Ценностные основы деятельности педагога
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ценностные основы деятельности педагога»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Ценностные основы деятельности педагога
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Лицей сельскохозяйственный профессиональный, ГУО (г. Любань)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Теоретические подходы к определению понятия ценностных основ в современной педагогической науке
1.2. Психологические особенности личности педагога и особенности его профессиональной деятельности
1.3. Особенности развития ценностных основ у педагогов в их профессиональной деятельности
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Личность педагога многими учеными рассматривается как важное условие, определяющее успешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профессионализма. Важной сферой современного педагога является ценностная сфера. Ценностные основы – это личностные диспозиции, которая отражают отношение человека к явлениям социального мира, указывают на значимость определенных сфер и аспектов действительности.
«Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает педагог, по причине того, что именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности педагога, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Успешность работы педагога определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу, но уровнем профессиональной подготовленности» [4, с. 43].
«Педагогическая деятельность обладает высокой социальной значимостью. От педагога требуется выполнение многообразных функций – организации учебной деятельности, управления вниманием учеников. Также он должен следить за собой, своей речью, мимикой и жестами. Сформированные ценностные основы, при этом являются важным механизмом выхода личности из наличной ситуации в надситуативную, позволяющим выстраивать наиболее адекватные стратегии поведения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Теоретические подходы к определению понятия ценностных основ в современной педагогической науке
Проблема ценностных основ занимает важно место в психологическое науке. «Ценности личности развиваются в контексте ценностей общества, в котором они функционирует. Это показатель того, что ценности носят социально обусловленный характер» [7, с. 88].
В социальной психологии термин «ценность» раскрывается через понятия «ценностное отношение», ценностные ориентации, личностные ценности, ценностное сознание, аксиологическое «Я».
В своих работах Д.Ю. Ваниянц рассматривает три формы существования ценности, в одной из которых «ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные – один из источников мотивации ее поведения» [4, с. 68]. «На протяжении всей истории изучения феномена ценностных основ менялась взгляды на их сущность и содержание. Ученые в зависимости от того, к какой школе ни принадлежат, подчеркивали определенны виды ценностей, выделяли конкретные компоненты, ставили акцент на взаимосвязь с теми или иными психологическими явлениями» [23, с. 65].
Под ценностями часто понимают систему установок, которые определяют личностное развитие и поведение человека. Такие установки человек воспринимает как норму для себя, на которую ориентируется в своей жизнедеятельности. Согласно Б.Г. Ананьева, «ценности являются опорными точками, помогающими человеку вычленять из окружающего его информационного потока те нужные смыслы, которые определяют его непротиворечивое поведение» [2, с. 376].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования является провести исследование ценностных ориентаций личностей педагогов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности педагогов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: ГУО «Лицей сельскохозяйственный профессиональный», г. Любань
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 педагогов лицея. Возраст испытуемых педагогов от 24 до 59 лет.
Для достижения оставленной цели исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 О.И. Моткова и Т.А. Огневой [18].
Цель: изучение ценностных ориентаций личности.
Методика основана на теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, согласно которым ценности рассматриваются как психологические образование, отражающие степень значимости и реализации целей, подразделяются на внешние и внутренние ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своей природе ценностные основы или ценностные ориентации выражают сознательный подход индивида к различным граням социальной реальности. В своем собственном порядке подход устанавливает ориентацию человека. Когда рядом с человеком появляется понятие смысла, это свидетельствует о качественно новом этапе в его развитии. Ценности человека формируются в контексте ценностей сообщества, в котором он действует. Ценности составляют основу культуры, связаны с целенаправленной деятельностью людей и общества, рассматриваются в равной степени как экзистенциальная ценность и имеют внеличностный, сверхличностный характер.
Педагогическая деятельность – это особая форма общественной работы, которая предполагает передачу накопленных человеческих знаний, навыков, культуры и обстоятельств формирования от старших поколений к младшим с целью их индивидуального формирования и подготовки к выполнению конкретных социальных ролей в мире. Педагогическая деятельность рассматривается как направленное действие.
Ценностные качества педагогической деятельности во многом связаны с ее гуманитарным характером, с закреплением в общественном сознании пути учителя как носителя внутренних, нравственных ценностей, с обращением к своей личности, а также к примеру своей семьи. Все без исключения утверждают, что качественное образование педагога неотделимо от его морального становления, что качественное образование учителя, результат качественной компетентности, неотделимо от развития качественной моральной ориентации личности учителя. Интеграция высокого уровня образования, высокого уровня компетентности и высокой моральной ориентации учителя рассматривается как совокупная причина для установления базовых ценностных данных определенной части умственного интеллекта.
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004 –. Т.5 – №5. – С. 63.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2006. – 550 с.
3. Андреева, И.Н. Основы психологии: учебно-методический комплекс для студентов / И.Н. Андреева, Н.Н. Струнина. – Новополоцк: ПГУ, – 2010. – 352 с.
4. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 4. – С.62-74.
5. Ахияров, К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С.50-54.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, – 2002. – 432 с.
7. Бубнова, С.С. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова. – М.: Академия, 2005 – 365 с.
8. Вязникова, Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития / Л.Ф. Вязникова // Педагогика. – 2002. – № 4. – С.43-56.
9. Гайдукевич, С.Е. Педагогические ценности современного специального образования // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира: учеб.-метод. пособие: с приложением СD / С.Е. Гайдукевич, В.В. Радыгина, С.Н. Феклистова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 8-20
10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2002. – 554 с.
11. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Академический проект, 2000. – 362 с.
12. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова. – СПб.: Речь, – 2002. – 410 с.
13. Курлянд, З.Н. Личностно-ориентированное педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей / З.Н. Курлянд // Народное образование. – 2004. – № 4. – С.86-97.
14. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 386 с.
15. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 440 с.
16. Макаревич М.А. Ценность / М.А. Макаревич // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Изд-во ИСПИ РАН, – 1995. – С. 87.
17. Мясищев, В.Н. Исследование личности в клинике и экстремальных условиях / В.Н. Мясищев. – СПб.: Питер, – 2010 – 469 с.
18. Оллпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Оллпорт – М.: Смысл, – 2002. – 620 с.
19. Плотникова, Е.В. Ценностно-смысловая сфера личности и ее особенности у педагогов / Е.В. Плотникова. – Екатеригбург: ИРРО, 2001. – 57 с.
20. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, – 2005. – 460 с.
21. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 224 с.
22. Хащенко, В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности / В.А. Хащенко // Социальная психология экономического поведения. – М.: Наука, 1999. – С. 56.
23. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2000. – 244 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты