Воспитание гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения (русского и белорусского)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения (русского и белорусского)»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Воспитание гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения (русского и белорусского)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №32, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «С чего начинается Родина?».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Неоконченные предложения».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Я – патриот».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Воспитание гражданственности: понятие и характеристика
1.2. Педагогические условия воспитания гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Выявление уровня сформированности гражданских чувств младших школьников
2.2. Реализация условий экспериментальной методики воспитания гражданственности на уроках литературного чтения
2.3. Анализ результатов сформированности гражданственности у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь настойчиво идет по пути своего возрождения. Благополучие и мощь любого государства, в том числе и Беларуси, целиком и полностью зависит от его граждан - людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для Беларуси нет более важной идеи, чем гражданственность, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Республики Беларусь является воспитание гражданственности. Именно воспитание гражданственности продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
Проблема воспитания гражданственности с давних пор привлекала пристальное внимание ученых, педагогов, философов и психологов. С точки зрения русской философии, воспитанию гражданственности уделяли внимание Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и другие ученые. Психологические особенности воспитания гражданственности были открыты в работах П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Исключительно важное место в изучении воспитания гражданских чувств принадлежит прогрессивным мыслителям прошлого, таким как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и другим ученым. Многие труды имеют значение для изучения педагогических аспектов воспитания гражданственности. Их авторами являются П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и многие другие. Однако вопросы, исследуемые в них, до сих пор являются актуальными.
Работу над воспитанием гражаданственности следует начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданские чувства, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
О. В. Слонь подчеркивает, что важную роль в воспитании гражданских чувств играют уроки литературного чтения, так как в них сходятся многие проблемы, волнующие маленького читателя. Это и нравственный выбор, и патриотическая память, долг и личная ответственность за судьбу Отечества. Художественным произведениям удается как нельзя лучше пробудить у детей восхищение, гордость за свою Родину. Это именно то, что способствует воспитанию патриотических чувств.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Воспитание гражданственности: понятие и характеристика
Гражданственность как совокупное качество гражданина – явление историческое. С точки зрения общественного развития в содержании гражданственности ярко выражена такая тенденция, как стремление человека к созданию более прогрессивных социальных и государственных условий для деятельности.
Многие философы определяли понятие гражданин через характеристики качеств человека. Гражданственность по П. Гольбаху – «любовь человека к обществу», К. Гельвеций – «сильная любовь к общественному благу», Ш. Монтескье – в предпочтении общественного блага личному, А. Токвиль – в способности участия в общественном управлении, Н. Макиавелли – в патриотизме.
В словаре В.И. Даля «гражданственность»: «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Это определение включает в себя образование включенного в общество человека, педагогический аспект.
Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924 году, наблюдается процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность на этом этапе трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество», представляет собой единство духовно-нравственных составляющих личности.
В словаре С.И. Ожегова: «гражданственность – присущий, свойственный гражданину». Это определение сводится к правовому понятию гражданина.
Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н. Филоновым, которое присутствует в статье А.Е. Чиркуновой и И.Р. Сорокиной. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [18].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Выявление уровня сформированности гражданских чувств детей младшего школьного возраста
Теоретические основы проблемы воспитания гражданских чувств у младших школьников, изложенные нами в 1 главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных педагогических условий, способствующих улучшению ее эффективности. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №32» г. Гродно.
В эксперименте принимало участие 12 детей, учащиеся 2-х классов. Для проведения эксперимента был определен экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальная группа состояла из учащихся 2 «А» класса (12 человек), а контрольная группа составляла учеников 2 «Б» класса (11 человек). Возраст школьников составлял 8-9 лет.
Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент, на котором выявляется уровень сформированности гражданских чувств у младших школьников;
2 этап – формирующий эксперимент, на котором организовывалась и проводилась работа по воспитанию гражданственности на уроках литературного чтения;
3 этап – контрольный эксперимент, на котором анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, сравнивались с результатами первого эксперимента и делались выводы.
Констатирующий эксперимент представляет собой проведение диагностики учащихся. Целью этой диагностики является определение уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников.
Для того чтобы выявить уровень сформированности гражданских чувств у младших школьников и отследить в динамике процесс воспитания гражданских чувств на уроках литературного чтения, необходимо определить критерии и показатели сформированности гражаданских чувств.
