Художественно-эстетическая деятельность как средство развития креативности обучающихся
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Художественно-эстетическая деятельность как средство развития креативности обучающихся»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Художественно-эстетическая деятельность как средство развития креативности обучающихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экспресс-метод Д. Джонсона. Опросник психодиагностики креативности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика уровня развития дивергентного мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты констатирующего этапа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё Релаксационные игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты контрольного этапа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие о творчестве и креативности в психолого-педагогической литературе
1.2 Потенциал художественно-эстетической деятельности для развития креативности обучающихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение креативности обучающихся на начальном этапе опытно-поисковой работы
2.2 Практика применения художественно-эстетической деятельности для развития креативности обучающихся
2.3 Итоги опытно-поисковой работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая вызов внедрения новой образовательной парадигмы 21 века, возрастает необходимость развития творческой личности с развитым продуктивным мышлением и гибким воображением для решения самых сложных жизненных проблем.
Одним из принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, что означает опору на субъективный опыт учащихся и реальные потребности каждого отдельного ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта в младших классах средней школы как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах дальнейшего образования становится малоэффективной. Ученик младшей школы, как явление, способен к собственному многомерному творческому самовыражению и творческому самовыражению. Ведь именно в этом возрасте сильнее сохраняются характеристики чувствительности к развитию творческих способностей и связанных с ними психических процессов.
Изучением творческих способностей занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец, В.Н.Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, Дж. Рензулли и другие о творчестве, как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности, писали Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев и многие другие.
Общество переживает стремительные изменения. Поэтому необходимо выбрать и разработать соответствующие инструменты для развития креативности, так как старые не соответствуют образовательной парадигме нового века.
Творчество – это деятельность по созданию новых, подлинных продуктов, которые актуальны для общества.
Художественно-эстетическая деятельность является эффективным инструментом для развития творческих способностей учащихся. Каждая отрасль искусства имеет свой особый потенциал воздействия на личность, но по отдельности она не всегда может полностью развить творческие способности и, следовательно, не может воспитать полноценную, гармонично развитую, творческую личность. Поэтому взаимодействие различных видов художественной и художественно-эстетической деятельности особенно важно для развития творчества.
Предметом исследования является процесс развития креативности у младших школьников.
Предмет исследования – развитие креативности учащихся младших классов средней школы в процессе художественно-эстетической деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития креативности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие о творчестве и креативности в психолого-педагогической литературе
Согласно исследованиям в историческом контексте соотношение понятий творчества и креативности длительное время было предметом научных дискуссий. В настоящее время в научной литературе существует тенденция к дифференциации понятий «творчество» и «креативность».
Традиционное понятие «творчество» имеет широкий спектр определений. В психологических исследованиях различных методологических направлений феномен творчества изучается наиболее детально, трактуется с различных позиций. Так, З. Фрейд, основатель психоаналитической теории, давал определение творчества как одной из форм активности личности, которая способна возникать в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления своей энергии на достижение позитивных, социально одобряемых целей. Данное явление З. Фрейдом было названо сублимацией [31, с. 106].
Позднее в гуманистической психологии в трудах А. Маслоу, К Роджерса появляется иная направленность изучения феномена творчества. Психологи-гуманисты описывают творчество с точки зрения способности к глубокому осмыслению и осознанию собственного опыта, как самоактуализацию и способность к самовыражению [16].
В современных психологических словарях понятие творчество трактуется в широком и узком смысле слова.
«Творчество – это вид человеческий деятельности, порождающей нечто качественно новое. Никогда раньше не бывшие и имеющее общественно-историческую ценность». В широком смысле: «Творчество представляет собой всякую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайне мере для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [4, с. 649].
В психологии вслед за философскими трактовками феномен творчества рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения психологического процесса создания нового, а также с точки зрения совокупности свойств личности, обеспечивающих ее включенность в данный процесс» [30, с. 331].
Р. Стернбенг писал, что для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных между собой источников, к которым он относит: интеллектуальные способности, знания, личностные качества, мотивация, окружение (среда), типы мышления [25].
По мнению В.И. Колесниковой, творчество неразрывно связано с интеллектуальными способностями личностями. Оно включает в себя три составляющие интеллектуальных способностей: синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; аналитической способности, позволяющей оценить результативность идей; практически-контекстуальной способности убеждения других в ценности идеи [12].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение креативности обучающихся на начальном этапе опытно-поисковой работы
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности обучающихся средствами художественно-эстетической деятельности проводилась на базе…
Для проведения педагогического эксперимента были выбраны дети 4 класса в количестве 30 человек. Для удобства вся выборка поделена на две группы – экспериментальная группа – 15 детей и контрольная группа – 15 человек. Список участников эксперимента представлен в приложении А.
Опытно-поисковая работа по развитию креативности обучающихся средствами художественно-эстетической деятельности осуществлялась в три этапа.
Этап 1 – констатирующий эксперимент. Для определения исходного уровня развития креативности у младших школьников была проведена первичная диагностика.
Этап 2 – формирующий эксперимент. Разработка и реализация содержания и организации работы по развитию у младших школьников креативности во внеурочной деятельности. Дети, составившие контрольную группу, не были включены в формирующий эксперимент.
Этап 3 – контрольный эксперимент. После завершения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития креативности у младших школьников как в экспериментальной, так и в контрольной группах, результаты были обработаны и проанализированы.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития креативности у младших школьников.
В качестве составляющих креативности мы выбрали следующие элементы: творческого воображение, творческое мышление (как общая креативная способность), эмоциональная сфера, мотивацию к творчеству, креативность в художественных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфическим образом организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности. Понятие «креативность» более ориентировано на личность, являясь условием творческого саморазвития личности, а также существенным резервом ее самоактуализации, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Структура креативности может быть представлена компонентами, выступающими одновременно этапами развития способности к творчеству в детстве, а также важной характеристикой является соблюдение условий развития креативности личности.
Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для развития креативности и творческой активности личности, так как ребенок в этот возрастной период является активным и любознательным по своей природе, а среда может быть насыщена развивающими креативность факторами. Развитие творческих способностей и креативности учащихся можно наблюдать в процессе художественно-эстетической деятельности, так как именно в этой деятельности развивается эстетическое восприятие искусства. Успех развития творческих способностей и креативности обучающихся в процессе художественно-эстетической деятельности зависит от энтузиазма детей и их способности свободно использовать знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности, и находить оригинальные решения проблем. Они должны постоянно развивать свои творческие способности, гибкое мышление, воображение и фантазию. Творческий поиск в той или иной деятельности приводит к определенным положительным результатам.
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности обучающихся средствами художественно-эстетической деятельности проводилась на базе… Для проведения педагогического эксперимента были выбраны дети 4 класса в количестве 30 человек. Для удобства вся выборка поделена на две группы – экспериментальная группа – 15 детей и контрольная группа – 15 человек. Опытно-поисковая работа по развитию креативности обучающихся средствами художественно-эстетической деятельности осуществлялась в три этапа.
В качестве составляющих креативности мы выбрали следующие элементы: творческого воображение, творческое мышление (как общая креативная способность), эмоциональная сфера, мотивацию к творчеству, креативность в художественных видах деятельности. Для исследования уровня развития креативности младших школьников были выбраны следующие методики: «Экспресс-метод Д. Джонсона. Опросник психодиагностики креативности» и «Диагностика уровня развития дивергентного мышления».
1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики и творчества / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с.
2. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие / Т. А. Барышева, Ю. А.Жигалов. – СПб. : СПГУТД, 2006.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2014. – 320 с.
4. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2009. – 859 с.
5. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугиной – М. : Просвещение, 1967. – 270с
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. ‒ М. : Прогресс, 1965. ‒ С. 433-456.
7. Дружинин В. Н. Деятельность, подражание, творчество [Электронный ресурс] / В. Н. Дружинин // Школьный психолог : прил. к газ. «Первое сент. «. – 2001. – № 14. – URL : http://psy. 1september. ru/-article. php?ID=200101406.
8. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? / Е. Б. Зеленина // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 201-206.
9. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.
10. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2004. – 273 с.
12. Колесникова, В. И. Педагогическое творчество и уровни его проявления / В. И. Колесникова // Вопросы воспитания: теория и практика : материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов / Пятигор. гос. лингвист. ун-т ; науч. ред. Л. К. Кленевская, А. Ю. Гранкин. – Пятигорск, 2006. – Вып. 15. – С. 48-64.
13. Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике. [Электронный ресурс] / Казакова Т. Г. , Лыкова И. А. – Режим доступа: https://docviewer. yandex. ru/.
14. Лебедева, Л. Д. Модель развития креативности личности в педагогическом процессе / Л. Д. Лебедева, Н. В. Бибикова // Акмеология: личностное и профессиональное развитие : материалы междунар. конф. , 7-8 окт. 2004 г. , Москва. – М. , 2004. – С. 257-260.
15. Лыкова, И. А. Азбука аппликации. Неужели из бумаги. Для детей 5- 8 лет. / И. А. Лыкова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mam2mam. ru/articles/favorites/article. php?ID=17849.
16. Маслоу, А. «Новые рубежи человеческой природы» / А. Маслоу. – М. , 1999
17. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М. : / Педагогика, 1981.
18. Новоселов, С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования / С. А. Новоселов: Дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
19. Подгузова, Е. Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза / Е. Е. Подгузова. – Смоленск, 2001.
20. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – Сфера, Творческий центр, 2005.
21. Рожкова, Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе / Е. Е. Рожкова. – М. : Просвещение, 1980.
22. Сироткин, Л. Ю. Творчество и креативность: возможности понятийного компромисса [Электронный ресурс] / Л. Ю. Сироткин. – URL : https://cyberleninka. ru/article/n/tvorchestvo-i-kreativnost-vozmozhnosti-ponyatiynogo-kompromissa.
23. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 576 с.
24. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – М. : Академия, 1999.
25. Стернберг, Р. Учись думать творчески! : двенадцать теоретич. обоснован. стратегий обучения творчес. мышлению / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. – М. , 1997. – С. 116-123.
26. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина – Ярославль: Академия Развития, 1996. – 208 с.
27. Торренс, Е. П. Диагностика креативности : теория и тесты / Е. П. Торренс – СПб. : Речь, 2008 – 236 с.
28. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления : креатив. тесты / Е. Е. Туник. – СПб. : Дидактика Плюс, 2002. – 44 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург : Ажур, 2017. 36с.
30. Формирование творческой личности актуальная задача современного образования : сб. науч. ст. и метод. материалов / под ред. А. Г. Чухно. – Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2004. – 84 с.
31. Фрейд, З. Художник и фантазирование / З. Фрейд. – М. : Республика, 1995. – 400 с.
32. Хабарова, Т. Ю. Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций [Электронный ресурс] / Т. Ю. Хабарова // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. : Гуманитарные науки. . – 2010. – № 8 (88). – С. 112-116. – URL : https://elibrary. ru/item. asp?id=15170030.
33. Шурухт, С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. – СПб. : Речь, 2006. – 112 с.
34. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М. , 1996. 136 с.
35. Яковлева, Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е. Л. Яковлева. – М. , 1998.
36. Sternberg R. The nature of creativity // Creativity research j. – 2006. – Vol. 18, N 1. – P. 87-98
37. Torrance E. P. Predictive validity of the Torrance tests of creative thinking // J. of creative behavior. ‒ 1972. – Vol. 6, N 4. ‒ P. 236-252.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экспресс-метод Д. Джонсона. Опросник психодиагностики креативности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика уровня развития дивергентного мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты констатирующего этапа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё Релаксационные игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты контрольного этапа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты