Формирование умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ № 219, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты контрольного этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты контрольного этапа исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Содержательные характеристики умения осуществлять учебное взаимодействие
1.2 Особенности организации учебного взаимодействия учащихся
1.3 Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования уровня сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников
2.2 Описание практической работы по формированию умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования умения осуществлять учебное взаимодействие у учащихся младшего школьного возраста является актуальной, так как для данного возраста характерны несовершенство в развитии данных умений, что может затруднять процесс обучения. Важным теоретическим и прикладным вопросом, требующим детального изучения, является вопрос о педагогических методах и приемах целенаправленного формирования умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед ними социальные и практические проблемы в процессе обучения.
Учебные умения сложны по своей структуре и требуют специального формирования. В процессе учебной деятельности учащийся не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия, но также устанавливает межличностные взаимодействия с одноклассниками и педагогом в ходе решения учебных задач. Исследованием проблемы формирования умения осуществлять учебное взаимодействие у учащихся занимались такие учёные, как Н.И. Волков, В.В. Гузеев, Е.А. Землянская, Е. Н. Кондрашова и др.
Изучив ряд педагогических исследований [15; 16; 19], которые были проведены отечественными учеными в рамках анализа проблем организации учебного взаимодействия, было установлено, что этот процесс на протяжении нескольких последних десятилетий развивался в основном по пути выявления эффективных форм организации учебного взаимодействия. В современных условиях развития педагогической науки и практических ее аспектов внедрен и теоретически обоснован, а также экспериментально исследован подход, описывающий алгоритмы действий педагога при организации учебного взаимодействия учащихся при реализации ряда образовательных задач. Однако проблеме формирования умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников уделяется недостаточно внимания.
В связи с актуальностью и недостаточной разработанностью данной проблемы была сформулирована следующая тема курсовой работы: «Формирование умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников».
Объект исследования: умение осуществлять учебное взаимодействие.
Предмет исследования: формирование умения осуществлять учебное взаимодействие.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать приемы практической работы по формированию умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Содержательные характеристики умения осуществлять учебное взаимодействие
Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
Учебная деятельность, по мнению Е.А. Никитиной, выступает средством, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и формируется общественный опыт. Познавательный характер учебной деятельности – её существенная характеристика. Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности, создает её направленность: потребности и мотивы; цели и действия; средства и операции, умения и навыки [17, с. 26].
Новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля [17, с. 27]. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Овладение комплексом общеучебных умений способствует успешному и полноценному формированию данной компетентности у учащихся начальной школы [22, с. 46]. В структуру общеучебных умений входят учебно-интеллектуальные умения, регулятивные умения и коммуникативные умения.
В рамках темы исследования рассмотрим более подробно группу коммуникативных учебных умений. В подгруппу коммуникативных умений входят: создание устной и письменной речи; выражение своих мыслей; умение слушать и слышать собеседника, умение осуществлять учебное взаимодействие. Эта группа умений логично дополняется умением планировать учебное сотрудничество младших школьников со всеми участниками образовательного процесса [24, с. 21].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования уровня сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников
Цель констатирующего этап исследования – выявить уровень сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа выстраивалась в соответствии
с общепринятой логикой педагогических исследований и состояла из трех этапов:
1 этап – констатирующий. Цель: определить исходный уровень сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников.
2 этап – формирующий. Цель: апробировать педагогические методы и приемы по формированию умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников и оценить ее эффективность.
3 этап – контрольный. Цель: оценить эффективность проведенной работы.
Исследование проведено на базе государственного учреждения общего среднего образования «Средняя школа № 219 г. Минска». В исследовании принимали участие учащиеся 2 «Г» класса в количестве 22 человек.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялись следующие диагностические методики:
1. Методика организации наблюдения за поведенческими особенностями учащегося, разработанная А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой, применялась для количественной и качественной оценки уровня сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие [25]. Фиксирование результатов: владение каждым навыком оценивается по шкале от 1 до 5 баллов, ранжированных по степени частоты проявления навыка в ситуации межличностного взаимодействия. Наблюдение производится во время учебного процесса. При этом оценке подлежат следующие компоненты умения осуществлять учебное взаимодействие:
А. Коммуникативные качества личности, которые составляют основу формирования навыков учебного взаимодействия:
− Эмпатийность: ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности. Учебное взаимодействие возможно при наличии у учащихся сформированных умений осуществлять данный тип взаимодействия. Умение осуществлять учебное взаимодействие предполагает совместную деятельность «ребенок – ребенок», а так же «ребенок – взрослый», направленную на достижение определенной цели.
Приоритетным направлением организации учебного взаимодействия учащихся выступает формирование навыков межличностного взаимодействия, составляющих основу коммуникативной компетенции. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся реализовывать взаимодействие в соответствии с социальной ролью: ученик (ученица).
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста: субъекта этой деятельности; основ теоретического мышления; произвольности учебно-познавательных действий, учебно-познавательной мотивации.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что большинство учащихся имеют средний уровень сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие. Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, свидетельствовали о том, что значительная часть учащихся нуждается в систематической, целенаправленной работе по формированию умения осуществлять учебное взаимодействие. Основные проблемы этих учащихся заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного взаимодействия с одноклассниками.
Цель формирующего эксперимента: разработать и внедрить комплексы дидактических упражнений на уроках, которые направлены на формирование умения осуществлять учебное взаимодействие у младших школьников. Формирующий эксперимент состоял из трёх этапов: 1. Вводный этап, цель которого сформировать у детей желание осуществлять совместную учебную деятельность. 2. Основной этап. Цель: сформировать у детей умение осуществлять совместное выполнение заданий. На этот этап отводилось четыре урока. 3. Заключительный этап. Цель его сформировать умение детей составлять обобщенный алгоритм совместной учебной деятельности и действовать в соответствии с ним. На этот этап отводилось два урока. На уроках применялись различные формы организации группового обучения, которые дают возможность детям объединиться парами, группами. В процессе такой совместной деятельности формируются важные качества личности: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде; осознавать свою ответственность за результаты. На основании сравнения полученных данных на констатирующем и контрольном этапе, можно заключить, что у учащихся заметна положительная динамика в сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие. Увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности умения осуществлять учебное взаимодействие, уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем показателя.
1. Абрамовских, Н. В. Формирование навыков социального взаимодействия младших школьников / Н. В. Абрамовских, М. Ю. Григорьева // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Сургут : Сургут. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 37-40.
2. Баранец, H.A. Технология формирования социальной успешности младшего школьника: автореф. дис...канд. пед. наук / Н.А. Баранец. – Тамбов, 2011. – 24 с.
3. Бим, И.Л. Личностно–ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2012. – №2. – С.11–15.
4. Братчикова, Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в обучении: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Ю. В. Братчикова. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.
5. Волков, Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах / Н. И. Волков // Педагогическая психология: хрестоматия / В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
6. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №1. – С.32-37.
7. Гузеев, В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе / В.В. Гузеев // Педагогические технологии. 2009. №6. С.3–32.
8. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Холубек. – СПб. : Экономическая школа, 2001. – 256 с.
9. Загорский, В. М. Эффективный урок / В. М. Загорский //Педагогическая техника. – 2009. – №2. – С.88–92
10. Землянская, Е. А. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя / Е. А. Землянская // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2007. — №1.– С.11–13.
11. Золотухина, А.Г. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А.Г. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".– 2010.– №4.– С.3–5.
12. Климанова, Г.Н. Технология сотрудничества: банк педагогической информации / Г.Н. Климанова. – Тамбов, 2010. – 340с.
13. Кондрашова, Е. Н. Формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия / Е. Н. Кондрашова, А. А. Майорова, Е. М. Колесова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – С.22-26.
14. Кондрашова, Е. Н. Формирование социального взаимодействия обучающихся / Е. Н. Кондрашова, В. В. Алонцев, А. А. Майорова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 3. – С. 117–120.
15. Коротаева, Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы / Е. В. Коротаева, О. В. Домрачева // Педагогическое образование в России. – 2012. – №4. – С. 169–172.
16. Левин, Э. Метод индивидуально–группового обучения / Э.П. Левин, О. Н. Прокофьева, И.К. Люшнина // Директор школы. – 2009. – №9. – С. 58– 64.
17. Никитина, Е.А. Развитие общеучебных умений и навыков в содержании начального образования 80-90-х гг. Хх – начале ХХI столетия / Е.А. Никитина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. – №2. – С.26-29.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: ЭКСМО 2012. – 272 с.
19. Рейт, К.К. Развитие поведенческого компонента социального взаимодействия у детей / К.К. Рейт // Вестник ТГПУ. – 2016. – 2016. – №1. – С.27-32.
20. Самошкина, Е. Ю. Организация учебного сотрудничества – среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников / Е. Ю. Самошкина // Педагогическое образование в России. – 2012. – №3. – С.281–285.
21. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников: сб. науч. статей / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2011 – С. 252 – 256.
22. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : конспект лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2010. – 196 с.
23. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М.: ЭКСМО, 2010. – 228 с.
24. Школьные технологии обучения и воспитания : учеб.-метод. пособие / Л. В. Пенкрат [и др.] ; под ред. Л. В. Пенкрат. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2009. – 235 с.
25. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты контрольного этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты контрольного этапа исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты