Использование интернет-технологий в школе
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование интернет-технологий в школе»
по дисциплине: «Технические средства обучения»
2020
45.00 BYN
Использование интернет-технологий в школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технические средства обучения
Организация: Средняя школа №2, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для определения степени использования информационных технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Авторская анкета на определение особенностей материального обеспечения интернет-ресурсами в общеобразовательной школе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
1.1 Особенности педагогического процесса в средней школе
1.2 Методы и технологии преподавания в средней школе
1.3 Особенности использования интернет-технологий в школе
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ -ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Создание и совершенствование компьютеров привело и к созданию новых технологий в различных научных и практических областях. Одной из таких сфер было образование - процесс передачи систематизированных знаний, умений и навыков из поколения в поколение. Будучи само по себе мощной информационной сферой и имея опыт использования различных классических (некомпьютерных) информационных систем, образование быстро откликнулось на возможности современных технологий. На наших глазах появляются нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением.
Современная школа также использует новые достижения. Большинство школ имеют или создают сайты, которые, с одной стороны, выполняют представительские и рекламные функции для школы, но, с другой стороны, в большей степени охватывают экономические и нормативные аспекты образовательного процесса.
Сегодня в национальных системах образования происходят коренные изменения, формируются общие элементы содержания, методов и средств образования для мирового образовательного сообщества. В общественном сознании происходит переход от утилитарного понимания целей образования к более широкому гуманитарному пониманию их. Обучение становится личностно-ориентированным. В связи с этим изучение современных информационных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса во всех образовательных учреждениях. Предоставление информации учащимся и преподавателям, возможность свободного доступа к необходимой образовательной, научной, культурной и любой другой информации является необходимым условием свободного развития личности.
На современном этапе в нашей стране находится в зачаточном состоянии практическое применение как компьютерных, так и сетевых технологий в целом, а также возможностей Интернета.
Основными причинами является то, что, во-первых, это общая компьютерная неграмотность учителей, особенно старшего поколения. Преодолеть ее довольно сложно, учитывая необходимость длительного «общения с компьютером», которое играет важную роль на начальных этапах овладения основами компьютерной грамотности. В связи с высокой стоимостью компьютера среднестатистический учитель лишен этой возможности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ.
1.1 Особенности педагогического процесса в средней школе
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие между учителями и учениками, направленное на решение задач развития и образования.
Системно-образующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель присуща педагогически интерпретированному социальному опыту и присутствует как в средствах и деятельности педагогов и учащихся, прямо или косвенно. Она функционирует на уровне осознания и реализации. Педагогическая система должна быть организована с целью образования и его реализации; она должна быть полностью подчинена целям образования.
В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия между педагогами и учащимися возникают различные ситуации. Введение целей в педагогические ситуации должно придать целенаправленность взаимодействию. Педагогическая ситуация, связанная с целью деятельности и условиями ее осуществления, является педагогической задачей [2, с. 129].
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно гораздо шире, чем категория «педагогического воздействия», которая сводит педагогический процесс к субъектно-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического перехода в педагогическую реальность главного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть объект. В теории традиционной педагогики субъектом является учитель, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Идея педагогического процесса как объектно-объектного отношения закрепилась в связи с установлением авторитаризма как социального явления в системе образования.
Между тем даже поверхностный анализ актуальной педагогической практики привлекает внимание к широкому спектру взаимодействий: «ученик-ученик», «ученик-учитель», и др. Основным соотношением педагогического процесса является соотношение «ученик-ученик» деятельность-педагогика. Однако связь «ученик-учитель» является исходной, которая в конечном итоге и определяет результаты.
Это также является весьма специфическим характером педагогических задач.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что процесс обучения в средней школе представляет собой длительный и систематический процесс, который определяется тем, что в рамках данного процесса формируется сфера обучения и воспитания школьника, основанная на его самостоятельности.
В средней школе применяется множество методов и форм обучения, на основе которых строится весь образовательный и воспитательный процесс. Основными методами являются такие как проблемный метод, метод дидактических игр, беседа, лекция и т.д.
С развитием кибернетики в современной школе началось использование программированного и компьютерного обучения. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс приобретения знаний. Оно осуществляется по заранее составленной программе.
Применение интернет-технологий в средней школе представляет собой особое направление в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Основными направлениями в области применения интернет-технологий являются такие как сетевые ресурсы, электронные учебники, а также применение электронной системы оценивания учащихся.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ -ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №2» г. Мозырь. В исследовании участвовали преподаватели данного учреждения образования общим количеством 20 человек. Возрастные границы выборки составили от 25 до 53 лет. Выборка составила 15 (75) женщин и 5 (25%) мужчин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения особенностей применения интернет-технологий в средней школе, нами был разработан научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: интернет -технологии.
Предмет исследования: применение интернет-технологий в школе.
Гипотеза эмпирического исследования: преподаватели положительно оценивают применение интернет-технологий в общеобразовательной школе.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности применение интернет-технологий в средней школе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определение степени использования интернет-технологий в средней школе.
2. Выделить особенности материально-технического обеспечения данного учреждения образования техническими средствами.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью определения особенностей применения интернет-технологий в рамках средней школы, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: Анкета на определение степени применения интернет-технологий в образовательной школе, а также авторская беседа на предмет выявления степени удовлетворенности педагогов материально-техническим обеспечением.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– для педагогов данного учреждения образования, в основном, характерным является использование интернет-технологий на занятии.
– для педагогов данного учреждения, в основном, характерным является использование средств интернет-технологий в рамках текстового редактора.
– для большинства педагогов, в основном, характерно использование интернет-технологий более 1 раза в неделю.
– для данной выборки педагогов, в основном, характерным является отсутствие проблем в области использования интернет-технологий.
– для педагогов данного учреждения образования, в основном, характерны следующие предложения в рамках оптимизации применения интернет-технологий в школе:
А) повышение уровня материальной обеспеченности – 30%;
Б) формирование образовательного процесса на основе использования интернет-технологий –40%;
В) создание электронной системы оценивания –30%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что процесс обучения в средней школе представляет собой длительный и систематический процесс, который определяется тем, что в рамках данного процесса формируется сфера обучения и воспитания школьника, основанная на его самостоятельности.
В средней школе применяется множество методов и форм обучения, на основе которых строится весь образовательный и воспитательный процесс. Основными методами являются такие как проблемный метод, метод дидактических игр, беседа, лекция и т.д.
С развитием кибернетики в современной школе началось использование программированного и компьютерного обучения. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс приобретения знаний. Оно осуществляется по заранее составленной программе.
Применение интернет-технологий в средней школе представляет собой особое направление в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Основными направлениями в области применения интернет-технологий являются такие как сетевые ресурсы, электронные учебники, а также применение электронной системы оценивания учащихся.
С целью определения особенностей применения интернет-технологий в рамках средней школы, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: Анкета на определение степени применения интернет-технологий в образовательной школе, а также авторская беседа на предмет выявления степени удовлетворенности педагогов материально-техническим обеспечением.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– для педагогов данного учреждения образования, в основном, характерным является использование интернет-технологий на занятии.
– для педагогов данного учреждения, в основном, характерным является использование средств интернет-технологий в рамках текстового редактора.
– для большинства педагогов, в основном, характерно использование интернет-технологий более 1 раза в неделю.
– для данной выборки педагогов, в основном, характерным является отсутствие проблем в области использования интернет-технологий.
– для педагогов данного учреждения образования, в основном, характерны следующие предложения в рамках оптимизации применения интернет-технологий в школе:
А) повышение уровня материальной обеспеченности – 30%;
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. / Н.В. Апатова – М.: Академия, 2014. – 258 с.
2. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М.: изд. Филинъ, 2010. – 616 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 2004. – 258 с.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 2009. – 134 с.
5. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. / Б.С. Гершунский. – М.: Академия, 2017. – 256 с.
6. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.
7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг–х учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
8. Звонарева, О.М., Самойлова Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории. // Образовательный форум. – 2013. – № 2 – 328 с.
9. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2010. – 126 с.
10. Ишмурзина, Н.В. Интерактивно – это просто! // Журнал «ЛГО». – Вып. 6. – М.: Академия, 2008. – с.25–28.
11. Информатизация общего среднего образования: Научно–методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 196 с.
12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Вопросы образования. – № 2. – С. 36
13. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 86 с.
14. Мартынова, М.С. SMART – технологии в современном образовании//Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы международной конференции. – СПб.: Питер, 2010.– С. 174–179.
15. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое Общество России, 2010 г. – С. 97–101.
16. Моисеева, М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. канд. пед. наук М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2008. – 216 с.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей – М.: Академия, 2008. – 220 с.
18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
19. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно–коммуникационных технологий в образовании / Т. В. Руденко. – Томск, 2010. – 356 с.
20. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи., 1989.
21. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 2014. – 256 с.
22. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3–е изд. – М.: изд.–торг. корпорация Дашков и К0, 2007. – С. 9–110.
23. Чернов, А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2008 – № 8. – с. 47–56.
24. Щепакина, Т.Е. Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски Smart Board в процессе преподавания информатики // ЛГО. – Вып. 6. – 2008. – С. 56–60.
25. Ястребцева, Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и студентов педагогических специальностей. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для определения степени использования информационных технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Авторская анкета на определение особенностей материального обеспечения интернет-ресурсами в общеобразовательной школе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты