ВВЕДЕНИЕ
Повышенный интерес психологов к семье и браку объясняется рядом причин. Третья часть всех браков оказывается нежизнеспособной и распадается. Проблема неудачных браков изучается уже очень давно. Существуют различные факторы, влияющие на стабильность брака. Нарушение любого из них приводит к разрушению семьи. Психологический и социальный климат в семье определяет устойчивость отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Психологический климат семьи не является константным, он постоянно изменяется. Его создают члены семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. А каждый человек – это личность, уникальная и неповторимая, со своим характером, устоями и воспитанием, которые не могут не влиять на установление взаимоотношений в семье.
Одна из главных причин неудовлетворенности в браке – это нереалистичные ожидания людей, вступающих в брак. Многие молодожены испытывают разочарование, когда брак не отвечает их запросам, а их супруг вдруг оказывается совсем не таким, каким они его себе представляли.
Они расстраиваются, обнаруживая у спутника жизни отрицательные черты характера, которых раньше не замечали. А недостатки, которые до свадьбы казались не такими серьезными, вдруг стали раздражать.
В современной науке накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в переходные периоды (А.Я. Варга, A.B. Визгина, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, И.И. Чернова, Е.И. Черняк Н.Д. Шимин, Л.Б. Шнейдер).
Вместе с тем, вопросам различного отношения к семье и удовлетворенности браком на различных этапах развития семьи посвящено не так много исследований
Цель исследования: провести сравнительную оценку ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи.
Объект исследования: ролевые ожидания и притязания супругов.
Предмет исследования: различия в ролевых ожиданиях и притязаниях супругов на разных этапах развития семьи.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Провести анализ современных представлений о ролевых ожиданиях и притязаниях супругов в семье.
2. Провести диагностику ролевых ожиданий супругов на различных этапах развития семьи.
3. Сформулировать методические рекомендации по коррекции ролевых ожиданий и притязаний супругов в семье.
В процессе решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как библиографический поиск, теоретический анализ и
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ В БРАКЕ СУПРУГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
1.1 Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов
Усвоение человеком социальных ролей имеет функцию размещения индивида в социальном пространстве (социальной структуре), закрепления за индивидом социального статуса. Принятие и воспроизводство социальных ролей происходит в процессе социализации индивида, имеет следствием воспроизводство социальной (ролевой) структуры. Дж. Болдуин и Дж.Г. Мид [22] объясняли процесс принятия роли склонностью ребенка к имитации: исследования, проведенные в 40-х гг. Н. Камероном, Т. Сарбином, X. Гафом, подтвердили наличие у ребенка способности к принятию роли. В ходе принятия и интеграции новых ролей в процессе социализации у ребенка складывается «Я-концепция»; здесь большое значение имеет механизм идентификации, благодаря которому индивид отождествляет себя с теми или иными ролями. Овладение социальными ролями происходит главным образом бессознательно.
С понятием «роль» тесно связаны другие понятия: «ролевые ожидания», «ролевая напряженность», «комплекс ролей», «ролевые требования» и т.п. Понятие «Роль» впервые получило систематическое применение в 20-е гг. в социальной психологии Дж.Г. Мида [22], а также в работах других представителей Чикагской школы социальной психологии. Мид подчеркивал важность принятия роли «другого» и «обобщенного другого» для формирования человеческого Я, сознания. В 30-40-е гг. понятие «Роль» стало активно использоваться в социальных науках, началась разработка различных теорий роли. Фрейд описал усвоение ролей в теории инфантильных идентификаций и Эдипова комплекса, Дж. Морено [21] создал концепцию «психодрамы» и использовал ролевые игры и ролевое обучение в психотерапевтических целях. Т. Сарбин описал гипнотическое поведение как разыгрывание роли. Х. Маурер связал личностную и социальную дезорганизацию с неудачным разрешением ролевого конфликта, когда индивид вынужден разыгрывать несовместимые друг с другом роли. Н.Камерон описал поведение людей с психическими нарушениями как ошибочное разыгрывание роли и как следствие неспособности принять социально заданные роли.
В 1936 Р. Линтон дал определение роли, признанное классическим: роль – «динамический аспект статуса». Если статус понимался Линтоном как позиция в социальной структуре, с которой связаны определенные права и обязанности, то роль интерпретировалась как разыгрывание статуса в поведении, соответствующем ролевым ожиданиям, связанным с данным статусом. Между статусом и ролью устанавливалось однозначное соответствие. Линтоновская трактовка понятия роли была принята функционалистской социологией и социальной антропологией и получила здесь дальнейшее развитие. Р. Мертон ввел категории «комплекса ролей» (комплекс ролевых
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ В БРАКЕ СУПРУГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
2.1 Характеристика выборки
Проведя анализ литературы по теме курсовой работы, мы пришли к выводу, что ролевые ожидания и притязания супругов в молодой семье могут различаться в зависимости от этапа развития семьи.
Наша гипотеза заключается в том, что существуют различия в ролевых ожиданиях и притязаниях у супругов в семьях, а именно: у супругов со стажем семейной жизни ролевые ожидания и притязания являются более согласованными, у супругов-молодоженов согласованность ниже.
Объем выборки: 30 человек, т.е. 15 супружеских пар: средний стаж совместной жизни: 10 лет имеют 8 семейных пар, средний стаж семейной жизни – до 2 лет имеют 7 семейных пар. Возраст респондентов варьирует от 25 до 45 лет. В 3 семьях воспитывалось по 1 ребенку, в 8 семьях воспитывалось два и более детей, в 4 семьях – дети уже взрослые и проживают отдельно.
Цель эмпирического исследования заключается в том, чтобы провести сравнительную оценку ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи.
На проверку этой гипотезы было направлено предпринятое нами эмпирическое исследование, в котором решались следующие задачи:
а) изучить ролевые ожидания и притязания супругов;
б) определить степень ролевой адекватности супружеской пары в сферах межличностного взаимодействия в семье;
в) установить степень согласованности ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи.
2.2 Описание методов и процедуры исследования
В эмпирическом исследовании использовался следующий комплекс методик:
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Приложение А) [31]. Данная методика, разработанная А.Н. Волковой. Методика «РОП» позволяет определить:
А) Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы ролевых ожиданий и притязаний на различных этапах развития семьи показал:
Под ролевыми ожиданиями понимается степень готовности отдать выполнение той или иной семейной функции брачному партнеру. Ролевые притязания – это мера готовности самого субъекта брать на себя активность в выполнении семейных функций. Сочетание ролевых ожиданий и притязаний супругов, и их реализация в семейной жизни определяет ролевое поведение человека в браке. Зачастую человек не различает собственных ролевых ожиданий и притязаний, вследствие чего возникают сложности в осознании причин конфликтов и возможны их открытые проявления. Соответственно целью психологической консультативной работы в данном случае будет помощь супругам в осознании собственных ролевых ожиданий и притязаний, а также приведение их в соответствие с ожиданиями и притязаниями партнера.
Исследованиями данной проблемы занимались следующие ученые: Дж. Болдуин, Дж.Г. Мид, Дж. Морено, Т. Сарбин, Х. Маурер, Э.Берн, Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова, А.Н. Волкова, Я.Л. Коломинский и др.
Развитие семьи возможно по следующим этапам: молодая семья без детей, с маленькими детьми, с детьми подросткового возраста, со взрослыми детьми.
При переходе с одного этапа семейного развития на другой изменениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла
В ходе практической части нашего исследования нами было выяснено, что в группе респондентов, которые находятся в браке 10 лет и более: 45% мужчин и 53% женщин набрали от 7 до 9 баллов; 43% мужчин и 32% женщин набрали от 4 до 6 баллов; 12% мужчин и 15% женщин набрали от 0 до 3 баллов.
В группе семейных пар, имеющих статус молодоженов: 25% мужчин и 23% женщин набрали от 7 до 9 баллов; 32% мужчин и 31% женщин набрали от 4 до 6 баллов; 43% мужчин и 46% женщин набрали от 0 до 3 баллов.
Наша гипотеза подтвердилась: у супругов со стажем семейной жизни ролевые ожидания и притязания являются более согласованными, у супругов-молодоженов согласованность ниже.
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина – М., 1993. – 175 с.
2. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс. канд. психол. наук. – М., 1995. – 250с.
3. Антонюк, Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс. канд.психол.наук. – М., 1992. – 24 с.
4. Ачгильдиева, Е.Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: Автореф.дис. канд.экон.наук. – М., 1982. – 18 с.
5. Берн, Э. Трансактный анализ и психотерапия: Пер. с англ. – СПб.: Братство, 1992. – 224 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев – М., 1982. – 210 с.
7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф.Е. Василюк – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
8. Волкова, А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости // Дисс.... канд. психол. наук. – Л., 1979. – 236 с.
9. Горностай, П.П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы: ЧГУ, 1991. – С. 24-32.
10. Горностай, П.П. Ролевой конфликт и проблема выбора // Психологія на перетині тисячолітьтя. – К.: Гнозис, 1998. – Т.1. – С. 319-326.
11. Гройсман, А.Л. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. / А.Л. Гройсман – М.: Наука, 1979. – С. 175-203.
12. Голод, С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. Голод. – Л., 1984. – 325 с.
13. Гурко, Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака: Автореф.дисс….канд.филос.наук. – М., 1983. – 20 с.
14. Гурко, Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. – 1982. – №2. – С. 88-93.
15. Дмитриенко, А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Автореф. На соиск.уч. степ. канд. психол.наук. – Киев.,1989. – 21 с.
16. Добрынина, О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. канд. психол. наук. – Новокузнецк, 1992. – 228 с.
17. Кириллова, М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной американской социологии // Социальные исследования. – М., 1970.
18. Косачева, В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально-психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. – Минск, 1990.
19. Кроник, А.А., Кроник, Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989. – 356 с.
20. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено: Пер с нем. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – 352 с.
21. Максимов, В.В. Семейная книга / В.В. Максимов – Спб., 1996. – 106 с.
22. Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами. В сб.: Семья и формирование личности. / Под ред. А.А. Бодалева – М.:НИИ ОПП АПН СССР., 1981. – С. 45-59.
23. Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. – Т. 3. – 1982. – № 2. – С. 147-151.
24. Обозов, Н.Н.. Обозова, А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. – С. 98-101.
25. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня./ Н.Я. Соловьев – Вильнюс, 1977. – 164 с.
26. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. / В.А. Сысенко – М., 1981. – 210 с.
27. Сысенко, В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия./ В.А. Сысенко – М., 1981. – С. 57.
28. Файнбург, З.И. К вопросу об этической мотивации брака / З.И. Файнбург – М. Наука,1970. – С.66-75.
29. Федотова, Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений. // В сб.: Семья и личность (психолого - педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно. – М., 1981. – С. 100-101.
30. Краткий психологический словарь, 1985 – 600 с.