Введение
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 и 4 классах – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.
К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
Объект исследования – сочинение по сюжетным картинкам.
Предметом является методика обучения написанию сочинения по сюжетным картинкам.
1 Методические особенности обучения сочинению учащихся начальных классов
Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения. Учащемуся предстоит спланировать содержание будущей работы, создать высказывания, связанные одной темой, изложить их по порядку, а главное – написать грамотно.
Система обучающих упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей, способствует обучению написания сочинений:
- составление предложений из указанных слов, деление предложений на группы (объединение общей темой);
- составление предложений, объединенных одной темой;
- построение предложений с правильным расположением слов;
- умение определять границы предложений;
- восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
- устные рассказы по прочитанному.
Благодаря этим упражнениям у младших школьников развивается умение грамотно и четко излагать мысли, правильно определять порядок и последовательность записи предложений.
Очень важно обучать младших школьников различным умениям: собирать материалы для сочинений, уметь наблюдать и видеть интересное, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках людей, приводить примеры из прочитанных произведений.
Каждый ученик через собственное творчество учится воспринимать и понимать специфику жанра. Благодаря работе над сочинением развивается художественно-эстетический вкус, бережное отношение к языку, образное мышление и творческое воображение [16, с. 33].
Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям). На это стоит обращать особое внимание, так как классификация сочинений позволяет понимать учебные задачи и правильно выбирать методические средства (рисунок 1).
2 Методика обучения учащихся начальных классов сочинению по сюжетным картинкам
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
Для методики обучения сочинению по сюжетным картинам существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Любменской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Рассматривание сюжетных картин, как считает В.И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка. Дети не умеют рассматривать картины. Не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции) [1, с. 49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1, 2 и реже в 3 и 4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
3 Разработка уроков по обучению составлению сочинения по сюжетным картинкам
В данном разделе мы приведем примеры разработанных уроков по обучению составления сочинения по сюжетным картинкам в 1и 4 классах, с целью определить различия в методике их проведения.
Урок в 1 классе.
Тема урока: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка».
Цели урока:
- развивать устную речь учащихся;
- формировать навык грамотного письма;
- прививать любовь к животным и бережное отношение к ним.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- отвечать на простые вопросы учителя;
- формировать умение сравнивать предметы: находить общее и различие;
- формировать умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- формировать умение подробно пересказывать прослушанное.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение участвовать в диалоге на у роке и в жизненных ситуациях;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
- формировать интерес (мотивацию) к обучению;
- учить оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;
- учить ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «природа».
Регулятивные УУД:
- формировать умение организовывать своё рабочее место;
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
В этой работе я рассмотрела проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений по сюжетным картинкам в начальной школе.
Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения сочинению по сюжетным картинкам.
Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.
В методике обучения сочинения по сюжетным картинкам в начальных классах выделяют следующие особенности:
1. Сочинения по сюжетным картинкам отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения могут быть классифицированы по источнику материала, типу текста, степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов.
2. В методике обучения сочинению по сюжетным картинкам можно выделить несколько основных этапов: подготовка учителя к сочинению по картине (определение задач обучения, подбор методического материала); подготовка учащихся к сочинению по картине (рассматривание картинок, выполнение подготовительных упражнений); проведение обучающего сочинения по картине; проверка сочинений, их анализ учителем.
1. Балашова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. – №10 – 1998. – С. 70-75.
2. Балашова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» // Начальная шк., 1996. – 2. – С. 17.
3. Васильева, Р.А., Суворова, Г.Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова – М., 1973.
4. Васильева, Р.А., Суворова, Г.Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова – М., 1974.
5. Васильева, Р.А., Суворова, Г.Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова – М., 1974.
6. Гуськов, Т.В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. – №9. – 1981. – С. 23-27.
7. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением // Начальная школа. – №5. – 1981. – С. 26.
8. Закожурникова, М.Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. / М.Л. Закожурникова – М., 1953.
9. Корепина, Л.Ф., Борисенко, Ю.Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. – №12. – 1997. – С. 30-35.
10. Купров, В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета // Начальная школа. – №2. – 1989. – С. 20-23.
11. Кустарева, В.А., Назарова, Л.К., Рождественский, Н.С. Методика русского языка. / В.А. Кустарева и др. – М., 1982.
12. Латышко, Н.А. По системе Л.В. Занкова // Начальная школа. – №10. – 1995. – С. 47-49.
13. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. / С.Н. Лысенкова – М., 1981.
14. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / М.Р. Львов – М., 1985
15. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. / М.Р. Львов – М., 1975.
16. Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. – №3. – 1984. – С. 32-36.
17. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т.А. – М., 1991.
18. Нуруллина, Н.Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. – №3. – 1998. – С. 80.
19. Побединская, Л.М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. – №6. – 1987. – С. 23-24.
20. Попова, Л.Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. – №9. – 1998. – С. 50-53.
21. Потурьева, Л.В. Обучение сочинению в 1-3 классах // Начальная школа. – №2. – 1988. – С. 30-35.
22. Рализаева, Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
23. Розенберг, Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. – №2 – 1995. – С. 25-28.
24. Романовская, З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова // Начальная школа. – №8. – 1994. – С. 50-55.
25. Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах. / Н.С. Черноусова – М., 1976.