Для исследования уровня патриотических чувств у младших школьников были выбраны критерии, описанные Л.И. Маниной [7], так как они научно обоснованы и сознательно ограничены небольшим количеством. Представим их в виде Таблицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было конкретизировано определение гражданственности, выделены ее компоненты, критерии и показатели сформированности.
Гражданственность исследователи определяют, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. Гражданственность представляют собой совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельностного. В качестве критериев сформированности гражданских чувств выступают эти три компонента. Показателем сформированности когнитивного критерия является наличие гражданских знаний, показателем эмоционально-чувственного критерия – мотивы гражданской деятельности, показателем деятельностного критерия – активность и конкретные действия личности, характеризующиеся гражданской направленностью.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для воспитания гражданственности, так как в этот период жизни ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, эмоций, чувств, механизмов социальной адаптации в обществе.
Большими потенциальными возможностями в области гражданского воспитания обладает учебный предмет «Литературное чтение». Повседневная работа на уроках литературного чтения над разными видами устных и письменных работ прекрасно сочетается с выполнением задач патриотического воспитания. Художественной литературе удается как нельзя лучше пробудить у учащихся восхищение, гордость за свою Родину.
Экспериментальная часть нашего исследования осуществлялась с целью изучения эффективности педагогических условий воспитания гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Констатирующий этап исследования предполагал проведение диагностики учащихся, целью которой было выявление исходного уровня сформированности гражданских чувств младших школьников в контрольной и экспериментальной группах.
Констатирующий эксперимент показал, что гражданские чувства младших школьников сформированы недостаточно. В контрольной группе преобладал средний уровень – 65,4 %. В экспериментальной также преобладал средний уровень сформированности – 59,3 %.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и проведен комплекс уроков по литературному чтению, направленный на воспитание гражданственности. Формирующий эксперимент проводился в соответствии с педагогическими условиями, изложенными в гипотезе исследования. Формирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Первый этап заключался в расширении, углублении и закреплении гражданских знаний учащихся о Родине, великих русских и белорусских писателях и поэтах, о русской и бклорусской художественной литературе. На втором этапе уделялось внимание формированию эмоционально-чувственного отношения учащихся к Родине через художественную литературу. Третий этап предполагал организацию на уроках литературного чтения творческой деятельности, направленной на гражданское воспитание.
1. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М.: АРКТИ, 2003. – 129 с.
2. Бедник, Д. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания / Д. Бедник // Библиотечное дело. – 2006. – №2 (38). – С. 2-6.
3. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 1979. – 843 с.
4. Болдина, К.С. Как воспитать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – №3. – С. 23-25.
5. Большая советская энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1975. – 282 с.
6. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 37-42.
7. Вороненко, А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А.Г. Вороненко. – Тюмень: ТГПУ, 2005. – 135 с.
8. Воронова, Е.Н. Как воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е.Н. Воронова. – М.: Гардарики, 2008. – 153 с.
9. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
10. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами / А.Д. Жариков. – М.: Просвещение, 2006. – 298 с.
11. Захарова, О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе / О.В. Захарова // Начальная школа. До и после. – 2005. – №4. – С. 32-35.
12. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова // Интеграция образования. – 2012. – №1. – С. 67-70.
13. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 272 с.
14. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 384 с.
15. Креславская, Т.А. Формирование основ гражданской идентичности с помощью метода проектов / Т.А. Креславская // Начальная школа. – 2015. – №3. – С. 41-43.
16. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №7. – С. 285-288.
17. Матушкин, И.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / И.Е. Матушкин. – Челябинск, 2000. – 152 с.
18. Матушкин, С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема / С.Е. Матушкин // Вестник ОГУ. – 2011. – №11 (130). – С. 196-200.
19. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С. 2-7.
20. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 687 с.
21. Панова, Л.Г. Возможности курса «Литературное чтение» в патриотическом воспитании младших школьников / Л.Г. Панова // Русский язык. – 2002. – №8. – С. 13-18.
22. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. – М.: Просвещение, 2000. – 746 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: «Педагогика», 1989. – 487 с.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
25. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1973. – 288 с.
26. Томилина, С.Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы / С.Н. Томилина // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – №110 (06). – С. 1-11.
27. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании: в 6 т. Т.1. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2000. – 160 с.
28. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
29. Цуцкова, Е.В. Созданий условий для воспитания гражданственности на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.В. Цуцкова // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №12. – С. 59-63.
30. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1988. – 304 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «С чего начинается Родина?».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Неоконченные предложения».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Я – патриот».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты