Деятельность педагога начальных классов по профилактике компьютерной зависимости среди младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность педагога начальных классов по профилактике компьютерной зависимости среди младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Деятельность педагога начальных классов по профилактике компьютерной зависимости среди младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 2 имени Г.М. Склезнева, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тренинг «Профилактика компьютерной и игровой зависимости».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест Такера на выявление игровой зависимости.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие компьютерной зависимости и ее характеристики
1.2 Особенности проявления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
1.3 Психолого-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы компьютерной зависимости детей на современном этапе развития общества приобретает особую значимость. Обширное применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр и, конечно же, Всемирная сеть – Интернет: все это оказывает большое влияние на современных детей и подростков. С тех самых пор, как персональные компьютеры вошли в нашу повседневную жизнь, проблема взаимоотношений детей и компьютеров стала глобальной и одной из наиболее обсуждаемых в проблем человечества. Однако, общество по-прежнему не имеет точного понятия о том, что же такое персональный компьютер для детей: зло или благо?
Школа предъявляет новые требования к ребенку. В отличие от дошкольника, который имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, желаний, выбирая привлекательный для себя вид деятельности, младший школьник должен внимательно слушать учителя, выполнять все его указания, что создает у многих детей трудности из –за несформированности произвольности. С первых дней пребывания в роли ученика младший школьник встречается с многочисленными трудностями, которые он должен преодолевать: освоение нового школьного пространства, изменяется режим дня, вхождение в новый коллектив сверстников, принятие и соблюдение множества ограничений, правил, указаний учителя, регламентирующих поведение, установление взаимоотношений с учителем.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Взаимодействуя с компьютером, играя в компьютерные игры, ребёнок пытается, как правило, удовлетворить свои потребности. Поэтому причины возникновения постепенной тяги к взаимодействую с компьютером, а не с людьми, достаточно разнообразны. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Семья является одним из важных факторов, влияющих на формирование личности ребёнка. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями.
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие компьютерной зависимости и ее характеристики
Впервые термин «компьютерная зависимость» был рассмотрен американскими учеными еще в начале 80-х годов XX века, но до сих пор не считается общепризнанным.
М. С. Иванов даёт следующее определение: компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности [10, с. 34].
На сегодняшний день Ю. Д. Бабаева и А. Е. Войскунский выделяют три основных вида компьютерной деятельности:
– познавательная – увлеченность познанием в сфере программирования;
– игровая – увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета;
– коммуникативная – увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет - аддикция [6].
Одним из таких исследователей в области компьютерной зависимости стала Кимберли С. Янг, которая выделила основные типы зависимости, дав основную для современного научного сообщества классификацию интернет-аддикции, которой исследователи со всего мира пользуются до сих пор:
1. Пристрастие к виртуальному общению и знакомствам
К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» — это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.
В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета. Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих) [27, с. 25].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методики исследования
В проводимом нами исследовании распространения компьютерной зависимости среди младших школьников участвовали 38 учащихся 4-х классов ГУО «Средняя школа № 2 г. Гомеля имени Г.М. Склезнева». Учащиеся были разбиты на контрольную и экспериментальную группу. Возраст участников исследования – от 9 до 10 лет.
С учащимися экспериментальной группы был проведен тренинг профилактики компьютерной зависимости (см. Приложение А), в контрольной группе профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости не проводились. В диагностическом исследовании принимали участие обе группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
При проведении методик было организованно прямое общение с учащимися и наблюдение за их реакцией. Многие несовершеннолетние задавали уточняющие вопросы, что говорит о добросовестности прохождения анкет.
В исследовании были использованы следующие методики:
– способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот) [26].
В основу изобретения была поставлена задача создать такой способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости, который путем адаптации вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности повышает объективность конечного результата при использовании.
Методика содержит 11 вопросов (см. Приложение Б) относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провожде¬ния компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли соци¬альных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «ред¬ко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности и ограничению общения с окружающими.
Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у младших школьников: стадия легкой увлеченности, стадия сильной увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная зависимость может принимать 2 формы: социализированную (поддерживаются контакты с социумом, в основном с такими же игроманами, с которыми зависимый человек любит играть вместе) и индивидуализированную (нарушается взаимодействие человека с окружающим миром, он играет в одиночку, потребность в игре по значимости приравнивается к физиологическим). Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
Профилактика компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, на подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, на помощь детям осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей как ресурса нации и государства.
Для обеспечения качественной профилактики компьютерной зависимости младших школьников в профессиональную деятельность педагога начальных классов включаются такие направления, как: организация социальной среды; информирование; активное обучение социально важным навыкам; организация деятельности альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.
В работу по профилактике по профилактике компьютерной зависимости младших школьников должны быть вовлечены все участники образовательного процесса с целью личностного развития младших школьников, нормализации и гармонизацию реальных отношений.
1. Абраменкова, В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. – М. : Лепта Книга, 2009. – 112 с.
2. Агибалова, Н. И., Данилова, М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2014. – № 20 (79). – С. 547 – 549.
3. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости / А. Е. Айвазова. – СПб. : Речь, 2003. – 109 с.
4. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] : книга для учителя. – М. : Просвещение, 1991. – 170 с
5. Варламова, С. Н., Гончарова, Е. Р., Соколова, И. В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов : критерии и типология / С. Н. Варламова, Е. Р. Гончарова, И. В. Соколова // Мониторинг общественного мнения. – 2015. – Т. 2, № 126. – С. 165 – 182.
6. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90 – 100.
7. Думачева, Е. А. Компьютерная зависимость : информационный материал для кураторов, преподавателей, воспитателей, студентов, социальных педагогов и психологов / Е. А. Думачева. – Минск, 2015. – 22 с.
8. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 20 (154). – С. 394 – 396.
9. Зарецкая, О. В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения / О. В. Зарецкая // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7, № 3. – С. 105 – 120.
10. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости : хрестоматия. – Минск : Харвест, 2004. – 435 c.
11. Керделан, К. Дети процессора : как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. – Екатеринбург : У – Фактория, 2006. – 124 с.
12. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии : школьник и компьютер / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2007. – 145 с
13. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость : «бермудский треугольник» за углом / Е. Корнеева // Мир семьи. – 2004. – № 5. – С. 13 – 17.
14. Кочетков, Н. В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики / Н. В. Кочетков // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7.– № 3. – С. 148 – 163.
15. Курганский, С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С. М. Курганский // Завуч начальной школы. – 2004. – № 6. – С. 85 – 89.
16. Ломтева, Т. А. Большие игры маленьких детей / Т. А. Ломтева. – М. : Дрофа – плюс. – 272 с.
17. Некрасова, З. Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать / З. Некрасова, Е. Некрасова. – М. : София, 2008. – 256 с.
18. Новосельцев, В. И. Компьютерные игры : детская забава или педагогическая проблема? / В. И. Новосельцев // Директор школы. – 2003. – № 9. – С.13 – 18.
19. Оськина, Н. Р. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста / Н.Р. Оськина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 12. – С. 12–19.
20. Рыбников, В. Ю. Психологические особенности и механизмы Интернет-зависимости / В. Ю. Рыбников, О. В. Литвиненко // Вестник психотерапии. – 2006. – № 19. – С. 137 – 140.
21. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberpsy.ru/tests/yurieva_bolbot_computer_addiction_test.
22. Тест Такера для экспресс-диагностики игромании [Электронный ресурс]. – URL: https://nasrf.ru/baza-znaniy/drugie-vidy-zavisimostey/test-takera-dlya-ekspress-diagnostiki-igromanii.
23. Чудинова, В. П. Социализация ребенка и медиа / В. П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2004. – № 4. – С. 14 – 18.
24. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. – 2002. – № 1. – С. 113 – 117.
25. Шабалина, В. В. Психологическая зависимость и ее образ / В. В. Шабалина // Мир детства. – 2002. – № 2. – С. 32 – 35.
26. Юрьева, Л. Н., Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги. – 2006. – 196 с.
27. Янг, К. С. Диагноз – Интернет-зависимости / К. С. Янг // Мир Internet. – 2000. – № 2. – C. 24 – 29.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тренинг «Профилактика компьютерной и игровой зависимости».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест Такера на выявление игровой зависимости.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты