики предусматривали построение учащимися иерархии ценностей по отношению к умениям в учебной деятельности и качествам их личности. В перечень умений включались те, которые адекватны процессу присвоения основного продукта учебной деятельности — теоретических знаний, а также умения, отражающие формальную сторону учения. В перечень качеств личности включались, в основном, качества, характеризующие ее с точки зрения «активности-пассивности». Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.
В ходе нашего исследования мы определили, что дети, обладающие высоким социальном статусом в коллективе сверстников, являются, как правило, общительными, независимыми и склонными к компромиссным решениям, чаще сохраняют «нейтралитет» при спорах и принятии важных решений, самооценка и уровень притязаний находятся на реалистическом, адекватном уровне.Так же при всех данных характеристиках в коллективе преобладает благоприятный психологический климат.
Таким образом, в результате исследования, на примере межличностного общения младших школьников, подтвердилась выдвинутая мною гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений возрастает на основе благоприятного психологического климата, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.
В заключение хотелось бы привести слова Д. Б. Эльконина: «С определенного момента ребенок - это всегда два человека - он и взрослый. Может быть, это внутреннее взаимодействие раскроет нам процесс развития как самодвижения...» [28]. По-видимому, этот момент наступает очень рано, и это «внутреннее взаимодействие» уже не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 672 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – С. 501-518.
4. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова ; под общ. ред. М.В. Гамезо, М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик. – Москва : Просвещение, 1984. – 356 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. –М.: Международная педагогическая академия,1995. – 328 с.
6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.:Педагогическое общество России, 2004 – 276 с.
7. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. – М., 1979. – 212 с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э Изард. – пер. сангл. –СПб. : Питер,1999. – 464 с.
9. Ким, Дж. – О. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы :сб. раб. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж. – О. Ким, Ч.Ю. Мьюллер. Пер. с англ.; под. Ред. И.С. Енюкова. – М.: Финансы и статистика. – 1989. – 215 с.
10. Коломинский, Я.Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии / Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовик. – М., 1977. – 454 с.
11. Кон, И.С. Дружба. Историко-психологический этюд. / И.С. Кон. – М: Новый мир. – №7. – 1987. – 15 с.
12. Кон, И.С.Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. –М.: Просвещение,1989.— 252 с.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. –СПб.:Питер,2000. – 992 с.
14. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб., 2000. – 364 с.
15. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб: Питер, 2007. – 736 с.
16. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Парина. – М., 1976.– 208 с.
17. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека / М.А. Менчинская. – М; 1978. – 348 с.
18. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – М., 2004. – 347 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина.– М., 1997. – 276 с.
20. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Москва: Воронеж. 1995. – 356 с.
21. Мясищев, В.Н. Проблема потребностей в системе психологии: Ученые записки / В.Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. – 1957.Вып. 11, № 224. –С.14–18.
22. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1979. – 175 с.
23. Обухова, Л.В. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.В. Обухова.–М. : Изд-во МГУ,1981. – 191 с.
24. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Андреева М., Якоуше К. и др.,– МГУ; 1987. – 362 с.
25. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов / под общ.ред. А.А. Бондалева. – М., 1987. – 439 с.
26. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990. – 353 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб., 1998. – 504 с.
28. Сироткин, Л. Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин, А.И. Хузиахметов. – Казань, 1998. – 342 с.
29. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. – М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 287 с.
30. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности / Э. Фромм. М., 1994. – 398 с.
31. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 286 с.
32. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности, вопросы психологии / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова. – М., 1990. №6. – С. 45.
33. Эриксон, Э. Детство и общество / Предисл. Д. Элкинда. СПб., 1996. – 368 с.
34. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1978. – С. 21.