Введение
1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
2 Направления коррекции эмоциональной сферы младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
3 Методы, формы коррекции эмоциональной сферы младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современное общество все чаще обращается к изучению эмоциональных процессов. Эта проблема является одной из центральных в области психологических наук. Внимание исследователей было сосредоточено на изучении внешнего выражения эмоций, их телесных и символических компонентов, а также влияния отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека.
Многие известные ученые считали, что все события, которые человек замечает, являются эмоциональными, так как человек находит во всем, что с ним происходит, хотя бы оттенок приятного или неприятного, интересного или неожиданного. Миллер определил эмоцию как любое переживание, обычно сопровождающееся соматическими реакциями. Другие ученые, напротив, считали, что эмоции возникают только в ситуации угрозы или указывают на отклонение от нормального течения психического процесса, т.е. представляют собой сигнальную реакцию.
Фактически, почти каждое событие в человеке вызывает эмоциональную реакцию - эмоцию или чувство. При этом в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект».
Известно, что недоразвитие всех когнитивных процессов характерно для детей с легкими интеллектуальными нарушениями. Коррекция эмоциональной сферы - одно из основных условий психического развития ребенка с легкой интеллектуальной недостаточностью, его коммуникативных функций, а, следовательно, успешности его социальной и школьной адаптации.
По словам Е.И. Изотовой: «Коррекция эмоциональной сферы направлена на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений и задержек в функционировании или развитии определенных компонентов эмоциональной сферы ребенка. На основе этих процессов формируется компенсация отрицательных черт личности, т.е. методы корректирующих воздействий призваны оказать такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации его функционирования» [1, с.5].
Соответственно, изучение эмоциональных характеристик детей с легкой интеллектуальной недостаточностью и реализация компенсации негативных эмоциональных состояний является задачей первостепенной важности. Это актуально в свете психолого-педагогического подхода к решению проблемы социальной адаптации детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в обществе за счет повышения уровня восприятия и понимания другого человека как личности.
1 Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
В современной литературе не существует общепринятого определения эмоции. Термином «эмоции» принято обозначать особую, широкую группу психических явлений, а не только собственно эмоции.
В «Психологическом словаре» эмоция определяется как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [2, с. 135]. Так, в словаре закрепляется понимание эмоции как одного из видов психических процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, т.е. эмоции в узком смысле.
К настоящему времени сложились различные взгляды на понимание сущности понятия «эмоции». По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции представляют собой субъективную форму существования потребностей, выражая ее активную сторону [3, с. 168].
В работах П.К. Анохина эмоция рассматривается как физиологическое состояние организма, которое имеет ярко выраженную субъективную окраску и охватывает все виды чувствований и переживаний индивида – от травмирующих страданий до форм радости и жизнеощущения в целом. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний [4, с. 24].
Как отмечает В.К. Вилюнасу, эмоции по своей природе возникают, в первую очередь, в качестве организатора нестереотипного поведения еще на уровне приспособления животных к внешней среде. Переход к человеку кардинально изменяет способ его взаимодействия с окружающей действительностью. Человек приспосабливает окружающий мир к себе, к собственным потребностям [5, с. 198].
В.К. Вилюнас, рассматривая сущность эмоций, отмечает, что собственно эмоции являются длительными состояниями, порой только слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Эмоции обладают выраженным характером, что предполагает их способность предвосхищать ряд событий, которые еще не наступили, возникая по причине представлений о пережитых или воображаемых ситуациях [5, с. 201].
Согласно М. Арнольду, возникновение эмоций является результатом воздействия какой-либо последовательности событий, связанных с восприятием и оценками. Под восприятием автор понимал «элементарное понимание»;
2 Направления коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
Остановимся на краткой характеристике основных направлений коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий развития личности ребенка, опыт которого постоянно пополняется. Развитию эмоциональной сферы способствуют школа, семья, та жизнь, которая воздействует на ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является довольно сложным процессом, который происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам воздействия относятся условия социума, в котором находится сам ребенок, а факторами внутреннего воздействия являются наследственность, физическое развитие ребенка [21].
Один из важнейших итогов психологического развития в период школьного детства – психологическая готовность ребенка к школе. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно они могут сформироваться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Каждый ребенок, пришедший в школу, проходит новый этап своей жизни. В школе появляется новый вид социально значимой деятельности, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это, безусловно, влияет на физическое и психологическое состояние ребенка. Дети в этот период отличаются повышенной утомляемостью, ситуативностью поведения, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Повышенные нагрузки могут так же влиять на аппетит, сон. Первый год обучения в школе отводится на естественную адаптацию ребенка, его принятия новой роли.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:
- развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения [8].
Структура занятия включает в себя следующие компоненты:
• ритуалы приветствия и прощания;
• дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
3 Методы, формы коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
Развитие эмоционально-волевой сферы рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Эмоционально-волевая направленность обучения становится определяющей в психическом развитии ребенка.
Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы» рекомендуется к использованию на коррекционных занятиях с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования. Программное содержание коррекционных занятий по направлению «Развитие эмоционально-волевой сферы» реализуется в течение пяти лет обучения с 1 по 5 классы [22].
Особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о нарушениях волевых процессов, таких как целеустремлённость, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность и др. Вместе с тем доказано, что волевые свойства личности развиваются и формируются в ходе возрастного развития человека, в результате системного целенаправленного воспитания и обучения. Особенно значимым этапом в эмоционально-волевом развитии является детский возраст. Важную роль в развитии эмоционально-волевых свойств личности играет воспитание, влияние педагогов, родителей, значимых взрослых. Системный процесс воспитания и обучения ребёнка определяет успешность формирования эмоционально-волевых свойств личности [22, с 20].
Целью коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» является развитие и коррекция эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью, формирование и развитие у учащихся простых волевых свойств как основополагающих для формирования личности, формирование социально востребованного поведения, способствующего дальнейшей социализации и адаптации к жизни в обществе.
Основные задачи коррекционных занятий по «Развитию эмоционально-волевой сферы» детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой степени:
• развитие и корригирование эмоциональной сферы учащихся: формирование умения обращать внимание на эмоциональные состояния других и себя самого; понимать и правильно интерпретировать эмоции, как свои, так и чужие (радость, печаль, злость (гнев), страх, интерес, удивление, стыд, вина, а также состояние спокойствие); внимательно относиться к своим эмоциям, своему внутреннему миру и эмоциональному миру других;
Заключение
Развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями является важной задачей коррекционной педагогики и специальной психологии.
Чтобы точно определить направление коррекционной работы с младшими школьником с легкой интеллектуальной недостаточностью, необходимо учитывать особенности формирования эмоциональной сферы, а также понимать особенности эмоциональных проявлений. К сожалению, на сегодняшний день эмоциональная сфера младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью в психологии изучена менее подробно, чем развитие интеллектуальных и познавательных процессов. В научных статьях по специальной психологии, посвященных изучению развития детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, можно отметить специфику интеллектуального и физического развития таких детей. Изучена проблема понимания эмоционального состояния другого человека у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:
- развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения [8].
Структура занятия включает в себя следующие компоненты:
• ритуалов приветствия и прощания;
• дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
• упражнение на развитие координации движений, ловкости.
• глазодвигательное упражнение (формирование способности управлять движением глаз и координировать их с движениями тела);
• коммуникативные игры и упражнения, арттерапевтические упражнения, сказкотерапию;
• упражнения для развития мелкой моторики рук (с использованием материалов Пертра и Монтесори);
• когнитивные упражнения (для развития познавательной сферы);
• релаксация.
1 Изотова, Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. Психол. Наук / Е.И. Изотова. – М., 2010.
2 Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак., 2018. – 862 с.
3 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 720 с.
4 Лупиногина, Е. Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е. Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – № 5. – С. 23-28.
5 Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2016. – 220 с.
6 Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2019. – 368 с.
7 Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2010. – 464 с.
8 Васильев, И. А. Место и роль эмоций в психологической системе / И. А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2018. – № 2. – С. 113-116.
9 Люсин, Д. В. Структура самоописания эмоциональных состояний на русском языке // Материалы XI Междун. чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. : РГГУ, 2010. – С. 316-320.
10 Тяжина, Е. Б. О соотношении понятий оценочность, эмоциональность, экспрессивность / Е. Б. Тяжина // Модернизационный вектор развития науки в 21 веке: традиции, новации. – СПб., 2016. – С. 205-208.
11 Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М. : Смысл, 2014. – 544 с.
12 Горбунова, М. Ю. Социальные функции эмоций / М. Ю. Горбунова // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 67. – С. 1-5.
13 Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций. / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. - 2007. - № 2. - С. 320-328.
14 Шаповалова, О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному / О. Е. Шаповалова // Дефектология. – 2010. - № 1. - С.37-41.
15 Шевченко, Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: автореф. дис канд. пед. наук / Н. Б. Шевченко ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2010. – 19 с.
16 Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова – М. : Владос, 2018. – 366 с.
17 Шкляр, Н. В., Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников / Н. В. Шкляр // Начальная школа. – 2017. - № 8. - С. 71-73.
18 Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Маллер. - М. : Педагогика-Пресс, 2011. – 80 с.
19 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. / Н. Л. Кряжева – Ярославль. : 2011. 30 – 36 с.
20 Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2016.-400 с.
21 Урунтаева, Г. А. Детская психология. [Текст]/ Г. А. Урунтаева – М. : Академия, 2016. - 368 с.
22 Программа коррекционных занятий "Развитие эмоционально-волевой сферы" для 1-5 классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью (проект) / И. В. Ковалец, О. Г. Денисевич, Н. И. Акопян // Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 2. – С. 19-31.
23 Акопян, Н. И. Изучение основ эмоциональной безопасности у младших школьников с нарушением интеллекта (с легкой умственной отсталостью) / И. В. Ковалец, Н. И. Акопян // Дефектология. – 2018. – № 2. – С. 55–64.
24 Акопян, Н. И. Коррекционно-развивающая работа по формированию основ эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью / Н. И. Акопян // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 76–81.
25 Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов / И.А. Фурманов. - Мн.: «Тесей», 1999. – 120 с.