Основы профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога в условиях учреждения образования
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основы профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога в условиях учреждения образования»
по дисциплине: «Педагогические основы социальной работы»
2022
45.00 BYN
Основы профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога в условиях учреждения образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогические основы социальной работы
Организация: Гимназия № 3 имени А.С. Пушкина, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностический инструментарий специалиста (социального педагога) по выявлению причин семейного неблагополучия.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога в условиях учреждения образования
1.1 Сущность и технологии социальной работы в условиях учреждения образования
1.2 Сущность профилактической функции социального педагога. Виды профилактики и их характеристика
1.3 Сущность социально-реабилитационной функции социального педагога. Виды реабилитации и их характеристика
2 Профилактическая и социально-реабилитационная работа социального педагога в ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
2.1 Характеристика ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
2.2 Анализ профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
2.3 Направления совершенствования профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Становление новой профессии «социальный педагог» в нашей стране происходит в сложных, во многом противоречивых условиях модернизации всей системы народного образования, включая решение задач социальной адаптации детей. Адаптация и подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает у школы большие трудности, одной из причин которых является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду. Именно поэтому в школах необходим специалист, который взял бы на себя решение этих проблем – социальный педагог.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество.
Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере, одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
Социальный педагог образовательного учреждения – это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста. Он не похож на школьного учителя или другого работника народного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, - общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Работа социального педагога с ребенком отличается и по технологии, в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Но успешно использовать средства социально-педагогической работы можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, когда ни семья, ни школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие», дезадаптированные дети.
1 Теоретические аспекты профилактической и социально-реабилитационной работы социального педагога в условиях учреждения образования
1.1 Сущность и технологии социальной работы в условиях учреждения образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог [7, c. 53].
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель - улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия [2, c. 174].
Социальный педагог – специалист в сфере социальной деятельности, осуществляющий социально-педагогическую деятельность с детьми, подростками, их родителями, молодежными объединениями и группами, со взрослым населением в специализированных и образовательных учреждениях, по месту жительства.
По своему профессиональному назначению социальный педагог должен своевременно выявить причины возникновения проблемы, предотвратить ее, обеспечить профилактику негативных явлений социального, нравственного, физического характера, отклонений в поведении и общении детей и подростков, улучшить окружающую их социальную микросреду.
Социальный педагог осуществляет свою деятельность на основании системного подхода, подключая к социальной работе государственные и общественные структуры [9, c. 36].
2 Профилактическая и социально-реабилитационная работа социального педагога в ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
2.1 Характеристика ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»
ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» – учреждение, которое обеспечивает получение общего среднего образования на повышенном уровне в сочетании со специальной (музыкальной, хореографической, художественной) подготовкой.
Учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), иными законодательными актами и нормативными документами Республики Беларусь, Уставом и другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования. 14.Юридический адрес Учреждения образования: улица Правды, д. 57, г. Витебск, Республика Беларусь, 210038.
Учреждение образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, штампы со своим наименованием [25].
Полное наименование Учреждения образования:
– на русском языке – государственное учреждение образования «Гимназия № 3 г.Витебска имени А.С.Пушкина»;
– на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Гімназія № 3 г.Вiцебска імя А.С.Пушкіна».
Сокращенное наименование ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»:
– на русском языке – гимназия № 3 г.Витебска;
– на белорусском языке – гімназія № 3 г.Вiцебска
ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» соответствует заявленному виду «гимназия», в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» создано решением Витебского городского исполнительного комитета от 23.08.2001 № 814 на основе государственной собственности и является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета.
Заключение
Социальная работа представляет собой, с одной стороны - особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных потребностей различных групп населения, а с другой стороны – это наука, которая имеет свою теоретическую базу и теорию. Как профессиональная деятельность, социальная работа имеет свои принципы, выполняет определенные функции и предъявляет определенные требования к социальным работникам. Кроме того, социальная работа имеет свою специфику в различных сферах жизни общества.
Социальная работа в школе имеет ряд особенностей. Это – воздействие на процессы социализации детей, как в школе, так и за ее пределами; формирование благоприятной среды для успешного учебного процесса и создание адекватной социальной среды социализации личности ребенка; содействие в реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т. п.).
Социально-реабилитационная деятельность социального педагога предполагает восстановительную работу с ребенком на социально-бытовом, медицинском, личностном, профессиональном, правовом уровнях. Объектами социально-реабилитационной деятельности являются дети с ограниченными возможностями, дети-сироты, дети, страдающие различными видами дезадатаптации, асоциальным поведением, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Социально-реабилитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью.
1. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — М.: Юрайт, 2017. — 223 с.
2. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с.
3. Белинская, А. Б. Основы социальной работы: учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2022. — 199 с.
4. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие / И. А. Григорьева. — М.: Юрайт, 2019. — 149 с
5. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с.
6. Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск, 2019 г.
7. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: учеб.-метод. комплекс для студ., получающих пед. специальность / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2020. – 129 с.
8. Загвязинского, В.И. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов/ под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2021. – 405 с
9. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c.
10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. - М.: Academia, 2019. - 95 c.
12. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум / И. В. Наместникова. — М.: Юрайт, 2019. — 381 с.
13. Основы социальной работы: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.]; под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Юрайт, 2018. — 213 с.
14. Основы педагогики: электронный учеб.-метод. комплекс / О.Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О.Л.Жук.[Электронный ресурс]. – Минск, 2018
15. Основы социальной работы: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.]; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2022. — 213 с.
16. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2017. 288 с.
17. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Воробьева С. В., Мазниченко М. А. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
18. Социальная педагогика: учеб.-метод. комплекс / Ав. сост. – Е.А. Коновальчик. – Мн.: БГУ, 2020.-126 с.
19. Теория и методика социальной работы: учебник / Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — М.: Юрайт, 2019. — 288 с.
20. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учебное пособие / Е.И. Тихомирова. - М.: Академия, 2014. - 240 c.
21. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c.
22. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
23. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. — М.: Юрайт. 2019. 162 с.
24. Устав ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://content.schools.by/gymn3vitebsk/library
25. ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gymn3vitebsk.schools.by/pages/prishkolnyj-lager
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностический инструментарий специалиста (социального педагога) по выявлению причин семейного неблагополучия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты