ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Освоение грамматического строя речи в онтогенезе
1.2 Основные направления формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация процедуры и описание методов экспериментального исследования
2.2 Результаты исследования состояния сформированности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
3.1 Дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
3.2 Методические рекомендации педагогам и родителям по использованию дидактического материала при формировании грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что освоение грамматического строя речи является основой формирования связной речи. Сензитивным периодом формирования грамматически правильной речи является дошкольный возраст. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с интеллектуальной недостаточностью в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из наиболее значимых в коррекционной педагогике. В настоящее время имеются методические разработки, позволяющие проводить коррекционную работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью по формированию грамматического компонента, однако проблема усвоения дошкольниками изучаемой категории отдельных разделов грамматики является достаточно актуальной.
В научной литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах Л.С. Выготского [2], А.Н.Гвоздева [3], А.А. Леонтьева [10], С.Н. Цейтлин [22], Д.Б. Эльконина [25] и других подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования грамматического строя речи представлен в работах Е.А. Игнатьевой [5], Ю.Н. Кисляковой [7], Е.С. Слепович [13] и др. Многие из вышеперечисленных авторов указывают на трудности освоения грамматических основ речи детьми с интеллектуальной недостаточностью. Ряд авторов (А.Р. Лурия [11], Л.М. Шипицына [24]) особо акцентируют внимание на том, что становлению грамматического строя речи могут помешать нарушения высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь), поскольку в этом случае множество компонентов функциональной основы речи оказываются неразвитыми. Значительные трудности в овладении грамматическим строем речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью обусловлены недоразвитием компонентов языковой системы. Кроме того, наличие у них отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.) создает дополнительные затруднения. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать дидактическое обеспечение развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Освоение грамматического строя речи в онтогенезе
Речь в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям, которые являются общими для всех детей. Чтобы овладеть связной речью ребенок должен освоить грамматический строй речи.
Грамматический строй речи – представляет собой комплекс четких правил, посредством которым слова должны объединяться и сочетаться между собой, формируя фразы. В хаотичном порядке находящиеся рядом слова еще не составляют предложение. Для того, чтобы они преобразовались в синтаксическую единицу, следует установить смысловую связь между действующими элементами в предложении и на основании определенных правил эту связь оформить в целостное предложение [18, с. 15].
Грамматический строй речи формируют морфологический и синтаксический уровни. Морфологический уровень определяется наличием умения владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксический проявляется в умении составлять предложения, правильно сочетать отдельные слова в предложении [15].
Исходя из принадлежности к той или иной научной позиции, раскрывающей механизмы усвоения языка, ученые с различных позиций описывают и определяют этапы речевого развития и освоения грамматического строя речи.
Л.С. Выготский полагал, что речь и мышление подчинены общей программе последовательности изменения стадий развития психики, в которой они действуют параллельно, тем самым поддерживают и обуславливают друг друга [2].
С.Н. Цейтлин процесс освоения ребёнком грамматического строя речи описывает посредством ряда этапов: голофраз, высказываний из двух слов, многословных высказываний [21]. Этап голофраз или стадия аморфных слов-корней – это первоначальные высказывания ребёнка, которые состоят из единственного слова, которое статично в любой ситуации – как бы «заморожено». Как правило, эти высказывания имеют эмоциональную окраску и их сопровождают жесты. С. Н. Цейтлин отмечает, что в возрасте от года до полутора-двух лет ребёнок применяет голофразы. На этапе высказываний из двух слов ребёнок помимо слова либо издает вокализацию, либо применяет жесты. Последовательность слов в подобных высказываниях устойчива: субъект и предикат. Развитие грамматического строя речи ребёнка детерминировано обогащением лексики, как в количественном, так и в качественном соотношении.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация процедуры и описание методов экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования заключалась в том, чтобы выявить состояние сформированности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Организация экспериментального исследования производилась на базе государственного учреждения образования «Пересадский детский сад-средняя школа Борисовского района», реализующего образовательную программу специального образования для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В исследовании приняли участие 8 детей с интеллектуальной недостаточностью, в возрасте 5-6 лет. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Материалом для обследования служили специально подобранные задания, доступные детям по объему и содержанию.
При проверке состояния сформированности грамматического строя речи у учащихся с умственной отсталостью мы использовали разработки и методические рекомендации, предложенные следующими авторами: Р.И. Лалаевой [8], Е.С. Слепович [13], Е.М. Струниной и О.С. Ушаковой [17].
Основными критериями диагностики были выбраны:
1. Освоение умений словообразования.
2. Понимание и освоение грамматических форм.
3. Грамматическое структурирование предложения.
Первый блок заданий, направленный на диагностику освоения умений словообразования:
Задание 1. Образование названий детенышей животных: «У крольчихи – крольчата, а у …» (У козы. У лошади. У лисы. У свиньи. У курицы).
Задание 2. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме «Это предмет- стол, его можно назвать ласково, если он маленький – столик. Я буду называть предмет большой, а ты подходящий к нему по смыслу маленький» (Зонт. Ключ. Яблоко. Огурец. Носок).
Задание 3. Образование относительных прилагательных: «Игрушка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая) ...» (Конфета из шоколада Варенье из клубники Гвоздь из железа Стакан из стекла).
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
3.1 Дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью осуществлялось на основе учета программных требований образовательной области «Развитие речи», в частности подразделу «Грамматический строй речи» для детей 5-6 лет. Согласно программным требованиям формирование грамматического строя речи изучаемой возрастной категории дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование словоизменения.
2. Формирование словообразования.
3. Формирование умения строить грамматические конструкции.
В рамках работы по первому направлению – формирование словоизменения предполагается:
1. Формирование умений различать и употреблять существительные единственного и множественного числа (машина – машины).
2. Практическое усвоение предложно-падежных конструкций (Положи на стол, Похлопай по коленям). Употреблять существительные в творительном падеже (в орудийном действии). Формирование умения отвечать на вопрос чем? (Рисую карандашом).
3. Закрепление умения различать и называть цвет, форму, размер предметов с соблюдением согласования существительных с прилагательными (синяя юбка, круглое яблоко, большой стул).
В рамках работы по второму направлению – формирование словообразования предполагается:
1. Обучение образованию новых слов с помощью суффиксов и окончаний на примере существительных и прилагательных.
2. Обучение образованию новых слов с помощью приставок (пришел – ушел, уехал – приехал, открыл – закрыл), на примере глаголов.
3. Закрепление умения выражать свои чувства и мысли от первого лица (Я принес игрушки. Буду играть с Колей), используя глаголы прошедшего времени.
В рамках работы по третьему направлению – формирование умений строить грамматические конструкции предполагается:
1. Составлять двух- трехсловные предложения с помощью слов где, дай, на, вот, это и существительных (Где мяч? Вот мяч. Дай мяч!).
2. Обучение составлению фразы на основе действия с двумя игрушками, короткого рассказа из двух-трех предложений. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением (Мишку дам Коле. Мишка у Коли).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была раскрыта специфика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. На основании обзора научной литературы по проблеме исследования можно заключить, что формирование грамматического строя речи детей является одной из актуальных тем в современной коррекционной педагогике. Исходя из приверженности к той или иной точке зрения на истоки механизмов усвоения языка, авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития и освоения грамматического строя речи в онтогенезе. Усвоение грамматического строя речи предполагает наличие умений словоизменения, словообразования, а также составления правильных конструкций из различных частей речи.
Изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей представляется очень важным, поскольку несформированность грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. Формирование грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит с большими трудностями. Это проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
На основании данных экспериментального исследования было установлено, что большинство дошкольников 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень сформированности грамматического строя речи. Затруднения проявляются в неправильном употреблении падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных; неправильном употреблении предлогов в речи; неправильном образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; неправильном образовании относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных; не умении составить предложение по опорным словам или картинкам.
Изучив литературу, был разработан дидактический материал из серии игровых упражнений, направленных на овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью навыками словообразования, словоизменения, владения умениями грамматического структурирования при составлении предложения. В рамках работы по первому направлению задания направлены на формирование умений различать и употреблять существительные единственного и множественного числа, практическое усвоение предложно-падежных конструкций, закрепление умения различать и называть цвет, форму, размер предметов с соблюдением согласования существительных с прилагательными.
1. Большая книга умного малыша 3-5 лет / И. К. Боровская, И.В. Ковалец, Ю.Н. Кислякова [и др.]. – Минс к: Харвест, 2015. – 208 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 620 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 407 с.
4. Ельсукова, Ю. Ю. Закономерности формирования грамматической системности у детей в процессе усвоения речи / Ю. Ю. Ельсукова // Мир педагогики и психологии. – 2019. – №6. – С.22-28.
5. Игнатьева, Е. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонением в развитии / Е. А. Игнатьева, Ю. А. Блинкова. – М. : Владос, 2004. – 304 с.
6. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. – М.: ВЛОДАС, 2004. –224 с.
7. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 80 с.
8. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2004. – 72 с.
9. Лебедева, Л. В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средний возраст) : учебно-методическое пособие / Л. В. Лебедева, И. В. Козина, Н. Н. Журавлева; под ред. И.В. Козиной. – М. : Центр педагогического образования, 2010. – 144 с.
10. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Просвещение, 1974. – 148с.
11. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
12. Пузанов, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Б. П. Пузанова. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 416 с.
13. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович. – Минск: НИО, 2012. – 415 с.
14. Специальная психология : учеб.-метод. пособие / Сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2005. – 95 с.
15. Тенкачева, Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. – 2013. – №4. – С.66-71.
16. Учебная программа по образовательной области «Развитие речи» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью. – Минск, 2017.
17. Ушакова, О. С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9. – С.60-66.
18. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Мир, 2008. – 202 с.
19. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 195 с.
20. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. : М. М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 560 с.
21. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 593 с.
22. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. – М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
23. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
24. Шипицына, Л. М. Олигофренопедагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Ю. Б. Зеленская и другие; под редакцией Л. М. Шипицыной. – М. : Академия, 2011. –247 с.
25. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин – М. : Академия, 2007. – 512 с.