Развитие слухового восприятия слабослышащих младших школьников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия слабослышащих младших школьников»
по дисциплине: «Дефектология»
2022
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия слабослышащих младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дефектология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАШИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «слуховое восприятие» и его развитие в онтогенезе
1.2. Особенности слухового восприятия у слабослышащих детей младшего школьного возраста
1.3. Направления коррекции слухового восприятия у слабослышащих младших школьников
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Средства коррекции слухового восприятия у слабослышащих младших школьников
2.2. Методические основы коррекции слухового восприятия у слабослышащих младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дети рождаются с большими потенциальными возможностями познавать мир во всей его красоте, жить, развиваться и творить в нем. Это касается и тех, кто по каким-то причинам потерял, в той или иной степени, способность видеть, слышать, двигаться.
Организм человека, в частности ее «главнокомандующий» - мозг, вся нервная система готова к преодолению последствий нарушений, к компенсации имеющихся отклонений в психофизическом развитии. Родители, педагоги, окружающие делают чрезвычайно много по созданию оптимальных условий для полноценного развития и образования детей с особыми потребностями. Обучают их «видеть» руками, «слушать» глазами.
Среди детей с особыми потребностями различных категорий есть такие, которые имеют нарушение слуха. По мировой статистике, на 1000 новорожденных приходится от 3 до 6 младенцев, имеющих врожденное снижение слуха. Далее это число начинает увеличиваться из-за влияния факторов различной этиологии. Среди детей с нарушением слуха таких, что полностью его потеряли, тотально глухих, чрезвычайно мало, примерно 5%. Остальные имеют остатки слуха разных уровней [1, с. 56].
Проблема развития и использования сохраненной функции слухового восприятия у детей с нарушением слуха была, есть и остается актуальной.
Решение ее зависит от многих факторов: материальных, социальных условий; организации, содержания, методов обучения; научного обоснования проблемы компенсации и тому подобное.
Задача развития и использования слуховой функции у детей с нарушением слуха всегда была в поле зрения сурдопедагогов, прорабатывалась в разных планах.
Так, разрабатывались методы и методики изучения состояния слуховой функции; обосновывалась медико-педагогическая классификация по состоянию слуха и речевого развития; изучалось состояние, особенности восприятия на слух всех речевого материала (фонем, слов и т.д.) Много внимания уделялось созданию различных технических средств, увеличивающих возможность ребенка с нарушением слуха воспринимать устное слово и овладевать достаточно развитой устной речью [2, с. 83].
Изучались и разрабатывались методики развития и использования остатков слуха в учебно-воспитательном процессе, в частности в работе над устной речью (Рау Ф.Ф., Боскис Р.М., Бельтюков В.И., Власова Т.А., Нейман Л .В., Краевский Р., Кузьмичева А.П., Назарова Л.П., Понгильська А.Ф. и многие другие. Эти вопросы освещены и в зарубежной литера туре (Erber N., Hudgins C., Kelly J., Ling D., Цster, AM., Wedenberg E. и др.).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАШИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «слуховое восприятие» и его развитие в онтогенезе
Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире. Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно.
Слуховое восприятие – способность человека различать и выделять определенные звуки, соотносить их со звучащими предметами и явлениями окружающего мира [4].
Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребенок учится различать звуки окружающего мира, а затем идентифицировать речь людей [5, с. 96].
Слуховое восприятие бывает физическим и фонетическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для планомерного развития речевых навыков.
Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека.
Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация.
Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта.
Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук [6, с. 57].
Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Средства коррекции слухового восприятия у слабослышащих младших школьников
Подавляющее большинство учащихся с нарушениями слуха даже в старших классах не владеют достаточным словарным запасом. Даже известные слова часто ими искажаются: одни звуки заменяются другими, опускается начало слова или его конечная часть; нередко в произношении выпадают безударные слоги в середине слова, а в некоторых словах сохраняется только один ударный слог.
Современная система развития слухового восприятия детей с нарушением слуха основана на исследованиях В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Л.П. Назаровой, Э.И. Леонгард и др. По определению Л.П. Назаровой, развитие слухового восприятия рассматривается как системообразующий фактор учебного процесса, связанный не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом.
Основу работы по развитию слухового восприятия составили следующие положения:
– развитие слухового восприятия рассматривается как средство усиления потенциальных возможностей ученика в соответствии с положением Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;
– развитие нарушенной слуховой функции подчиняется общим закономерностям (физиологическим и психолого-педагогическим) и осуществляется под влиянием целенаправленной работы;
– формирование слуховых представлений носит поэтапный характер;
– основу развития слухового восприятия создают слуховой резерв и потенциальные возможности ребенка;
– успешность развития слухового восприятия зависит от ряда факторов: состояния слуха, уровня развития речи, сохранности всех анализаторов, общего развития ребенка, целостности педагогического процесса;
– необходимым условием развития слухового восприятия является использование звукоусиливающей аппаратуры различного назначения.
Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я». Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал теоретический анализ литературы, проблема по изучению слухового восприятия слабослышащих младших школьников является актуальной. Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи.
Проблема развития слухового восприятия слабослышащих младших школьников является актуальной, так как на данный момент существуют трудности в правильности организации коррекционной работы слухового восприятия развития речи, поскольку от верно организованной работы зависит, как будет подготовлен учащийся к дальнейшей активной и самостоятельной социальной жизни.
Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одно го из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок.
Для нормального развития ребенка необходима высокая степень сохранности слуха. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточно отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова, то он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают и не усваивает их значение. Еще труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов.
При неполноценном слуховом восприятии оказываете невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка. Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля не может самостоятельно научиться тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. При различной степени и различном качестве сохранившегося слуха ребенок оказывается способным различать те или иные звуки речи.
Коррекционная работа по развитию слухового восприятия - процесс продолжительный и трудоемкий. Каждый случай лечения требует индивидуального подхода. Выбор методик, подходов, упражнений зависит от степени выраженности нарушения, возраста и других особенностей. Но работа по коррекции и устранению нарушений слуха в любом случае проводится в несколько стадий.
Нами были рассмотрены средства и методические основы для развития слухового восприятия, которые возможно использовать на различных этапах коррекционного занятия с учащимися с нарушением слуха.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии считается создание благоприятных условий с целью преодоления недостатков развития речи и слухового восприятия, а также выбор игр и упражнений которые помогут в организации коррекционного компонента.
1. Феклистова, С.Н. Основы методики слуховой работы / С.Н. Феклистов. – Мн.: БГПУ., 2006. – 264 с.
2. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
3. Назарова, Л.П. Технология развития слухового восприятия слабослышащих учащихся / Л.П. Назарова. – СПб: ЛГОУ, 2001. – 215 с.
4. Прохорова, М.А. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002 – 1456 с.
5. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А. Пожиленко. – М., 2001. – 364 с.
6. Назарова, Л.П. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями: Уч. пособие / Л.П. Назарова. – М.,2001. – 153 с.
7. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. – М., 1998. – URL: https://www.studmed.ru/zhurba-lt-mastyukova-em-narushenie-psihomotornogo-razvitiya-detey-pervogo-goda-zhizni_22ebce49f31.html.
8. Назарова, Л.П. Влияние уровня речевого развития на слуховое восприятие речи / Л.П. Назарова // Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Тезисы докл. на VII научной сессии по дефектологии. V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979. – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/5(12)/nazarova_5_12_201_210.pdf.
9. Кузьмичева, Е.П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся / Е.П. Кузьмичёва // Дефектология. – 2004. – № 3. – 76 с.
10. Карпова, Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
11. Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов / И.В. Королёва. – Каро, 2013. – 240 с.
12. Феклистова, С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха. / С.Н. Феклистова. – Минск: БГПУ, 2007. – 287 с.
13. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И.Г. Багрова. – М., 1990. – URL:https://www.twirpx.com/file/2038739/.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 156 с
15. Боскис, Р.М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха / Р. М. Боскис // Дефектология. – 1999. – №1. – 187 с.
16. Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – 239 с.
17. Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичёва. – М., Просвещение, 1991. – URL: https://www.studmed.ru/kuzmicheva-e-p-metodika-razvitiya-sluhovogo-vospriyatiya-gluhih-uchaschihsya-1-12-klassy_20095e7f43d.html.
18. Леонгард, Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников / Э.И. Леонгард // Дефектология. – 1977. – №6. – URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/508723/discussion_platform.
19. Кузьмичёва, Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичёва. М.: Академия, 2001. – 123 с.
20. Никитина, М.И. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – URL: https://www.twirpx.com/file/2376351/.
21. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы.Минск. – НиО. – 2017. – 39 с.
22. Головчиц, Л.А. Дидактические игры для младших школьников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц. – М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.
23. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 142 с.
24. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2003. – 291 с.
25. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2000. – № 6. – 120 с.
26. Гилевич, М.И. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. – М., 1986. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-uchebno-poznavatelnykh-deistvii-slaboslyshashchikh-shkolnikov-pri-izuchenii-gra.
27. Храмцова, Г.Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта / Г.Г. Храмцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 10 (69). – 529 с.
28. Борисова, Т.Н. Развитие фонематических представлений – основа обучения грамоте / Т. Н. Борисова, Н. В. Лебедева// Детский сад от А до Я. – 2009. – № 5. – 213 с.
29. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. – Спб. : КАРО, 2016. – 304 с.
30. Лалаева, Р.И Логопатопсихология / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.. ВЛАДОС, 2013 ; 2011. – 462 с.
31. Степанова, О.А., Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков / О. А. Степанова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –№ 1. – 171 с.
32. Иванова, Е. А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда: учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Иванова. – М. : Сфера, 2007. – 176 с.
33. Феклистова, С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / С.Н. Феклистова. – Минск.: БГПУ, 2008. – 218 с.
34. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0291/6_0291-1.shtml.
35. Нейман, Л.В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих / Л.В. Нейман. – М. : Просвещение, 1974. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0330/1_0330-118.shtml.
36. Шматко, Н.Д. Развитие слухового восприятия и обучение произношению / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0174/1_0174-116.shtml.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты