Направления, формы и методы социально-медицинской и социально-психологической реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Направления, формы и методы социально-медицинской и социально-психологической реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата»
по дисциплине: «Социально-реабилитационная деятельность»
2022
45.00 BYN
Направления, формы и методы социально-медицинской и социально-психологической реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-реабилитационная деятельность
Организация: 11-я Городская Поликлиника, УЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Направления, цели и задачи социально-медицинской и социально-психологической реабилитации пациентов в учреждении здравоохранения
1.2 Характеристика основных форм и методов лечения
1.2.1 Использование медикаментозного лечения в реабилитации пациентов данной группы
1.2.2 Использование лечебной физической культуры и массажа
1.2.3 Использование физиотерапевтического лечения в реабилитации данной группы пациентов
1.3 Методы и формы социально-психологической реабилитации пациентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата становится все более актуальной и уже несколько десятилетий является объектом повышенного внимания специальных педагогов, психологов и других специалистов. Пациенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются клинически, психологически и педагогически полиморфной категорией индивидов. В зависимости от времени и причины воздействия вредных факторов выделяют следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
Основной задачей системы оказания социально-медицинской и социально-психологической помощи пациентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата является их социальная адаптация и интеграция в общество. При всем многообразии врожденных, ранее приобретенных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата большинство больных пациентов имеют сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект.
Эффективность непосредственной работы с пациентами с нарушениями опорно-двигательного аппарата тесно связана с доступностью социальной, психологической и медицинской помощи их семье. Эта помощь важна на всех возрастных этапах.
Формирование отношения к своему заболеванию – длительный процесс, который зависит не только от личностного профиля пациента, но и от внешних средовых факторов. Адаптация к состоянию болезни проходит в несколько этапов, включающих осознание своего нового состояния, принятие или непринятие диагноза и, в конечном итоге, реорганизацию своего жизненного пространства с переоценкой системы ценностей. Мотивация к лечению напрямую зависит от личностных особенностей пациента, от его желания и осознанного решения соблюдать рекомендации врача. Кроме того, на приверженность к лечению оказывает влияние сопутствующей патологии, которую в настоящее время Всемирная организация здравоохранения рассматривает как пандемию. Проблема наличия сопутствующей патологии в настоящее время широко обсуждается, в том числе у пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Направления, цели и задачи социально-медицинской и социально-психологической реабилитации пациентов в учреждении здравоохранения
Толчок к развитию реабилитации, поскольку наука служила во время войн: Первая и вторая мировые войны. В результате достижений в области медицины, санитарии и гигиены показатели заболеваемости и смертности от острых инфекционных заболеваний значительно снизились. Однако в этом случае период ускоренного научно-технического прогресса, быстрой индустриализации и концентрации, загрязнения окружающей среды и увеличения стрессовых условий привел к росту серьезных неинфекционных заболеваний. Растет число пациентов с наследственными и врожденными заболеваниями, хроническими заболеваниями дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, аллергическими заболеваниями, травмами и кишечными инфекциями. Однако люди с ограниченными возможностями, как и другие жители, должны иметь физиологические, социальные и финансовые возможности, позволяющие им в полной мере участвовать в социальной, финансовой и творческой деятельности жизни.
В. А. Епифанов определяет реабилитацию (от латинского слова «rehabilitatio» – реабилитация трудоспособности) как комплекс медико- воспитательных, физико-медико-профилактических, социально-правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного [11, с. 176].
«Реабилитация – это отрасль современной медицины, которая в своих различных методах опирается, прежде всего, на личность пациента и активно стремится к восстановлению функций человека, нарушенных болезнью, а также его социальных отношений.
Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнью, травмой или физическими, химическими и социальными факторами» [3, с. 72].
Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека.
1.2 Характеристика основных форм и методов лечения
1.2.1 Использование медикаментозного лечения в реабилитации пациентов данной группы
Реабилитация пациентов с дефектами опорно-двигательного аппарата включает в себя медикаментозную и хирургическую терапию, физиотерапию, лечебную физкультуру и психотерапию. Она также включает в себя работу, определение степени трудоспособности пациента, создание условий, способствующих возвращению пациента к труду, трудоустройство пациентов с ограниченной трудоспособностью после эффективного завершения лечения или после окончания стадии нетрудоспособности, но и постоянный социально-медицинский уход за работающими пациентами с последствиями тяжелых дефектов опорно-двигательного аппарата.
Основные принципы помощи пациентам с переломом правой ноги известны: раннее начало, непрерывность, постепенность, последовательность, единство, уникальность, сотрудничество врачей и других специалистов: социологов, психологов, педагогов, представителей общественных организаций и профсоюзов, юрисконсультов и др. [17, с. 89].
Задача при заживлении любого перелома – максимально восстановить анатомическое единство останков, а также функцию руки и ноги. Существует два основных метода лечения переломов: динамический и эффективный.
В большинстве случаев переломы пепла являются дефектами опорно-двигательного аппарата. Перелом – это нарушение целостности останков в результате действия одного травмирующего момента. Основной целью любого метода лечения переломов является не только соединение отломков вместе, но и их многофункциональное восстановление. Основное правило заживления переломов можно выразить следующим образом:
– многофункциональный результат через анатомический результат. Общая основа заживления переломов – это выбор метода заживления перелома, обусловленный общим капиталом пациента, его годом, видом и расположением дефекта;
– редукция отломков, обеспечивающая длину и восстановление формы руки и ноги, что формирует стимулы для более быстрого заживления и более полного возобновления функции;
– редуцированные переломы должны оставаться в стабильном состоянии до сращения кости; основы многофункциональной (с тренажерами) и анатомической регенерации, происходящие во время заживления переломов, также взаимосвязаны и взаимозависимы.
1.3 Методы и формы социально-психологической реабилитации пациентов
«Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание психического и физического здоровья человека. В ее решении важнейшая роль принадлежит процессу восстановления нарушенных функций вследствие заболевания, что свидетельствует о важности проведения реабилитации.
В рамках социального подхода (А. Н. Белова) комплексная реабилитация рассматривается как средство интеграции больных в социум, как средства возвращения больного к трудовой деятельности, повышения его качества жизни. В процессе реабилитации пациентов хирургического отделения особая роль отводится общественным организациям, способствующим восстановлению нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций» [3, с. 56]. «С позиций психологического подхода комплексная реабилитация выступает как процесс, направленный на достижение и поддержание больным оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального функциональных уровней, которые обеспечивают ему возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости. Комплексная реабилитация здесь рассматривается в качестве средства психосоциального восстановления личности. Основной целью комплексной реабилитации является формирование или развитие у больного оптимальных возможностей функционирования в различных сферах значимых для него видах деятельности» [20, с. 122].
«Одним из направлений комплексной реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является медицинская реабилитация, основная задача которой – восстановление психики и функциональных особенностей пациентов, которые перенесли операцию. Подобный тип реабилитации ориентирован на восстановление утраченных сил методом лечения: медикаментозного, хирургического, терапевтического. У медицинской реабилитации существуют три главные цели: восстановительная, поддерживающая, паллиативная» [9, с. 46].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В практике социально-медицинской и психологической реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата основными методами и формами являются лечебная физкультура, различные направления массажа, методы психологической и социальной поддержки, медикаментозные способы. Направления лечебной физкультуры и массажа с такой целью также проводить и в домашних условиях. Основной и самой важной формой лечебной физкультуры с цель реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является лечебная гимнастика. При этом также используются элементы ходьбы, различного вида специально подобранных игр, виды и различные техники специальных спортивных упражнений. Методы и различные техники исполнения массажа с целью реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогают ускорить процесс восстановления организма человека во время заболевания. А также способствуют уменьшению дозы медикаментозного воздействия лекарственными средствами. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально согласно каждому случаю заболевания пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.
Самая распространенная причина поражения опорно-двигательного аппарата – это несоответствие между нагрузкой на суставы и способностью хрящей сопротивляться ей. Также основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Одной из форм борьбы является лечебный массаж. Он применяется, как в комплексном массаже всего тела, так и отдельной его части. Лечебный массаж способствует ускорению восстановления при заболевании опорно-двигательного аппарата, основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 144 с.
3. Белова, А. Н. Реабилитация больных / А. Н. Белова, С. В. Прокопенко. – Москва: Изд–во ИП «Т. А. Алексеева», 2013. – 288 с.
4. Белых, О. Б. Структурный анализ социальной реабилитации / О. Б. Белых // Вестник Челябинского гос. ун–та. – 2008. – № 1. – С. 80-85.
5. Васильева, Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.
6. Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: академический проект, 2007. – 333 с.
7. Волкова, О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О. В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 1. – С. 60–64
8. Девятова, М. В. Лечебная физическая культура при артрозах нижних конечностей: производственно-практическое издание / М. В. Девятова, Н. С. Карлова, Д. И. Шадрин. – СПб.: Гиппократ, 2008. – 128 с.
9. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учеб. для студ. мед. вузов / В. И. Дубровский. – Москва: МИА, 2006. – 598 с.
10. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В. А. Епифанов. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 568 с.
11. Епифанов, В. А. Восстановительная медицина: учеб. для вузов / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2013. – 304 с. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426371.html
12. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. № 1224–XI. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48–З I; Глава 1 Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения.
13. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии: учеб. пособие / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2007. – 160 с.
14. Клебанович, М. М. Массаж при болях в спине и сколиозах: научно–популярная литература / М. М. Клебанович. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.
15. Малявин, А. Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2010. – 352 с.
16. Малявин, А.Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания [Текст]: рук. / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2010. – 352 с.
17. Медицинская реабилитация. В 3т.: рук. / под ред. В.М. Боголюбова. – 2–е изд., доп. – [Б. м.]: М, 2007 – т.1. – 679 с., т.1.– 629с., т.3.– 584 с.
18. Пономаренко, Г. Н. Медицинская реабилитация: учеб. для мед. вузов / Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2014. – 360 с.
19. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности: уч. пособие – СПб: 2001, 224 с.
20. Смычек, В. Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / А. В. Копыток, Показатели инвалидности детского населения Республики Беларусь. – Минск: УП «Энциклопедикс», 2016. – 356 с.
21. Смычек, В. Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / В. Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. – Мн.: Юнипак, 2005. – 420 с.
22. Теория и практика социальной реабилитации / Р. В. Куприянов, Д. Р. Шарифулина, Е. А. Берецкая. – Казань: Казан. гос. технол. ун–т, 2005. – 230 с.
23. Физиотерапия: учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. – Москва: ГЭОТАРМедиа, 2010. – 272 с.
24. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова, Н. Ф.Дементьева. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 430 с.
25. Шайтов, Л. Массаж и мануальная терапия при боли в пояснице: производственно-практическое издание / Л. Шайтов, С. Фриц; пер. с англ., под ред. И. С. Красиковой. – М.: БИНОМ, 2010. – 304 с.
26. Шуплецова, Т. С. Комплексная реабилитация: метод. рекомендации / Т. С. Шуплецова [и др.]. – Минск, 2000. – с. 7–8.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты