Взаимосвязь личностных черт и уровня тревоги волонтеров
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь личностных черт и уровня тревоги волонтеров»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь личностных черт и уровня тревоги волонтеров
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Спилбергера- Ханина для оценки тревоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятия по обучению навыка контроля при повышенной тревоге (АМТ).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УРОВНЯ ТРЕВОГИ ВОЛОНТЕРОВ
1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «тревога»
1.2 Сущностная характеристика волонтёрской деятельности
1.3 Особенности влияния личностных черт на тревогу
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УРОВНЯ ТРЕВОГИ ВОЛОНТЕРОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-методические рекомендации по профилактике тревоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день развитие волонтерского движения является одним из основных направлений молодежной политики. Молодежь участвует в реализации целевых программ по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; участвует в реализации программ по оказанию помощи тяжело больным детям, в оказании помощи ветеранам и пожилым людям, помощи людям с ограниченными возможностями, участвует в спортивном волонтерстве, в благотворительных акциях и т.д.
Становясь в ряды волонтеров, молодой гражданин берет на себя ответственность за решение определенных социальных проблем, а значит, говоря о личности волонтера, мы должны говорить о том, что волонтер должен обладать определенными личностными качествами, необходимыми для осуществления благотворительной деятельности: эмоциональная устойчивость, организованность, энергичность, инициативность, коммуникабельность, тактичность и пр. Вместе с тем, есть ряд качеств, которые негативно сказываются на эффективности волонтерской деятельности. Одним из них является тревога, которая негативно сказывается на работоспособности человека, препятствует эффективному взаимодействию, не позволяет получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму.
В настоящее время данная проблема признаётся одной из самых актуальных проблем психологии. Наряду с психологами её разработкой занимаются психиатры, богословы, философы. Её не могут обойти стороной люди искусства (А. Камю, Х. Гессе). По мнению Р. Мэя, без рассмотрения тревоги нельзя разобраться в психологических причинах кризисов. Вообще тревога, по его словам, «является вездесущей и нет ни малейшей нужды доказывать тот очевидный факт, что в наши дни тревога пронизывает все сферы жизни человека». Наше время называют веком психологии и веком страха или тревоги. Таким образом, проблема тревоги является не только одной из самых актуальных проблем психологии, но и одной из самых актуальных проблем современного общества в целом.
О возрастании внимания ученых к явлению тревоги свидетельствуют многолетние исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом. Так тревога как психическое состояние рассматривалась в трудах B.М. Астапова, Б.И. Кочубей, И.А. Мусиной, A.M. Прихожан, А.С. Славинов, Д.И. Фельдштейна, 3. Фрейда, Ю.Л. Ханина, К. Хорни и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УРОВНЯ ТРЕВОГИ ВОЛОНТЕРОВ
1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «тревога»
На сегодняшний день психологами принято разграничивать понятия «тревога» и «уровень тревоги» несмотря на то, что еще в середине прошлого века данные различия считались несущественными. В настоящее время рассматриваемые понятия четко разделяются как белорусскими, так и зарубежными исследователями, что, в свою очередь, всестороннему анализу рассматриваемого феномена посредством категории психического состояния и психического свойства. Современные психологи термин «тревога» определяют как психическое состояние личности, а тревога – как психическое свойство, обусловленное генетически, онтогенетически или ситуационно.
Тревога – это «психологическая особенность, устойчивое свойство человека, свойственная для него черта» [13, с. 51].
И.В. Вачков определяет тревога как «индивидуальную психологическую особенность, которая выражается в склонности человека к нередким и сильным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [7, с. 7].
Ч.Д. Спилбергера под тревогаю понимал генерализованный, диффузный или беспредметный страх, характерной особенностью которого является неосознанность его источника [28, с. 65].
Впервые в научный оборот термин «тревога» ввел З. Фрейд, который разграничивал страх как таковой, определённый страх и неконкретный, безотчетный страх или, другими словами, тревогу, со свойственным ей глубинным, неосознаваемым, внутренним характером [32, с. 297].
Тревога, представляя собой одну из форм психического переживания личности, тесным образом взаимосвязана с её ключевыми мотивами и желаниями и выступает в качестве регулятора действий и поступков человека в опасной для него ситуации. Причиной тревоги, как правило, являются либо внешние раздражители (окружающие люди, обстановка, конъюнктура), любо внутренние факторы (состояние в настоящий момент; накопившийся жизненный опыт, посредством которого происходит интерпретация происходящих событий и делается прогноз их будущего развитие) [32, с. 311].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УРОВНЯ ТРЕВОГИ ВОЛОНТЕРОВ
2.1 Организация и методы исследования
В соответствии с задачами курсового проекта было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи личностных черт и уровня тревоги волонтеров. Объект исследования – личностные черты и тревога, предмет исследования – особенности взаимосвязи личностных черт и уровня тревоги волонтеров.
Базой исследования послужило Белорусское общественное объединение «Позитивное движение». Это одна из старейших организаций, оказывающая помощь людям, столкнувшимся с такими заболеваниями как ВИЧ-инфекция и наркозависимость. Организация «Позитивное движение» создана в 1999 году по инициативе специалистов Республиканского центра профилактики ВИЧ/СПИД и людей, живущих с ВИЧ. «Позитивное движение» является республиканским общественным объединением и может действовать на всей территории Беларуси.
В исследовании приняли участие 30 волонтёров Белорусского общественного объединения «Позитивное движение». Средний возраст испытуемых – 33 года.
Исследование особенностей взаимосвязи личностных черт и уровня тревоги волонтеров проходило в несколько этапов:
1) Подготовка и организация экспериментального исследования.
2) Непосредственно проведение экспериментального исследования, в ходе которого использовались следующие методики:
‒ методика «Определение уровня тревоги» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) (приложение А);
‒ методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (приложение Б);
‒ методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии (приложение В);
‒ коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
3) Анализ результатов исследования.
4) Формулировка выводов.
Методика «Определение уровня тревоги» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) является надежным и информативным способом самооценки уровня тревоги в данный момент (реактивная тревога как состояние) и личностной тревоги (как устойчивая характеристика человека).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование теоретических аспектов проблемы взаимосвязи личностных черт и уровня тревоги волонтеров, а также проведение эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:
1) рассмотрены теоретические подходы к изучению понятия «тревогаь». Так, было выявлено, что данный термин трактуется у различных авторов по-разному; но, в общем, из определений понятий следует, что тревогу можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. В рамках данного курсового проекта мы будем придерживаться определения Л.Д. Столяренко, согласно которому, данное понятие интерпретирует как психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность личности, которая выражается в повышенной тенденции к переживанию тревоги. К основным видам тревоги относят ситуативную и личностную;
2) дана сущностная характеристика понятия волонтерская деятельность. Так данный термин мы определили как широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Существует несколько классификаций добровольческой активности. В частности, волонтерство можно разделять на неформальное и формальное; неорганизованное и организованное; краткосрочное, регулярное и долгосрочное. Современные классификации видов волонтерства в большинстве своем основываются либо на направленности деятельности, либо на принадлежности волонтера к группе или организации, проще говоря, на объекте и субъекте добровольческой помощи;
3) изучены особенности влияния личностных черт на уровень тревоги. Так, было установлено, что тревога взаимосвязана с такими чертами личности как самооценка, уровень переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха. Кроме того, для некоторых акцентуаций характера тревога является неотъемлемым свойством личности.
1. Артюхова, Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : Дисс... к. пс. Наук / Т. Ю. Артюхова. – Новосибирск, 2017. – 122 с.
2. Астахов, Р. Л. Тревога как фактор трансформации личности / Р. Л. Астахов // Психология XXI в. : Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб., 2020. – С. 168-171
3. Бодренкова, Г. С. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: методические рекомендации / Г. С. Бодренкова, М. А. Караваешников. –М. : ВЛАДОС, 2011. – 226 с.
4. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с
5. Бурно, М. Е. Клиническая психотерапия / Е. М. Бурно. М. : Академический проект, 2016. – 288 с.
6. Василенко, А. О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик / А. О. Василенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2018. – №2 (14). – С. 17-19
7. Вачков, И.В. Тревога, тревога, страх: различение понятий / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2014. – № 8. – С. 7-8
8. Волонтерское движение в молодежной среде: программно-методический комплекс / Л.Л. Лазарчук. – Минск : БГПУ, 2017. – 43 с.
9. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. – Нижний Новгород : Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, т3ц 2016. – 314 с.
10. Горленко, В. П. Основы волонтерской деятельности: помощь различным группам населения [Электронный ресурс] : практ. пособие / В. П. Горленко, Н. Н. Зенько // Репозиторий Гомельского государственного 13 университета имени Франциска Скорины. – Режим доступа: http://elib.gsu.by/handle/123456789/6449
11. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. –М. : Просвещение, 2009. – 618 с
12. Зубок, Ю. А. Социология молодежи: энциклопедический словарь / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. Просвещение, 2014. – 388 с
13. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2005. – 216 с
14. Кудринская, Л. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. Кудринская //Социологические исследования. – 2016. – № 5. – С. 15-19
15. Линович, М. Волонтёры Санкт-Петербурга накануне XXII Олимпийских и XI Паралимпийских Зимних Игр в Сочи 2014 года / М. Линович. – СПб.: СПбГЭУ, 2017. – С. 89-94
16. Мерсиянова, И. Вовлеченность россиян в добровольчество / И. Мерсиянова// Информационно-аналитический бюллетень Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. – 2015. – №4. – С.6-9
17. Минутко, В. Л. Шизофрения / В. Л. Минутко. – Курск : ИПП «Курск», 2019. – 687 с
18. О социальном обслуживании : Закон Республики Беларусь от 22.05.2000 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10000395.
19. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Просвещение, 2012. – 912 с
20. Петровский, А.В. Словарь. Общая психология / А.В. Петровский // Энциклопедический словарь в шести томах. Т. 1. – Москва : ПЕРСЭ, 2015. – 251 с
21. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревога. – СПб.: Нева, 2011. – С. 107 – 111
22. Прихожан, А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н. Прихожан // Психологическая наука и образования. – 2008. – №2. – С. 6 – 9
23. Синецкий, С. Эволюция добровольчества: история становления новой социальной парадигмы / С. Синецкий // Вестник ЮУрГУ. – 2016. – №17 (72). – С. 105-110
24. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – М. : Академия, 2015. – 480 с.
25. Соколова, Т. В. Волонтерская деятельность студентов : учеб.-метод. пособие / Т. В. Соколова. – Брест : Брест. гос. ун-т, 2014. – 148 с
26. Социальная работа с молодежью : учебное пособие / под ред. д.п.н. проф. Н. Ф. Басова.– М. : Дашков и К, 2017. – 382 с.
27. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Е. И. Холостовой. – М. : Инфра-М, 2015.– 274 с
28. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия / сост. В. М. Астапов. – СПб. : ПЕРСЭ, 2015. – 240 с
29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 2001. – 442 с
30. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Туревская. – Тула, 2016. – 4 8 с.
31. Харина, А.Н. Волевая саморегуляция несовершеннолетних: учеб. пособие / О.Г. Ковалев, Н.А. Харина. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 216 с
32. Хрестоматия. Тревога и тревога / под ред. В. М. Астапова. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.,
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Спилбергера- Ханина для оценки тревоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятия по обучению навыка контроля при повышенной тревоге (АМТ).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты