Социальная поддержка молодой семьи
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная поддержка молодой семьи»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2022
45.00 BYN
Социальная поддержка молодой семьи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Ясли-сад №56, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Авторская беседа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица ответов респондентов по методике «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских конфликтах».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица по методике «Понимаете ли Вы друг друга?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1 Молодая семья: понятие, правовой статус
1.2 Основные проблемы современной молодой семьи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Пути и способы социальной поддержки в преодолении проблем молодой семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С точки зрения перспектив развития общества молодая семья имеет особую социальную ценность и является важнейшим фактором социально-экономических и демографических перемен. Происходящие в обществе изменения отражаются в облике молодой семьи, именно поэтому эта категория населения имеет достаточно проблем, которые являются следствием последних десятилетий. От того, какие возможности и поддержку имеют молодые семьи сейчас, зависит состояние общества через десятилетия. Именно поэтому очень важно концентрировать внимание на проблемах данной категории граждан и возможных решениях.
Исследованием проблем молодой семьи занимались такие учёные, как А. И. Антонов, С. И. Голод, Т. А. Гурко, М. С. Мацковский.
«Демографические проблемы семьи обозначены в работах отечественных исследователей (А. Вишневский, Е. Захарова, А. Кваша). Были обнаружены ярко выраженные закономерности сокращения рождаемости и отсутствие внятных перспектив и механизмов ее повышения в России в связи с общим кризисом современной семьи.
Вопросы отношения молодежи к браку, молодая семья, особенности и специфические проблемы первых лет супружеской жизни исследованы тщательно И. Дементьевой, Н. Зорковой, И. Игнатовой, С. Иконниковой, А. Ковалевой, В. Лисовским, В. Шапко и другими). Выявлены несерьезное отношение и слабая подготовленность молодежи к браку, приводящие к его расторжению после первых лет совместной жизни по разным причинам» [12].
Зависимость различных аспектов семейного благополучия молодой семьи от уровня жизни также обсуждалась в научной литературе (Н. Зверева, А. Крыштановский, В. Медков, П. Мстиславский, Н. Римашевская, И. Родзинская). В трудах исследователей этого направления отмечена, с одной стороны, серьезная зависимость уровня межсупружеских отношений от уровня жизни семьи; с другой стороны – ограниченность этой зависимости, возрастание роли социальных и эмоциональных факторов по мере роста уровня жизни. Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности современных молодых семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1 Молодая семья: понятие, правовой статус
«В научной литературе семья понимается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместными взаимными обязанностями по отношению друг другу. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которых осуществляется основная часть повседневной жизни людей» [12].
Генезис понятия «молодая семья» в России имеет не очень длительную историю. В науке существует несколько определений понятия «молодая семья». Наиболее общим среди них является определение Е.В. Антонюк, понимающее под молодой семьей семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка [2].
«Существуют различные подходы к определению понятия молодой семьи. Так, В. А. Сысенко считает возможным выделение четырех основных стадий семейной жизни, среди которых он называет «совсем молодые» семьи – до 4 лет и молодые семьи – 5-9 лет» [22, с. 51].
В. М. Целуйко указывает: «молодой семьей называют супружескую пару с детьми или без них при продолжительности семейной жизни до пяти лет и возрасте супругов не старше 30 лет. Некоторые исследователи считают первым периодом развития брака первые год – два супружеской жизни» [25, с. 243].
Согласно Е. М. Зуйковой и др., к молодой семье следует относить семьи со стажем совместной жизни до 3 лет, где оба супруга состоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста.
Традиционно, в социологических исследованиях, понятие «молодая семья» трактовалось как одна из стадий жизненного цикла семьи (А. И. Антонов, В. М. Медков и др.). Для исследователей было важно выделить эту «структурную единицу».
Проанализировав определения Л. М. Иванова, В. А. Сысенко, Н. Ю. Васильевой, М. С. Мацковского, Т. А. Гурко, П. Д. Павленок, Ф. А. Мустаевой, в данной работе под «молодыми семьями» понимаем семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста [8].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: провести исследование проблем современной молодой семьи.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №56 г. Гродно».
Выборка исследования: в данном исследовании приняли участие 15 супружеских пар, возраст которых не превышал 30 лет и время совместного проживания также не превышал 5 лет.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить проблемы современной молодой семьи.
2. Выявить степень взаимопонимания между супругами.
3. Выделить основные причины возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях.
Методики исследования:
1. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях».
Данный тест состоит из 15 утверждений, каждое из которых необходимо респонденту оценить от 1 до 5 баллов, в зависимости от степени значимости.
Обработка и интерпретация результатов:
«1. Суммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и найдите среднее арифметическое этой суммы.
2. Если результат от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию в брачных отношениях высока и устраняет конфликт.
Если результат от 4 до 4,5, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы избежать конфликтов с супругом или супругой, вам необходимо пересмотреть свое индивидуальное поведение.
4. Если результат от 3 до 4 баллов, то у вас средний уровень готовности к конструктивному взаимодействию и, следовательно, вероятность конфликта с вашим супругом достаточно высока. Тебе нужно серьезно пересмотреть свое поведение.
5. Если результат меньше 3-х, ваша готовность к конструктивному взаимодействию будет низкой, а вероятность конфликта с вашим супругом/супругой очень высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть большинство положений вашего поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой» [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В социологической литературе понятие «молодая семья» рассматривается в рамках концепции жизненного цикла. Молодая семья представляется как один из этапов внутрисемейного цикла, характеризующийся, в первую очередь, нестабильностью взаимоотношений между супругами, необходимостью их адаптации друг к другу. Акцент делается на отношениях супружества, хотя также рассматриваются и сложности усвоения ролей в рамках статусов отца или матери. Молодая семья – это ячейка общества, согласно которой она проходит несколько этапов своего становления: добрачная стадия, стадия брака, стадия семьи с маленьким ребенком. В процессе формирования семьи супругам необходимо пройти несколько этапов адаптации к изменяющимся обстоятельствам и друг к другу. Рождение детей вносит свои коррективы в отношения между супругами и требует более тщательного отношения к пересмотру роли и ценностей семейных отношений. В первые годы своей жизни молодые семьи сталкиваются с многочисленными проблемами, которые зачастую приводят к конфликтам. Основными проблемами являются несоответствие личных качеств супругов, взглядов на семейный бюджет, различное восприятие досуга и т.д.
Проблемы молодых семей требуют изучения и поиска решений, поскольку от этого зависит будущее общества. К основным социально-экономическим проблемам молодежи можно отнести низкий материально-экономический уровень и безработицу, завышенные материальные потребности, необходимость в жилье и ее труднодоступность. К социально-психологическим проблемам относятся: проблемы жизненного и профессионального самоопределения, кризисный период перехода к взрослой жизни, отсутствие системы ценностных ориентаций, супружеские конфликты и трудности, связанные с родительством. Кроме того, важно отметить медицинские проблемы (отсутствие полового воспитания, не сформированность культуры интимных отношений, легкомысленное отношение к своему здоровью), которые негативно влияют на репродуктивную функцию семьи. Наличие этих проблем свидетельствует о необходимости уделения внимания молодым семьям как объекту социальной помощи.
С целью изучения проблем современной молодой семьи, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик: тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях»; тест «Понимаете ли Вы друг друга?»; авторский опросник на предмет изучения особенностей возникновения конфликтов в молодых семьях.
1. Ашурова, Г. О. Психологический климат в семье / Г. О. Ашурова // Социосфера. – 2016. – № 7. – С. 59-61.
2. Балабан, Н. Ю. Влияние распределения супружеских обязанностей в молодых семьях на удовлетворенность браком супругов / Н. Ю. Балабан [Интернет-ресурсы] – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/921.
3. Бежаева, Д. Н. Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника / Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 921-924.
4. Бережная, О. В. Молодая семья как объект государственной поддержки социальной работы / О. В. Бережная, С. В. Гринеева // Социальная политика и социология. – 2014. – № 4(105). – С. 242–260
5. Богданович, Л. А. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л. А. Богданович. – М. : Профиздат, 2010. – 176 с.
6. Ванина, В. В. Социальные особенности и основные проблемы молодой семьи / В. В. Ванина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2012. – № 2. – С. 43-45
7. Зайцева, Т. В. Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком : дилемма двойной идентичности / Т. В. Зайцева // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. – № 1. – С. 3-12.
8. Ильинский, С. В. Факторы психологического благополучия семьи. Вестник Самарской гуманитарной академии / С. В. Ильинский. – Серия : Психология. – 2017. – № 1 (21). – С. 76-92.
9. Кадымова, Д. М. Основные проблемы молодых семей / Д. М. Кадымова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С.162-165.
10. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидерс. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 432 с.
11. Луйгас, Н. Е. Ценностные ориентации белорусской молодежи / Н. Е. Луйгас // Медицинский журнал. – 2007. – № 2. – С. 120-121.
12. Мамадалиева, Х. Х. Молодая семья как основа формирования в перспективе семейного потенциала // Статистика и экономика. 2017. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodaya-semya-kak-osnova-formirovaniya-v-perspektive-semeynogo-potentsiala.
13. Мельникова, Д. А. Психологические факторы удовлетворенности браком супругов в молодой семье / Д. А. Мельникова, С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2016. – № 2 (20). – С. 112-125.
14. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2015. – 362 с.
15. Рогов, Е. И. Психология отношений мужчины и женщины / Е. И. Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288 с.
16. Рыбак, Е. В. Молодая семья в современном обществе: методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью / Е. В. Рыбак, Н. Г. Слепцова, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик, под общей ред. Е. В. Рыбак. – М. : ООО «ТР-Принт», 2016. – 150 с.
17. Слепкова, В. И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Минск : БГПУ, 2013. – 176 с.
18. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко – М. : Мысль, 2009. – 173 с.
19. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. – М. : ВЛАДОС, 2006. – С. 86.
20. Цинченко, Г. М. Социальная политика в отношении молодой семьи // Управленческое консультирование. 2010. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-politika-v-otnoshenii-molodoy-semi.
21. Шарик, Е. А. Семейные ценности современной молодёжи / Е. А. Шарик // Планета-семья. – 2008. – № 4. – С. 27-29.
22. Шеина, О. Н. Благоприятный психологический климат в семье как условие сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка / О. Н. Шеина // Социосфера. – 2017. – № 23. – С. 50-51.
23. Шубина, О. А. Ценности семьи в сознании молодежи / О. А. Шубина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2007. – № 5. – С. 218–221.
24. Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. / В. П. Шуман, В. П. Шуцман. – Мн. : Университетское, 2009. – 80 с.
25. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2000. – 656 с.
26. Энциклопедия молодой семьи / Г. И. Герасимович и др. – Мн. : БелСЭ, 2011. – 703 с.
27. Яковлева, Г. В. Молодожены / Г. В. Яковлева. – Мн. : Нар. Асвета. – 1989. – 96 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Авторская беседа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица ответов респондентов по методике «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских конфликтах».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица по методике «Понимаете ли Вы друг друга?».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты