Экономические права и свободы граждан Республики Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономические права и свободы граждан Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Экономические права и свободы граждан Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Понятие конституционных прав
1.2 Классификация конституционных прав
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Право на труд
2.2 Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
2.3 Право на отдых
2.4 Право собственности
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конституция Республики Беларусь провозглашает Республику Беларусь государством всеобщего благосостояния, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и развитие человека.
Формирование государства всеобщего благосостояния в Республике Беларусь требует активной работы по мотивации производства, распределению доходов между различными секторами общества посредством налоговой системы и бюджетной политики, здравоохранения и других социальных программ.
В общественном сознании Беларуси и других стран права человека стали общепризнанной гуманистической ценностью и элементом демократии. При демократическом расположении прав и свобод граждан они представляют собой важнейший социально-политико-правовой институт и объективно выступают за изменения в достижениях конкретного общества, как показатель зрелости и цивилизации. В обществе важно уважать не только личные права граждан, но и социально-экономические права на труд, образование и так далее.
Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что в современном демократическом государстве индивидуальные права человека составляют важнейший политический, правовой и социальный институт, который служит ориентиром для достижений общества, его «визитной карточкой».
Права человека – это определенные нормативно структурированные характеристики и особенности существования человека, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями их жизни, их отношений с обществом, государством и другими людьми.
Права человека дают обществу возможность управлять государством или отделяться от него, чтобы определять себя в личной жизни, в выборе веры, в отношении к религии или в собственности. Включение гражданского общества государством, национализация всех сфер жизни происходит тогда, когда права человека отсутствуют или носят декоративный характер.
Объектом исследования выступили общественные отношения, направленные на правовое регулирование экономических прав граждан Республики Беларусь.
Предметом исследования послужили учебные пособия, научные взгляды, научные статьи, а также нормативные правовые акты Республики Беларусь, международно-правовые акты, закрепляющие экономические права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Понятие конституционных прав
Право выступает в качестве возможности получения определенных благ. Оно напрямую сопряжено с притязаниями человека получать данные блага [1, с. 100].
Государство обязано обеспечить своим гражданам все права и свободы, закрепленные в Конституции нашей страны.
Конституционные права представляют собой установленные Конституцией и гарантированные государством правовые возможности пользоваться конкретными благами [1, с. 101].
В области прав человека Конституция Республики Беларусь соответствует международным правовым нормам. Она воплощает в себе совокупность общепризнанных прав и свобод человека, предусмотренных международными договорами, и обеспечивает необходимые гарантии их реализации. Правовому статусу гражданина нашей страны посвящен раздел II Конституции Республики Беларусь – «Личность, общество, государство».
В нём можно выделить следующие основные части:
«а) общие положения правового статуса личности;
б) права, свободы и обязанности граждан;
в) обязательства со стороны государства по реализации прав и свобод человека» [2].
Права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть, предполагая, что их происхождение естественно, человек приобретает права с момента рождения и теряет их в момент смерти. Это права и свободы, необходимые для защиты жизни, свободы и достоинства человека как личности. Право человека универсальное и всеобщее, поскольку оно является общим правом и свободой всех, вне зависимости от общественного строения, политической формы, формы власти, международных статусов страны, принадлежащей человеку. В соответствии с международными стандартами конституции некоторых стран гарантируют равенство прав человека и гражданских прав и свобод независимо от расы, пола, вероисповедания, языка, материального положения и других аспектов. При этом, где бы ни находился гражданин, его естественные права все равно закреплены за ним [3, c. 126].
Отметим, что согласно статье 21 Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан нашей страны выступает высшей целью государства. Другим основополагающим положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех лиц перед законом и права каждого на равную защиту прав и законных интересов без какой бы то ни было дискриминации (ст. 22) [2]. В соответствии со статьей 23 Конституции, права и свободы граждан могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения и прав и свобод других лиц.
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Право на труд
Одним из важнейших экономических прав выступает право на труд. В сущности, благополучие и стабильность государства зависят от того, в какой мере оно обеспечивается. Выступая показателем соответствия национальной политико-правовой системы современным международным стандартам, оно призвана обеспечить достойную и безопасную жизнь личности, возможность ее свободной жизнедеятельности. Государство обязано выражать общественные и личные интересы.
Согласно статье 41 Конституции Республики Беларусь граждане пользуются правом на труд, являющимся наиболее ценной формой индивидуального самоутверждения, а именно правом выбора профессии, рода занятий и работы в соответствии со своей профессией, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей общества, а также здоровыми и безопасными условиями труда [2]. Государство обеспечивает полное занятие населением. Если человек безработный по независимости от него, то ему обеспечивается обучение новой профессии и повышенная квалификация по социальным потребностям и получение в соответствии со законом пособия на безработицу. В свою очередь, согласно части 3 статьи 41 Конституции, граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, в том числе право создавать профессиональные союзы, заключать коллективные договоры (соглашения) и право на забастовку.
Конституция Республики Беларусь запрещает принудительный труд, за исключением работ или услуг, определенных судебными решениями или в соответствии с чрезвычайным и военным положением.
Статья 41 Конституции Республики Беларусь провозглашает Труд наиболее ценным способом самоутверждения личности. Однако такое положение в совокупности с другими положениями Конституции также подразумевает право не заниматься трудовой деятельностью: отсутствие работы не может служить основанием для привлечения граждан к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной и иной юридической ответственности) [5, c. 67].
Трудовое право, предусмотренное Конституцией, включает право выбора рода занятия, рода занятия и труда по роду занятий, профессиональной компетенции, образованию, профессиональной подготовке и в соответствии с потребностями общественности. Эта формулировка предполагает, что человек может осуществлять свою способность к работе не только через трудоустройство, например, через заключение трудовых договоров, но также как предприниматель, фермер; а во вторых, эти способности могут быть учтены социальными потребностями, и отсутствие которых может приводить к возникновению безработных в одном регионе или в другом регионе, возможно, в стране, благодаря удовлетворению трудового рынка, появится безработная, обеспечивающая этих или других специалистов, а также в других регионах, а может и в других регионах, а может и в других регионах, а может и в других странах, благодаря удовлетворению трудового рынка.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
В ходе рассмотрения данной темы были выявлены некоторые проблемы. Изложим их и предложим некоторые их решения. Первоначально затронем экономические права.
Необходимо также еще раз обратить внимание на то, что по статье 41 Конституции Республики Беларусь право на труд включает в себя право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и профессиональной подготовкой. Тем самым, Конституция закрепляет самые прогрессивные нормы, соответствующие международно-правовым актам, включая конвенции Международной Организации Труда. Однако можем ли мы реализовать сегодня в полной мере данные положения на практике? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. С одной стороны, при наличии различных форм собственности и современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставить всем гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями и образованием: эконмические реалии порождают и безработицу, и использование граждан на работах не по специальности. Однако, с другой стороны, положение смягчается тем, что согласно части 2 статьи 41 Конституции Республики Беларусь в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется не только выплата пособия по безработице, но и обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей [2].
Таким образом, в современной Республике Беларусь возможности реализации права на труд значительно расширились по сравнению с советским периодом. Однако если в Белорусской Советской Социалистической Республике каждый гражданин советского государства имел право на труд, то в условиях рыночных отношений ситуация значительно меняется. На сегодняшний день каждый человек сам определяет возможность реализации права на труд. Будущее Республики Беларусь за высококвалифицированными специалистами, постоянно работающими над своей квалификацией, владеющие информацией о совершенствовании процессов производства. Это создает конкуренцию на рынке труда, стимулирует работодателя и наемного работника. Однако востребованность специалистов в той или иной отрасли часто зависит и от экономической ситуации в стране. Безработица – неизменный атрибут сегодняшней жизни. Значит, часть граждан ограничена в возможности реализации права на труд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы:
Конституционными правами человека и гражданина выступают неотъемлемые права, принадлежащие ему от рождения (в соответствующих случаях – в силу его гражданства), охраняемые государством, что выступает основой правового статуса личности. Они также могут быть определены как возможность для отдельных лиц и граждан пользоваться различными социальными благами для удовлетворения своих потребностей, закреплены и гарантированы Конституцией.
Каждый гражданин Республики Беларусь обладает одинаковым объемом конституционных прав.
Права можно классифицировать по самым разнообразным основаниям, однако основной на данный момент выступает классификация по проявлениям человеческой деятельности.
По сфере проявления человеческой деятельности они подразделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.
Экономические права человека являются одним из ключевых вопросов, которые сегодня исследуют юристы, политологи и правозащитники, признавая социально-экономические права, обеспечивая защиту государства, одно из важнейших условий развития общества и личности.
Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека является одним из важных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Экономические права и их должная реализация создают не только условия достойной жизни человека, осуществления социально-экономических прав, однако и выступают гарантией личного достоинства человека, активного участия в политической жизни страны.
К экономическим правам граждан Республики Беларусь относят: право на труд; право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда; право на отдых; право собственности.
В ходе работы были выявлены проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего социально-экономические права граждан, а также предложены предложения по их решению.
1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом, 2016. – 320 с.
2. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2016. – 416 с.
4. Демичев, Д. М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. – Мн.: БГЭУ, 2018. − 182 с.
5. Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2017. – 192 с.
6. Лукашева, Е.А. Права человека / под ред. Е.А. Лукашевой. – Москва: Издательство Норма, 2016. – 573 с.
7. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/.
8. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, 10 декабря 1948 года, № 217А (III) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/.
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 года: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 года, № 2200 (XXI) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
11. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Республик 30 июня 1999 г.: с изм. и доп. от 18 июля 2019 года // // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Шабайлов, Д. В. Сущность социально-экономических прав и гарантии их реализации в Республике Беларусь: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д. В. Шабайлов. – Минск: Белорус. гос. ун-т, 2018. – 22 с.
13. Синявская, И.Л. Реализация права на труд в Республике Беларусь / И.Л. Синявская // THESAURUS. – 2016. – Вып. II. – С. 253 – 256.
14. О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года, № 1605-ХII: с изм. и доп. от 13 июля 2016 года // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Василевич, Г.А. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под. общ. ред. Г.А. Василевича; редкол.: В. Голованов [и др.]. – Мн.: регистр, 2018. – 1024 с.
16. Василевич, Г.А. Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда / Г.А. Василевич // Белорусская юридическая энциклопедия. В 4-х т. – Минск, 2016. – Т. 3. – С. 166 – 167.
17. Котляр, И. И. Права человека: учеб. пособие / И. И. Котляр. – Минск: Тесей, 2016. – 288 с.
18. Семенков, В. И. Трудовое право: учебник / В.И. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 768 с.
19. Снегирёва, И. О. Рабочее время и время отдыха: учеб.-практ. пособие / И. О. Снегирёва. – Москва: Проспект, 2020. – 160 с.
20. Хилькевич, В. В. Предмет преступлений против собственности / В.В. Хилькевич // Наука-образованию, производству, экономике: материалы XXII (69) Региональной науч.-практ. конференции преподавателей. Научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 9-10 февраля 2017 г.: в 2 т. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – Т. 1. – С. 284 – 285.
21. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года, № 218-3: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года: текст Кодекса по состоянию на 29 июня 2020 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Чигир, В. Ф. Гражданское право: учебник в 3 т.: / А. В. Каравай [и др.]; под ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2018. – Т. 1. – 864 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты