Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы самовоспитания
1.1 Сущность понятия «самовоспитание»
1.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Глава 2. Самовоспитание школьников в целостном педагогическом процессе
2.1 Анализ основных форм и методов работы педагога по организации самовоспитания учащихся
2.2 Руководство самовоспитанием обучающихся на примере технологии самовоспитания учащихся «Сделай себя сам»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Формирование и развитие личности человека осуществляется за счет того, что на нее воздействуют различные факторы: объективные и субъективные, природные и общественные, внутренние и внешние, независимые и зависимые от воли и сознания людей, действующие стихийно или подчиненные ряду определенных целей. При этом сам человек не является пассивным существом, а выступает в качестве субъекта собственного формирования и развития.
Общественную среду, политическую ситуацию в стране, экономическое положение, ряд социальных условий, разнообразные социальные и духовные отношения – все это можно рассматривать как ведущий фактор развития личности. Важным остается также влияние микросреды на процесс становление личности человека, ведь люди, хоть и живут в одной и той же макросреде, но могут принадлежать к другим микросредам, внутри которых и осуществляются процессы непосредственного общения и удовлетворения разнообразных потребностей (к таким микросредам можно отнести семью, классный коллектив в школе, студенческую группу, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды способны внести ряд объективных изменений в ход жизни человека, причем их влияние не является однозначным по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию [6].
Современному образовательному процессу в учреждениях образования свойственно все более широкое применение новых педагогических технологий и методик, которые направлены на то, чтобы усовершенствовать профессиональную подготовку компетентных специалистов или же обучение учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Существенным недостатком в образовательном процессе, как считают исследователи, следует рассматривать то, что смещаются приоритеты: первой целью стало приобретение как можно большего количества знаний учащимися, но при этом не в полной мере учитываются их личностные особенности. Ведь педагогам всегда следует помнить о том, что образовательная система функционирует не только с целью дать знания по той или иной дисциплине, но также обеспечить способы их эффективного усвоения.
В качестве теоретической основы исследования были использованы и проанализированы труды таких ученых, как: А.И. Кочетов, Ю. К. Бабанский, Д. Карнеги, Ю.М. Орлов[3; 17; 18; 22].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность понятия «самовоспитание»
Под самовоспитанием следует понимать осознанную и систематическую работу над собой, направленную на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и программы развития личности. Примерно такое же определение дает этому понятию и А.И. Кочетов. «Самовоспитание, – пишет он, – это самосознание и личностное саморазвитие, при котором у человека его цели интересы формируются в соответствии с потребностями общества»[17].
В связи с этим П.П. Блонский видел задачу педагога не столько в обеспечении образования и воспитания, сколько в развитии способностей к самовоспитанию и самообразованию. «Мы должны, – писал он, – обучать человека, который в состоянии создать свою собственную жизнь, способен к самоопределению. Быть воспитанным– значит, быть самоопределенным, а воспитание будущего создателя новой человеческой жизни – это только рациональная организация его самообразования»[4, с.33].
Другими словами по проблеме высказывается психолог С.Л. Рубинштейн: «Любая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу образованного человека, которая, конечно, связана в каждом как-то вдумчивом и чувствительном человеке вокруг его собственных действий и действий других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание способно ее стимулировать и направлять».
Приведенные выше суждения позволяют нам сделать вывод о том, что правильно организованное воспитание – не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, побуждение к саморазвитию и самосовершенствованию. Иными словами, в процессе воспитания происходит самообразовательная работа учащихся. Но эта работа определяется и стимулируется специально организованным воспитательным влиянием учителей. Учителя ставят учебные задачи, формируют соответствующие потребности (деятельность) учащихся, включают их в мероприятия и тем самым побуждают их работать над собой.
Во многих случаях люди, в том числе учащиеся, ставят перед собой определенные задачи для собственного развития и самосовершенствования, намечают пути их решения и, исходя из внутреннего желания, начинают активно достигать своих целей[18, с.21].
Глава 2. Самовоспитание обучающихся в целостном педагогическом процессе учреждения профессионально-технического образования
2.1 Анализ основных форм и методов работы педагогов по организации самовоспитания обучающихся
Цель эмпирического исследования – осуществить анализ основных форм и методов работы педагогов по организации самовоспитания обучающихся.
База исследования: УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии».
Методы исследования: анализ литературы, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Анализ основных форм и методов работы педагогов УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» по организации самовоспитания обучающихся осуществлялся нами в ходе беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Шарковой Л.С., изучения передового педагогического опыта по проблеме самовоспитания обучающихся, а также в ходе наблюдения за деятельностью кураторов учебных групп по проблеме.
Беседа с Шарковой Л.С. позволила сделать вывод о том, что содержание и формы работы по организации самовоспитания в учреждении профессионально-технического образования применяются самые разнообразные. Многое зависит от того, насколько сами преподаватели компетентны в вопросах самовоспитания и его методах, в какой степени они знакомы с научной и популярной литературой по этому вопросу, насколько они ответственны при выполнении своих педагогических обязанностей. В целом организация самовоспитания в УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» осуществляется по трем основным направлениям. Этот процесс включает:
а) формирование мнения ученического сообщества о необходимости и пользе самовоспитания;
б) помощь учащимся в понимании сути самовоспитания, его методов и способов реализации;
в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.
Важным направлением здесь является формирование общественного мнения в коллективе учащихся по вопросам самовоспитания. Не все обучающиеся в УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» знают, что такое самовоспитание, другие тайно от товарищей занимаются им, стыдясь посещать тематические кружки и уроки по самовоспитанию, в то время как другие не слышали о работе над собой. Все это необходимо учитывать и на убедительных примерах известных людей показать, как важно для человека улучшить себя, бороться со своими недостатками.
Заключение
Под самовоспитанием следует понимать осознанную и систематическую работу над собой, направленную на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и программы развития личности. Самовоспитание всегда носит социальный характер. Факторами, стимулирующими процесс самовоспитания, являются: формирование социальных идеалов среди учащихся, создание атмосферы конкуренции в работе учащихся, положительные примеры.
В исследовании отмечены особенности педагогического руководства процессом самовоспитания обучающихся.
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся в учреждении профессионально-технического образования включает в себя следующие этапы: диагностика уровня самовоспитания учащихся, изучение их личности; психолого-педагогическая подготовка учащихся к самовоспитанию; планирование руководства самовоспитания, помощь студентам в постановке целей, задач, составлении программы, выборе методов и приемов работы над собой; совместная деятельность педагогов и учащихся по формированию и развитию профессионально важных и личностных качеств, преодолению негативных качеств; контроль за самовоспитанием.
Кроме того, рассмотрены формы и методы работы педагога по осуществлению педагогического самовоспитания учащихся.
Эмпирическое исследование показало: в УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям: формирование мнения сообщества учащихся о необходимости и пользе самовоспитания; помощь учащимся в понимании сути самовоспитания, его методов и способов реализации; практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.
В качестве рекомендаций целесообразно использовать такие формы работы по педагогическому руководству самовоспитанием обучающихся, как: формирование субкультуры в группе (обычаи, традиции, ритуалы), когда кураторы проводят индивидуальные беседы, огоньки-поздравления, традиционные беседы из цикла «Посидим, поговорим» (об успехах на практике, размышления о милосердии); целенаправленная работа с родителями. На наш взгляд, сегодняшнее время требует сформировать конструктивный характер общения родителей с лицеем и лицея с родителями. Что предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Лицей – лишь один из институтов воспитания, он не может решать все проблемы учащихся, поэтому роль родителей непременно важна.
Также эффективным может стать применение в лицее форм и методов работы по самовоспитанию учащихся технологии Г.К. Селевко «Сделай себя сам», предполагающая решение задач 4-х типов: задачи в области обучения, в сфере воспитания, в области психического развития и в области социализации.
1. Акутина, С.П. Воспитание: семья и школа / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2006. – №7. – С.26-43.
2. Антонова, Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование. – 2005. – № 2. – С. 14-25.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю.К. Бабанский. – М.: Советская педагогика, 1987. – 198 с.
4. Балабанова, Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л.И Балабанова // Профессиональное образование. – 2002. – №3. – С. 33-34.
5. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками / О.С.Богданова. – М.: Высшая школа, 2007. – 310 с.
6. Болотин, И.С. Социология и образование / И.С. Болотин, О.Н. Козлова // Социологические исследования. – 2006. – №3. – С.112-129.
7. В помощь классному руководителю / Под ред. Ю.В. Руцкой. – Мн.: Классико-принт, 2003. – 87 с.
8. Вавилов, Ю.П.Специфика профессии учителя начальных классов / Ю.П. Вавилов // Педагогическое образование и наука. – 2002. – №1. – С.33-35.
9. Вилюс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюс. – М.: Проспект, 2013. – 170с.
10. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Академия, 2004. – 166 с.
11. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. – М.: ИПП, 2011. – 214с.
12. Гущина, Л.И. Взаимодействие учителя и учеников в педагогическом процессе - путь к саморазвитию личности / Л.И. Гущина // Постдипломное образование в системе непрерывного образования Материалы V международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. – СПб.: СПбАППО, 2005. – С.168-170.
13. Зимняя, И.А Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 480 с.
14. Котляр, В.Н. Вопросы профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы / В.Н. Котляр // Научные ведомости:Академия ФСИН России. – 2014. – №26 (197). –С.123-127.
15. Котляр, В.Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России / В.Н. Котляр // Человек: преступление и наказание. Академия ФСИН России. – Рязань, 2006. – №2 3. – С.102 105.
16. Котляр, В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: методические рекомендации. Академия ФСИН России / В.Н. Котляр. – Рязань, 2005. – 25 с.
17. Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников / А.И. Кочетов. – Мн.: Нар. Света, 1990. – 98 с.
18. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009. – 429 с.
19. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. – М.: Высш. шк., 2011. – 319с.
20. Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 280 с.
21. Молонов, Г.Ц. Об умственном воспитании и самовоспитании студентов колледжа / Г.Ц. Молонов, Г.Л. Цэдашиев // Среднее профессиональное образование. – 2016. – С.26-29.
22. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 78 с.
23. Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Концепция и программа опытно-экспериментальной работы на 2014-2015 гг. / П.Н. Осипов. – Казань, 2014. – 44с.
24. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009. – 412 с.
25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Владос, 2007. – 442 с.
26. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
27. Селевко, Г.К. Сделай себя сам / Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина. – М.: Народное образование, 2009. – 76 с.