Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «духовно-нравственные качества» в психолого-педагогической литературе
1.2 Методы и средства формирования духовно-нравственных качеств младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методика проведения экспериментального исследования формирования духовно-нравственных качеств младших школьников
2.2 Разработка и апробация программы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного развития личности обострилась в связи с произошедшими в 1990х годах динамичными культурными, социально-экономическими, политическими изменениями в стране, став проблемой государственной значимости. Если представители старшего поколения имеют достаточно устойчивую систему ценностей, то молодые люди включаются сегодня в новую складывающуюся реальность без такой базы. Педагоги обращают внимание на такие негативные явления как нарастающая среди учащейся молодежи тенденция к приобретательству, эгоизму, замкнутости на себе, нетерпимости к носителям иной культуры.
Таким образом, в условиях духовного кризиса возрастает роль школы в воспитании личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, трудолюбие. В условиях начальной школы эта цель достигается через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, так как образование, не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства.
В реальной же образовательной практике педагогические средства и условия формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе обучения недостаточно изучены. Перед школой задача состоит в том, чтобы подготовить ответственного гражданина, который может самостоятельно оценить, что происходит, и будет строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В психолого-педагогической литературе есть множество научно- педагогических работ, оказавших наибольшее значение на разработку проблемы формирования духовно-нравственных качеств: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А. Я. Данилюк, А. М Кондаков, В. А. Тишков, Н.П. Шитякова и др. В их исследованиях выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной работы: «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников».
Цель исследования – формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования – духовно-нравственные качества.
Предмет исследования – формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «духовно-нравственные качества» в психолого-педагогической литературе
В современном обществе ведутся социально-экономические преобразования, заставляющие нас задуматься о будущем нашей страны и ее молодежи. Проблема отсутствия духовно-нравственных качеств остается сегодня очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Интерес к культуре и художественной литературе младших школьников стремительно падает. Свободное от учебы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя и своего развития. Это времяпровождение занимают различные компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К сожалению, данная деятельность школьников не способствует повышению уровня развития их духовно-нравственных качеств. Поэтому одной из актуальных проблем в современном социуме является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что проблеме формирования духовно-нравственных качеств личности уделяется большое внимание.
Чтобы разобраться, что такое «духовно-нравственные качества», следует рассмотреть такие понятия, как: «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственные качества личности».
Духовность определяется как приоритет над потребностями и влечениями нравственных идеалов, которые находятся на ступени выше.
В словаре по этике духовность определяется как «специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность – позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам – нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность бескорыстностью, характеризуется, эмоциональностью, свободой, оторвавшейся от физиологически детерминированных стязаний...» [26, c. 169].
Духовность в психологии рассматривается как высочайшая подструктура человека, регулирующая его действия, деятельность и отношения с другими людьми, главными психологическими чертами которой считаются: ответственность за собственные действия, высоконравственные качества и мотивы поведения, ценности и ценностные ориентации.
Леонтьев Д.А. предлагает рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности [20, c. 16].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методика проведения экспериментального исследования формирования духовно-нравственных качеств младших школьников
Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника является актуальной проблемой двадцать первого века. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовно-нравственными. Вследствие этого, у современного школьника отмечается безнравственное отношение к окружающему его миру. Его духовное развитие находится в пределах среднего, либо низкого уровнях. Свободное от учебы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя и своего развития. Это времяпрепровождение занимают различные компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К сожалению, данная деятельность школьников не способствует повышению уровня развития их духовно-нравственных качеств.
Цель исследования – формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Подбор психодиагностического инструментария для исследования формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
2. Определить уровень духовно-нравственной самооценки обучающихся начальных классов.
3. Выявить духовно-нравственную воспитанность обучающихся начальных классов.
4. Выявить духовно-нравственные представления учеников младшего школьного возраста.
5. Разработать программу по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных.
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей; обобщение результатов исследования.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественного и качественного анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы организации процесса нравственного воспитания личности в современном образовании остаются чрезвычайно актуальными. Базовыми понятиями для определения духовно-нравственного воспитания выступают «духовность» и «нравственность». В настоящее время гуманистическая тенденция в области духовно-нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание определяется как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественными и общечеловеческими требованиями, совпадающими с внутренними убеждениями.
К основным методам формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника относятся: рассказ, разъяснение, экскурсии, праздники, выставки, благотворительные акции и конкурсы. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определённое направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.
Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.
Учителю младших классов следует помнить, что духовно-нравственный компонент должен присутствовать на каждом уроке. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных методов духовно-нравственного воспитания.
Исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся показало, что большинство обучающихся оценивают свои моральные качества, как средне сформированные. У большинства обучающихся данной выборки нравственные отношения не сформированы, часто становится неустойчивое, импульсивное поведение. У половины испытуемых выявлен средний уровень нравственных представлений. Обучающиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
1. Баргаева, Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества [Текст] / Г.А. Баргаева // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конференции (г. Москва, 20 ноября 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014 – С. 1-3.
2. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – СПб. : Питер, 2008 – 398 с.
3. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 2009. – 144 c.
4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров – 2-ое изд., перераб. и доп. – М. : «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000 – 1456 с.
5. Васильева, О.Н. Правило взаимности – «золотое правило нравственности» [Текст] / О.Н. Васильева // Начальная школа. – 2015 - №7. – С. 5-7.
6. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская – М. : Проспект, 2013 – 480 с.
7. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль – М. : Олма Медиа Групп, 2015 – 448 с.
8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2019. – 24 с.
9. Дьячкова, М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников [Текст] / М.А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. – 2009 – № 6 – С. 101-105.
10. Есенова, М. О. Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника [Текст] / М.О. Есенова // Молодой ученый. – 2016 – №22 (126). – С. 240-243.
11. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы [Текст] : учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Изд-во Планета, 2010 – 280 с.
12. Зимина, А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] / И.А. Зимина // Классный руководитель. – 2011 – №6. – С. 6
13. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьника. – 2010 - №9. – С. 8-11.
14. Колупанова, Ю.В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения [Текст] / Ю.В. Колупанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №1. – С. 17-20.
15. Конеева, Г.М. Формирование нравственных основ у младших школьников [Текст] / Г.М. Конеева // Начальная школа. – 2016. – №5. – С. 13- 14.
16. Кохичко, А.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка [Текст] / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2012 - №3. – С. 78-85.
17. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению [Текст] / Н.А. Курмелева // Начальная школа. – 2014 - №11. – С. 55-59.
18. Курносова, С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе [Текст] / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 2(55). – С. 42-47.
19. Курносова, С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект [Текст] / С.А. Курносова // Вестник Гуманитарные науки. – 2007. – №1. – С. 56-62.
20. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. – 2005 - №7. – С. 16-21.
21. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности [Текст] / Р.Л. Лившиц – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997 – 150 с.
22. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема / Р.Н. Махмудова. Педагогические науки. – 2010. – № 1. – С. 77-81.
23. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И.В. Метлик // Воспитание школьника. – 2012 - № 2 – С. 9-18.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, А.Н. Российская. – 3-е изд., стереотипное. – М. : ООО «А ТЕМП», 1995 – 928 с.
25. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2001. – 394 с.
26. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. – 6-е изд. – Москва : Политиздат, 2009. – 447
27. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2014. – 160 с.
28. Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] : материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.) / Н.Н. Трегубова. – Краснодар : Новация, 2016 – 277 с.
29. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2. – 637 с.
30. Хаблиева, А. Т. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Т. Хаблиева. – М. : Академия, 2007 – 403 с.
31. Чиплиева, А.Д. Эмпирическое исследование ориентации младших школьников на нравственные ценности [Текст] / А.Д. Чиплиева // Современная педагогика. – 2017. - №1. – С. 19-21.
32. Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н.П. Шитякова – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004 – 158 с.
33. Шуляпова, О.В. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения [Текст] / О.В. Шуляпова // Начальная школа плюс До и После. – 2012 - №1. – С. 3-6.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты