ВВЕДЕНИЕ
1 Трудовое воспитание детей в теории и практике А.С. Макаренко
1.1 Проблема трудового воспитания и политехнизма в теории А.С. Макаренко
1.2 Школа –хозяйство в опыте педагога-новатора как форма осуществления принципа соединения обучения с производительным трудом
1.3 Самоуправление школьников - основной принцип организации трудового воспитания
1.4 Трудовые традиции в коллективах А.С. Макаренко
2 Трудовое воспитание учащихся в семье
2.1 Авторитет родителей как условие сотрудничества в трудовом воспитании
2.2 Взаимосвязь игровой и трудовой деятельности воспитанника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Присущий современному уровню развития общества динамизм, наращивание культурного слоя, усиление социальной роли личности - все это требует перестройки системы образования. В новых условиях в общеобразовательных учреждениях не уделяется должного внимания производительному, общественно полезному труду. Отсутствуют школы, детские дома, интернаты, где бы дети работали вместе со взрослыми, приобретали трудовые навыки и умения, впитывали традиции мастерства, высокого профессионализма. Отодвинуты на последний план воспитание детей в духе подлинного трудолюбия, школа в результате этого подошла к тому, что очень многие молодые люди не способны работать. Сокращение уроков труда, новые ориентиры на богатую и сытую жизнь повлекли негативное отношение к труду, презрение к людям труда. Проявлением глобального кризиса трудовой подготовки подрастающего поколения на современном этапе являются ярко выраженные противоречия: возрастание потребности в квалифицированных рабочих и нежелание молодежи посвятить себя трудовой деятельности: острая необходимость в ориентации молодежи на трудовой образ жизни и отсутствие в школе планомерной организации трудового воспитания.
Разумно организованное соединение учебно-воспитательного процесса с практической трудовой деятельностью является основой успешного формирования личности в современной школе. Отличительная черта сегодняшнего мира – стремительные перемены, которые обеспечивают прогрессивное развитие как общества в целом, так и отдельного человека. Исходя из этого, многие важнейшие педагоги и философы видят подготовленность к труду в новых социальных и экономических условиях первоочерёдной задачей общеобразовательной школы.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Сложившаяся в обществе ситуация требует последовательного и целенаправленного поиска необходимых мер по устранению негативного отношения к труду. Первостепенное значение имеет определение стратегических научных направлении в области трудовой подготовки учащихся и проведение соответствующих фундаментальных и прикладных исследовании по методологии, теории и методике трудового воспитания, профессиональной ориентации, техническому творчеству. Весьма ценным в данном контексте выступает изучение и использование опыта трудового воспитания Л.С.Макаренко в теории и практике отечественной педагогики.
1. Трудовое воспитание детей в теории и практике А.С. Макаренко
1.1. Проблема трудового воспитания и политехнизма в теории А.С. Макаренко
Воспитание, по А.С.Макаренко, основывается не только на передаче социального опыта старших поколений младшим, но является планомерным, целенаправленным влиянием на сознание и поведение человека для того, чтобы сформировать понятия, принципы, ценностные ориентации, которые обеспечивают необходимые условия для развития личности человека и его всесторонней подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности.
Роль человека в современном обществе существенно изменяется: возрастает значимость индивидуального творчества, в условиях рыночной экономики всё больше расширяется сфера применения сил и способностей, всё чаще от человека от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной потребности человека [27, с. 174].
Труд является основным источником материального и духовного богатства общества, главным критерием социального престижа человека, его священным долгом, фундаментом личностного развития [1, с. 363].
Трудовое воспитание – это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации в различных видах деятельности [12, с. 16].
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное является «действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция»[30, с. 363].
Цель трудового воспитания заключается в формирование умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умении работать в коллективе, команде; умении человека
2. Трудовое воспитание учащихся в семье
2.1. Авторитет родителей как условие сотрудничества в трудовом воспитании
Трудовое воспитание и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять ее в условиях коллективного взаимодействия. Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе, но первые шаги в приобретении трудовых навыков делает ребёнок ещё в самом раннем возрасте в своём первичном социуме – семье.
Воспитaние детей нельзя оргaнизовaть полноценно без взaимодействия школы с родителями. Вaжно проникнуться мыслью, что для детей школa - это не только место учебы. Онa - их жизнь, в которой открывaются зaконы бытия, человеческих взaимоотношений, поддержки или предaтельствa, здесь зaклaдывaется судьбa человекa. Сделaть эту жизнь полноценнее, ярче, эффективнее можно в процессе рaсширения общественного учaстия в упрaвлении обрaзовaнием.
При этом школa призвaнa окaзывaть педaгогическую помощь в воспитaнии детей родителям и лицaм, их зaменяющим. Это предусмaтривaет возобновление системы педaгогического всеобучa родителей. У истоков решения этой вaжнейшей проблемы стоял А. С. Мaкaренко. Сущность его концепции вырaженa в следующих положениях: "семью от школы отделить нельзя"; "в семье оргaнизaция влияния нa ребенкa должнa прийти через широкую пропaгaнду, через пример лучшей семьи, через повышение требовaний к семье"; "мы должны оргaнизовaть семейное воспитaние, и оргaнизующим нaчaлом должнa быть школa кaк предстaвительницa госудaрственного воспитaния" [31, с. 95].
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [26, с. 487].
Имея в своей прaктике дело с беспризорными, "бессемейными" воспитaнникaми, Антон Семенович постоянно подчеркивaл, что в большинстве случaев причиной беспризорности стaновятся недостaтки семейного воспитaния. Знaчительное место в своей педaгогической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской воспитывающей жизни.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.
Соответственно задачам была охарактеризована ситуация, обусловившая необходимость обращения педагогической общественности к опыту трудового воспитания А.С.Макаренко, изучены источники, в которых отражен опыт трудового воспитания А.С.Макаренко, освещена проблема политехнизма, а также изучены особенности школы – хозяйства в опыте А.С. Макаренко как форма осуществления принципа соединения обучения с производительным трудом. Было теоретически обосновано положительное влияние коллектива на личность ученика и изучены такие факторы успешного развития коллектива, как трудовые традиции и рассмотрен один из основных принципов организации трудового воспитания – самоуправление в деском коллективе. Как необходимое условие сотрудничества всех субъектов трудового воспитания, был изучен авторитет родителей, являющийся базисом для эффективной трудовой деятельности ребёнка в семье, на основании которого была прослежена тесная взаимосвязь игровой и трудовой деятельности на фоне их различий.
Изучение теоретических источников, анализирующих опыт трудового воспитания Л.С.Макаренко, ознакомление с его деятельностью, реализовавшей на практике основные положения данного опыта, представляют существенный интерес для педагогической общественности. Предложенный материал обогатит теорию педагогики знаниями о путях внедрения опыта Л.С.Макаренко, вооружит педагогическую науку фактами по организации трудового воспитания - действенного фактора гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности. Проведенное исследование может оказаться полезным для учителей и плане пополнения их педагогических знаний.
Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы при чтении курса педагогики, а также раздела педагогики «Теория воспитания».
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплексной методики, адекватной его цели, задачам и логике.
1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников/ Ю.П. Аверичев. – М.: Педагогика, 1976. - 68 с.
2. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы/П.Р. Атутов. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
3. Босенко, В. А. Воспитать воспитателя. Заметки по философским вопросам педагогики и педагогическим проблемам философии/В.А. Босенко. - Киев: Всеукраинский союз рабочих, 2004. - 352 с.
4. Варнакова, Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников: сб. науч. статей. / Е.Д. Варнакова, И.И. Зарецкая. - М.: НИИ общей педагогики, 1978. - 82 с.
5. Варнакова, Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих/ Е.Д. Варнакова. - М.: Высшая школа, 1991. - 445 с.
6. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М. Вишнякова — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
7. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект - пособие для студентов педагогов и учителей/ В.В. Воронов. - М.: Педагогическое общество России,1999. - 192 с.
8. Грищенко, А., Петухов В. Летняя трудовая четверть/А. Грищенко,В. Петухов. – М.: Молодая гвардия, 1981. - 205 с.
9. Гущин, Л.Н., Хилтунен, В.Р. Учитель по имени Труд/ Л.Н. Гущин, В.Р. Хилтунен. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. – М.: Острожье, 1998.- 336 с.
11. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Н.К Дедовских, В.Д. Калишенко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 50 с.
12. Кочетов, А.И. Основы трудового воспитания / А.И. Кочетов. – Минск: Народная асвета, 1989 – 224 с.
13. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения/ А.С. Макаренко. – Т.2. – М.: Политиздат, 1977. – 320 с.
14. Макаренко, А.С. О воспитании/ А.С. Макаренко; сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик.- М.: Политиздат, 2008.- 256 с.
15. Макаренко, А.С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост.и автор вступ.ст. В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
16. Макаренко, А.С. С любовью и тревогой/ А.С. Макаренко. – Киев: Издательство украинской сельскохозяйственной академии, 1989. – 368 с.
17. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в четырёх томах/ А.С. Макаренко. – Т. 1. – М: Правда, 1987. – 576 с.
18. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в четырёх томах/ А.С. Макаренко. – Т. 2. – М: Правда, 1987. – 544 с.
19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в четырёх томах/ А.С. Макаренко.- Т. 4. – М: Правда, 1987. – 576 с.
20. Макаренко, А.С. Сочинения в 7 т/ А.С. Макаренко. - Т.5. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1958. - 560 с.
21. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание / А.С. Макаренко; под ред. В.Н.Дударевой. – Минск : Народная асвета, 1977. – 256 с.
22. Моргун, В.Ф. Школа-хозяйство после А.С. Макаренко: забвение или возрождение?/ В.Ф. Моргун//Альманах Макаренко. – 2008. - № 1. - С. 132-136.
23. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива/ Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1998. – 448 с.
24. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие / О.Г. Носкова; под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с.
25. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е издание, дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
26. Педагогика: Большая современная энциклопедия / ред.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем. Слово, 2005. – 720 с.
27. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн./ И.П. Подласый. – Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
28. Скаткин, М.Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников/М.Н. Скаткин, Э.Г.Костяшкин; под ред. Э.П. Абельцевой. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
29. Толковый словарь русского языка/ Виктор Виноградов, Григорий Винокур, Борис Ларин, Сергей Ожегов, Борис Томашевский, Дмитрий Ушаков/по ред. Д.Н. Ушаков .-СПб: Астрель, 2007. - 912 с.
30. Харламов, И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов. – М.:Гардарики,1999.– 520 с.
31. Черник, В.Э. Антон Семёнович Макаренко. Человек должен быть счастливым/ В.Э. Черник. – М.: Карапуз, 2009. - 288 с.