Деятельность педагога по формированию правовой культуры учащихся
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность педагога по формированию правовой культуры учащихся»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Деятельность педагога по формированию правовой культуры учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «знаешь ли ты?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «права и законы».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета «знаем ли мы закон».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
1.1 Сущность понятия «правовая культура учащихся колледжа»
1.2 Комплекс педагогических условий формирования правовой культуры студентов колледжа
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
2.1 Возможности учебного процесса по формированию у учащихся колледжа системы правовых знаний
2.2 Формирование правовой культуры учащихся колледжа в сфере внеклассной деятельности
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры учащихся колледжа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
«Правовая культура – это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Правовая культура личности – это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове¬дение от неверного и недопустимого» [18].
«Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует много не раскрытых вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа. Это связано, во-первых, с многогранностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения» [5, с. 29].
«Проблема формирования правовой культуры остается актуальной, потому что отсутствует целостная концепция личностной правовой культуры, а педагоги правового обучения и воспитания не имеют четких условий ее выражения. Поэтому без установления таких условий, деятельность будущих выпускников не может быть успешной. Правовая культура должна включать те качества личности, которые характеризуют содержание этой разновидности культуры: знание, понимание права, привычку к соблюдению требований законности, уважения к правовым предписаниям, убежденность в их справедливости, активную жизненную позицию в правовой сфере, т.е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы» [16, с. 45].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
1.1 Сущность понятия «правовая культура учащихся колледжа»
Термин «культура» латинского происхождения появился свыше 2 тыс. лет назад и означал «возделывать», «обрабатывать» и вначале использовалось лишь как агротехнический термин, обработка земли- возделывание почвы.
Цицерон считается первым, кто использовал слово «культура» для описания человеческих данных, образования, формирования – «выращивания» в человеке человеческих качеств.
Одним из важнейших компонентов общей культуры цивилизованного общества является культура права [12, с. 54].
В.И. Каминская и А.Р. Ратинов пояснили, что этот термин в самом широком значении представляет собой систему безупречных и овеществленных элементов, относящихся к сфере функционирования права и отражающихся в поведении и сознании людей [19, с. 58].
Выделяют следующие функции права в обществе. Во-первых, как универсальный регулятор общественных отношений, право закрепляет основы существующего порядка.
«Во-вторых, право способствует развитию общественных отношений, обязывая их активно производить положительный эффект.
В-третьих, устанавливая права и прямые обязанности определенных лиц и организаций, закон вносит определенный порядок в разговор и управление и создает условия для их функционирования и развития.
В-четвертых, в практической деятельности муниципальных органов власти (и по сей день судов) закон служит нюансом правомерного и неправомерного поведения людей и их обществ, является основой для применения мер муниципального принуждения к нарушителям закона.
В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра и человечности.
Право – это специфическая мера свободы человека в обществе, устанавливающая допустимые границы поведения субъектов» [16, с. 215].
«Право, городские институты, правовые дела, организации для реализации права, правовое сознание и поведение были разработаны как составляющие элементы правовой культуры. Однако, по мнению Н.М. Кейзерова, таких элементов недостаточно для описания сущности правовой культуры, необходимо добавить нюансы политической оценки правового поведения и права» [4, с. 256].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
2.1 Возможности учебного процесса по формированию у учащихся колледжа системы правовых знаний
В результате проведенного анализа деятельности педагога и в целом учебного процесса по формированию у учащихся колледжа системы правовых знаний или формированию правовой культуры учащихся можно выделить три самых главных направления деятельности для решения данной проблемы:
– повышение уровня правовой культуры учащихся в процессе учебной деятельности, т.е. на самих занятиях;
– повышение уровня правовых занятий в процессе внеучебной деятельности;
– в непосредственной целенаправленной деятельности с самими учащимися колледжа.
Проведем анализ каждого направления деятельности педагогов по повышению уровня правовой культуры у учащихся колледжа.
В процессе осуществления учебной деятельности уровень правовой культуры учащихся колледжа формируется благодаря сформированности правовых знаний и умений.
Можно отметить, что самая важная задача педагога колледжа на данном этапе заключается в формировании и развитии толератного отношения у учащихся на основании признании общего единения народов и людей. Проживающих в одном государстве, выработке положительных чувств и благодарственного отношения к своему ближнему или знакомому человеку. Выработка уважения к правам и обязанностям другого человека, формирование качеств взаимной выдержки и поддержки.
Процесс правового обучения основывается на следующих компонентах учебно-воспитательного процесса: учебное и методическое сопровождение, информационно-коммуникационное сопровождение и индивидуальная помощь, а также психологическая поддержка. В процессе вовлечения учащихся колледжа в процесс учебно-воспитательной и научной или исследовательской деятельности повышает уровень познавательных способностей и интереса, обучает учащихся колледжа делать прогнозы своего личностного успеха, проводить анализ и давать оценку своим собственным действиям, решать сложные задачи и совершать поступки [11, с. 13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Под правовой культурой в данной работе понимали знания и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, то есть отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому правовая культура охватывает и психологические элементы (правовую психологию), и идеологические элементы (правовую идеологию), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение). Правовая культура учащихся колледжа – это совокупность правовых знаний, умений, навыков, морально-правовых ценностных ориентаций личности, которые реализуются в жизнедеятельности человека, выполнении им правовых требований и социально активной позиции личности в правоохранительной работе.
2. Процесс формирования правовой культуры у учащихся колледжа реализовывается на основе традиционных идеалов и ценностей следует рассматривать как важное стратегическое направление в сохранении и укреплении духовных, нравственных основ общества и государства. Все разделы программы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. В работе с учащимися педагоги колледжа используют разнообразные формы работы, с учетом возрастных особенностей.
3. Возможности учебного процесса по формированию у учащихся колледжа системы правовых знаний включают в себя следующие формы и методы: лектории правовых знаний; тематические вечера по правовым вопросам, например, «Право и я», где разбираются вопросы о том, какими правами обладают школьники и человек в целом; общественные консультации, например, «Что такое телефон доверия и для чего он нужен»; обзор и обсуждение материалов средств массовой информации, например, просмотр документальных фильмов о людях, которые внесли свой вклад в историю права; участие в городских и областных конкурсах творческих работ по избирательному праву и вопросам молодежной политики и т.д. Все мероприятия носят в целом обобщенный массовый характер – гражданско-правовой. Основная роль здесь отводиться занятиям во внеучебное время.
4. Формирование правовой культуры учащихся колледжа в сфере внеклассной деятельности происходит по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В основном во внеучебной деятельности применяются такие формы работы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, научные общества, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. В процессе обучения используются различные формы и методы формирования правовой культуры учащихся колледжа.
1. Аббасов, О.Т. К вопросу о многообразии взглядов на понятие правовой системы (сравнительно-правовые аспекты) / О.Т. Аббасов // Сибирский юридический вестник. – 2019. – № 1 (72). – С. 119-125.
2. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. – М.: Наука, 2011. – 218 с.
3. Аминов, И.И. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.И. Аминов [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 с.
4. Власова, Т.В. Понятие и структура правовой системы: проблема определения / Т.В. Власова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 88-90.
5. Гуляихин, В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подход, структура и критерии оценки / В.Н. Гуляихин // Юридические исследования. – 2013. – № 4. – С. 34-42
6. Гулякевич, Д.Л. Уголовно-правовая охрана ребенка в Республике Беларусь / Д.Л. Гулякевич. – Минск: Государственный институт управления и социальных технологий, 2018. – 163 с.
7. Гусенко, В.Э. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации / В.Э. Гусенко // Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 303–305.
8. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Минск, 2021.
9. Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности / И.И. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 356-361
10. Ермишина, С.В. Правовые знания – молодёжи: список литературы / сост. С.В. Ермишина; отв. за вып. Н.Н. Щепеткова; ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека им. А.А. Суркова», информационно-библиографический отдел. – Ярославль, 2020. – 12 с.
11. Жук, Л.И. Азбука права: мы законы уважаем. Нужно с правом нам дружить. Свои обязанности знаем / редактор-соcсавитель Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 126 с.
12. Зенебе, Т. Закон и ты: Правовая интеллектуальная игра для подростков 14–18 лет. Из опыта работы Логойской ЦРБ / Т. Зенебе // Бібліятэка прапануе. – 2014. – № 2. – С. 6-11.
13. Иванова, Е.А. Условия преодоления правового нигилизма подрастающего поколения / Е.А. Иванова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (8). – С. 15–17.
14. Каландаришвили, З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи: моногр. / З.Н. Каландаришвили. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2018. – 172 c.
15. Кацубо, С.П. Молодёжь и закон: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ и преподавателей иных учебных заведений / С.П. Кацубо. – Минск: Тесей, 2011. – 352 с.
16. Конвенция ООН о правах ребенка : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Минск, 2021.
17. Медушевский, Н.А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А. Медушевский. – Москва: ИЛ, 2015. – 355 c.
18. Мельников, В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества / В.Ю. Мельников // Культура: управление, экономика, право. – 2016. – № 3. – С. 18-26
19. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnestu International. – М.: КомпасГид, 2013. – 160 с.
20. Нечаева, А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних: монография / А.М. Нечаева. – Москва: Проспект, 2017. – 127 с.
21. О Национальной комиссии по правам ребенка: Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 года № 675 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О правах ребенка: закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г.: с изменениями и дополнениями: [текст по состоянию на 01.02.2021 г.]. – Минск : Дикта, 2021. – 19 с.
23. Правовые основы работы с молодёжью: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского»; сост. М.А. Зайцева, Т.В. Макеева, М.В. Соколова]. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 79 с.
24. Третьяков, А. Проблемы правового просвещения: «социальное здоровье» как феномен / А. Третьяков // Библиотечное дело. – 2017. – № 13. – С. 32
25. Чупров, В.И. Правовая культура молодёжи в изменяющейся социальной реальности / В.И. Чупров // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 3. – С. 58-171.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «знаешь ли ты?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «права и законы».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета «знаем ли мы закон».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты