ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1 Организация, методы и результаты исследования
2.2 Программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении
2.3 Оценка эффективности разработанной программы развития памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении
Вывод по 2 главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1 Организация, методы и результаты исследования
Цель эмпирического исследования: изучить особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.
Задачи исследования:
1. Провести исследование уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении и детей без нарушений.
2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.
3. Оценить эффективность формирующей программы посредством проведения контрольного этапа.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Участники исследования: всего было изучено 20 детей:
- экспериментальная группа – 8 детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении;
- контрольная группа – 10 детей старшего дошкольного возраста без нарушений.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали три тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти детей:
1) Методика «Преобладающий тип памяти».
2) Методика «Уровень развития кратковременной памяти» А.Р. Лурия.
Последним этапом являлась математическая обработка экспериментального материала, сопоставлялись и анализировались исходные и конечные данные экспериментальной и контрольной групп, просматривалась динамика развития памяти дошкольников.
Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с целью, задачами и особенностями организации исследования.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
В рамках констатирующего эксперимента проведем диагностическое обследование, направленное на выявление преобладающих видов и типов памяти и уровня их развития у дошкольников с трудностями в обучении.
2.2 Программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении
Для коррекции нарушений памяти у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении была подобрана (составлена) коррекционно-развивающая программа для детей с трудностями в обучении, которая представляет собой сборник дидактических игр, направленных на коррекцию нарушений памяти.
Коррекционная работа строится в соответствии с принципами коррекционной педагогики. Правильное планирование и успешное осуществление коррекционно-развивающей работы возможно при соблюдении следующих принципов психолого-педагогической коррекции.
Принцип первый – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка.
Принцип второй – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребёнка.
2.3 Оценка эффективности разработанной программы развития памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении
После окончания серии формирующих занятий с ребятами экспериментальной группы было проведено контрольное исследование по той же методике, что и на констатирующем этапе.
Вывод по 2 главе:
В рамках курсовой работы было проведено исследование с целью изучения особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении. В исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста: с трудностями в обучении и нормальным развитием.
Результаты констатирующего этапа показали существующую разницу в результатах дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Результаты показывают, что с экспериментальной группой дошкольников необходима длительная коррекционно-формирующая работа. В работе разработана и апробирована программа развития памяти у детей с трудностями в обучении. Результаты контрольного этапа показали ее эффективность: уровень развития памяти дошкольников экспериментальной группы значительно повысился.