Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
Глава 2. Методические аспекты формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на учебных занятиях по СБО
2.1 Задачи и содержание формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на учебных занятиях по социально-бытовой ориентировке
2.2 Методы и приемы работы по формированию навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на учебных занятиях по СБО
2.3 Практические рекомендации по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Категория учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности характеризуется наличием дефекта, который обусловлен органическим нарушением центральной нервной системы [1, с. 128].
Крайне важно способствовать адаптации учащихся данной категории к социуму, развивать их познавательные, эмоционально-волевые, личностные качества. Центральное место среди этих качеств и навыков отводится развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Процесс формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности подразумевает под собой создание специализированной коррекционно-развивающей, воспитательной среды на уроках и во внеучебное время. Постоянное наблюдение за изменениями в развитии может способствовать развитию индивидуального подхода к обучению, воспитанию и коррекции.
Формирование у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью навыков личной гигиены представляет собой развитие культуры поведения. Необходимость ухаживать за собой, держать в чистоте себя и свои вещи является не только гигиенически правильным решением, но и способствует соблюдению норм, которые выдвигает общество.
Формирование навыков личной гигиены способствует сохранению здоровья ребенка, обучению его правилам поведения в быту и обществе. Для этого необходимо постоянно совершенствовать данные навыки у учащихся, доводить их до автоматизма, что бы в дальнейшем они казались ребенку простыми и естественными.
Формирование навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности является первым этапом в трудовом воспитании. Данный процесс должен строиться с учетом индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка и основным направлением деятельности должно быть создание оптимальных возможностей для реализации данных навыков.
С целью формирования, а в последующем развития навыков личной гигиены разрабатываются коррекционно-развивающие программы, которые способствуют разностороннему развитию учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
У учащегося, который освоил навыки личной гигиены, наблюдаются положительные изменения в поведенческом и эмоциональном плане. Он становится более открытым, уверенным в себе, что способствует в дальнейшем коррекционной работе, т.к. формирует потребностно-мотивационную сферу личности [2, с. 38].
Исследованиями в данной области занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди них необходимо выделить следующих: В. Карвялис, Г.А. Мерсиянова, С.А. Мирский, Н.В. Павлова, а также И.В. Еременко и А.Г. Лурия. Данные исследователи в своих работах определяли физиологические особенности деятельности головного мозга у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, а также механизмы формирования навыков личной гигиены и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
По мнению В.В. Гладкой, интеллектуальная недостаточность – это не просто «небольшое количество ума», это качественное изменение всей психики, всей личности, вызванное органическим повреждением центральной нервной системы. Это нетипичное явление, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Этот диффузный характер патологического развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлен особенностями их высшей нервной активности [3, с. 24]. Таким образом, обучение учащихся навыкам личной гигиены на уроках СБО имеет первостепенное значение в образовании и воспитании учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Легкая степень интеллектуальной недостаточности. К когнитивным нарушениям этих учащихся относятся трудности в формировании сложных понятий и обобщений, невозможность или сложность абстрактного мышления. Их мышление в основном специфическое и описательное, а их повседневная речь достаточно развита [3, с. 25].
У учащихся с нарушениями интеллекта не развиваются с течением времени:
– эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» младенцев отсутствует или является неполным;
– интерес к игрушкам, висящим над кроваткой или в руках взрослого человека, отсутствует;
– новой формой общения являются жесты, основанные на совместных действиях со взрослыми и т.д. [4, с. 44].
Как отмечает исследователь Д.Н. Исаев, учащиеся с нарушениями интеллекта в первый год жизни не развивают действия с объектами, не хватаются за них, что серьезно сказывается на развитии восприятия, зрительной и двигательной координации, что в свою очередь влияет на последующее развитие всех психических процессов.
В начале дошкольного периода (2-3 года) происходят некоторые сдвиги в овладении навыками манипулирования объектами. К примеру, ребенок берет игрушку, тянет ее в рот, но не рассматривает с ней практические действия.
Глава 2. Методические аспекты формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на учебных занятиях по СБО
2.1 Задачи и содержание формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на учебных занятиях по социально-бытовой ориентировке
Целевой группой программы по социально-бытовой ориентировке (СБО) являются учащиеся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в возрасте от 4 до 18 лет, а также их родители.
Цель программы: создание условий для учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности по формированию навыков личной гигиены и последующей социализации в общество.
Задачи программы:
1. Выявить учащихся в подходящей возрастной категории, которые нуждаются в социально-бытовой ориентировке.
2. Создать предметно-развивающую среду, которая будет способствовать развитию навыков личной гигиены у данной категории учащихся.
3. Разработка календарного планирования по формированию навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
4. Формировать знания и умения учащихся по ориентировке в санитарно-гигиенических навыках.
5. Формировать позитивное отношение учащихся к процессу соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
6. Повышение компетентности родителей в области формирования навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
7. Реализация основных направлений деятельности по формированию навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
8. Обсуждение полученного опыта с коллегами [18].
Заключение
Анализ литературных источников показал, что категория учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности представляет собой разнородную группу учащихся, характерными чертами которой является высокий уровень познавательной дисфункции, наряду с множеством иных нарушений. Интеллектуальная недостаточность – это нарушение психофизиологического развития учащегося, имеющее существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основная задержка развития – нарушение когнитивной активности – вызвана органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении этих категорий учащихся являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточности. При незначительной степени интеллектуальной недостаточности возникают трудности в формировании базовых навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Формирование навыков личной гигиены является основополагающим направлением в коррекционной деятельности с учащимися, с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Обучение учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности навыкам личной гигиены – это длительный и сложный процесс формирования жизненно - важных качеств. Она осуществляется при всестороннем участии родителей, педагогов, психологов и направлена на социализацию этой категории учащихся.
Для учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности была разработана программа по социально-бытовой ориентировке, в частности формирования навыков личной гигиены, главная цель которой заключается в создании условий для развития навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности и их последующей интеграции в общество.
Содержание программы проявляется в областях, которые реализуются посредством развития навыков личной гигиены у учащихся с легкими нарушениями интеллекта, в соответствии с возрастными нормами и этапами, а также основными принципами деятельности.
Для организации развития навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности необходимо принимать во внимание различные факторы. Основными факторами, которые мы можем рассматривать, являются возрастные и нормативные показатели развития ребенка, приоритет наглядности в образовании учащихся с легкими нарушениями интеллекта и т.д.
Результаты нашего исследования могут быть полезны при организации деятельности по формированию навыков личной гигиены у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, способствовать развитию профессиональных компетенций для педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Богданова, А.А., Обучение и воспитание детей c интеллектуальной недостаточностью: учебно-методический комплекс / А.А. Богданова, В.Н. Вовк. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 134 с.
3. Гладкая, В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009 — № 8. — С. 23—29.
4. Гладкая, В.В. Социальная адаптация: планирование работы по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Пачатковая школа. — 2009. — № 9. — С. 42—49.
5. Гладкая, В.В. Формирование бытовых трудовых умений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. пед. наук. / В.В. Гладкая. – Минск: Научно-метод. учреждение «Национальный институт образования» МО РБ, 2005. – 158 с.
6. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. / Д.Н. Исаев. – СПб.: Руководство, 2003. – 256 с.
7. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Сели¬верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
8. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью в Беларуси (исторический аспект) / И.Ю. Макавчик // Актуальные проблемы педагогических исследований: IX Аспирантские чтения: сборник научных статей. — Минск, 2010. — С. 73—77.
9. Петрова, В.Г., Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
10. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 6. – С. 3–8.
11. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование,2011. – № 1. – С. 51–59.
12. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. – М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
13. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
14. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
15. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
16. Хитрюк, В.В. Образование людей с особенностями интеллектуального развития / В.В. Хитрюк //– Мн.: Академия – 2015. – С. 20.
17. Олейников Н.П. Коррекционная педагогика. / Н.П. Олейников. – Мн.: Академический проект, 2010. – 201 с.
18. Программа по социально-бытовой ориентировке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/11/12/programma-po-sotsialno-bytovoy-orientirovke.
19. Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева: материалы междунар. научно-практической конференции – Мн.: АПО, 2006. –195с.
20. Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием 6 учеб.-метод. пособие для педагогов / под ред. Т. В. Лисовской. – Мн.: Четыре четверти, 2010.– 392с.
21. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / под ред. С.Е. Гайдукевича. – Мн.: «БГПИ им. М. Танка», 2007. – 144с.
22. Логинова, И.Н. Оценка психического развития ребёнка в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: метод. пособие / И.Н. Логинова, Е.В. Башина. – Мн.: АПО, 2009. – 102с.
23. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. - метод. пособие / под ред. С.Е. Гайдукевича. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276с.
24. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181с.
25. Программа для первого отделения вспомогательной школы. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8075.