I. Глава
1. Специфика интегрированного обучения
2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития (трудностями в обучении)
2.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
3. Понятия «адаптация» и «модификация» учебного материала
I. Глава
1. Специфика интегрированного обучения
В современной науке и практике для описания педагогического процесса, в котором здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе, используется термин «интеграция».
Интегрированное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции [Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с., с. 8].
Интегрированное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования [Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.].
Интеграция предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое) [Семеновских, Т.В. Многомерность инклюзии / ТВ. Семеновский // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. – № 5-2, Т. 8. – С. 153-155., с. 9].
Применительно к общему среднему образованию интеграция означает преобразование школ посредством специального кадрового, учебно- методического, материального оснащения и создания развивающей среды, что в целом призвано обеспечить реализацию дифференцированных образовательных потребностей всех без исключения детей и их социализацию [Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.].
2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития (трудностями в обучении)
Возможности школьников в процессе обучения зачастую оказываются разноплановыми и диаметрально противоположными: от одарённости до задержки в развитии, слабой успеваемости, затруднённости в усвоении образовательных программ.
В педагогических исследованиях для школьников, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, при формировании обще учебных навыков и умений, используются различные понятия: «отстающий», «слабоуспевающий», «медленно обучающийся» и другие, однако распространенным является термин «неуспевающие дети». Сложность разграничения и выделения категории детей, испытывающих трудности в обучении, заключается в том, что критерии выделения затруднений в обучении на сегодняшний день обозначены, как отмечает Т.Г. Самойлина, недостаточно чётко. Специфика трудностей в обучении у различных категорий детей различна и носит свой индивидуальный характер [Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2001. – №6 – С. 3-14., c. 24].
Термин «дети, испытывающие трудности в процессе обучения» был введен в психологическое знание С.Г. Шевченко, для обозначения категории детей с трудностями в обучении. Исследования С.Г. Шевченко позволили отнести категории школьников учащихся, которые испытывают трудности в силу различных биологических, а также социальных причин. У данной категории лиц имеются стойкие затруднения в процессе усвоения образовательных программ. При этом, у них отсутствуют выраженные нарушения интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [Локалова, И. П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление / И. П. Локалова., М: Ось–89, 2001. – 96 с., с. 71].
Исследователь Г.Ф. Кумарина рассматривает данную категорию детей, как лиц, у которых отсутствуют классические формы аномального развития. Данные школьники имеют трудности вследствие биологических, социальных причин, которые связаны с трудностями со школьной дезадаптацией.
Данная категория школьников, имеет трудности в обучении вследствие состояния здоровья. В результате социального развития данные дети находятся в пограничной зоне, которая расположена между полюсами возрастной нормы и патологией [Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова.– М: Просвещение, 2003. – 196 с., с. 33].
3. Понятия «адаптация» и «модификация» учебного материала
Понятие адаптации (от латинского слова adaptatio – приспособление) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза, т. е. стабильности, равновесного психического состояния организма с окружающей средой [Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А.В.Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 365 с., с. 211].
Психологическое здоровье – это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации; динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которая составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно- психологические возможности на любом этапе развития. Адаптивные возможности относятся к индивидуальному уровню психологического здоровья, определяя успешность приспособления человека к новым условиям среды [Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. − М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. − 344 с., с. 118].
Проблеме адаптации как показателю психологического здоровья посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. Согласно А.В. Мудрику, адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. − М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. − 344 с., с. 236].
В адаптации главной стороной является активность человека, имеющая преобразующе-деятельностный характер. Она проявляется в овладении природной и социальной среды. В процессе такого согласования осуществляется как целенаправленная ее модернизация, так и важные преобразования в психике человека. В итоге идет уменьшение степени рассогласования между личностью и средой [«Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева, В.М. – М.: АПК и ПРО. − 2000. – 220 с., с. 59].