Социально-педагогическая работа с многодетными семьями в коллективе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с многодетными семьями в коллективе»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2022
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями в коллективе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Борисовская детская хореографическая школа искусств, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Сущность понятия многодетная семья
1.2 Помощь многодетным семьям как социально-педагогическая проблема
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Изучение проблем многодетных семей
2.2 Особенности социально-педагогической работы с воспитанниками из многодетных семей в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире необходимо оказание социальной и педагогической поддержки семьи, так как любое общество, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, ведущая роль в осуществлении этих функций принадлежит семье. Многодетные семьи уязвимы перед обществом в том числе и из-за затруднений в воспитании детей разного возраста. Многодетные семьи переживают обострение проблем в разных областях их жизнедеятельности. Это касается не только внутрисемейных аспектов их жизни, но и оказываемого влияния со стороны внешнеполитических и экономических преобразований, вызванных ситуацией, складывающейся в стране.
Одной из самых актуальных задач общества сегодня является поиск, разработка и внедрение новых социальных технологий, которые позволят обеспечить устойчивость современного белорусского общества. Проблематика семьи в целом, а также семей, находящихся в социально опасном положении, на современном этапе напрямую связана с разрабатываемыми социальными технологиями работы с детьми и семьями этих категорий.
В последние годы в Беларуси наблюдается тенденция к сокращению числа семей, воспитывающих трех и более детей. Это связано, прежде всего, с трудным финансовым положением таких семей с недостаточным количеством пособий, предоставляемых государством. Также одной из причин является общественное мнение. Таким образом, большая семья, по мнению большинства людей, характеризуется нищетой, неграмотностью, низким социальным статусом. Появление в семье третьего, четвертого и последующих детей – это, по-видимому, отклонение от норм, нечто экстраординарное.
Это преобладающее в обществе можно считать определенным противоречием. В конце концов, с незапамятных времен в Беларуси большие семьи составляли большинство населения, его позвоночник. Они были обычными во всех классах, начиная от крестьян, заканчивая знатью. Такой общий тип семьи был обусловлен христианской верой, традициями народа. В обществе всегда было позитивное отношение к многодетным семьям.
В Республике Беларусь существует достаточное количество научных исследований по работе с семьей. Значительный вклад в ее научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые: Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, С.В. Лапина, Д.Г. Ротман, Л.П. Шахотько, Г.Ф. Бедулина, А.Н. Сизанов, Л.И. Смагина, В.В. Чечет, однако имеющиеся исследования чаще всего освещают общие вопросы социальных аспектов современной семьи, теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Сущность понятия многодетная семья
Выделяя основные проблемы многодетных семей, можно увидеть круг задач, которые необходимо решать в этой сфере. Они включают в себя оказание поддержки в следующих направлениях: материально-бытовая поддержка (оказывается государством на достаточно высоком уровне), трудоустройство родителей (родители, имеющие многодетные семьи, получают преимущество на бирже труда), медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка и формирование адекватных взаимоотношений внутри семьи.
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть жизни находится человек. А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства родства, и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [2, с. 121].
А.Г. Харчев представляет семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [28, с. 218]. По его мнению, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. По определению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [18, с. 23]. Он выделяет следующие параметры семьи:
− демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало или многодетная, полная или неполная);
− социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
− социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
− технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Изучение проблем многодетных семей
На базе ГУО «Борисовской детской хореографической школы искусств» работа с детьми из многодетных семей и в целом с семьями учеников в ГУО «Борисовской детской хореографической школе искусств» реализуется по следующим направлениям:
– вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
– составление характеристик семей учащихся;
– организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
– практическая помощь семье в процессе обучения и воспитания учащихся;
– использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания;
– разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
– активизация педагогического самообразования родителей;
– расширение сферы дополнительного образования и досуговых форм работы.
В ГУО «Борисовской детской хореографической школе искусств» совместно с социальным педагогом деятельность с многодетными семьями осуществляют: директор учреждения образования, учителя начальных классов, педагог-психолог и другие специалисты.
На первом этапе исследования были изучены основные направления деятельности по социально-педагогической работе с семьей в целях решения ее социальных проблем. Социальная работа по данному направлению с многодетной семьей осуществляется по следующим этапам:
– мониторинг социальной ситуации, уровня социально-экономического благополучия семей;
– выявление и дифференцированный учет многодетных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
– поддержка семей в решении проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
– социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многодетная семья – это та, где детей больше обычного, принятого нормами, правилами общества и государства. В настоящее время под многодетной семьёй понимается в основном трехдетная семья, значительно чаще встречающаяся, нежели семья с четырьмя, пятью и более детьми. С социально-психологической точки зрения многодетные семьи – это семьи, где детей так много, что они мешают оптимальному общению ее членов, функционированию семьи как малой группы, это семьи где пять и более детей. Могут существовать и другие критерии многодетности, например, обеспечение оптимальных возможностей для ребенка, стабильное развитие отношений между супругами. С точки зрения педагогики, если семья многодетная, то правила для всех детей остаются едиными. Для достижения взаимопонимания с детьми демократичные родители чаще используют не силу, а обсуждение, разумные доводы и убеждение. Они всегда в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
Многодетные семьи в нашей стране имеют ряд проблем как материального, так и социально-психологического плана. Принято различать следующие категории таких семей: сознательная многодетность; рождение ребенка в повторном браке при наличии у одного или обоих супругов детей от прошлого брака; неблагополучные многодетные семьи (семьи, где супруги ведут асоциальный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, наркотиками, дети для них являются инструментом для получения материальной, натуральной помощи). В Беларуси многодетным семьям оказываются различные варианты помощи, в том числе и социальная.
Работа с детьми из многодетных семей и в целом с семьями воспитанников в ГУО «Борисовской детской хореографической школе искусств» реализуется по следующим направлениям: вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность; составление характеристик семей учащихся; организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей; практическая помощь семье в воспитании ребенка; использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания; разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей; активизация педагогического самообразования родителей; расширение сферы дополнительного образования и досуговых форм работы. Были изучены следующие направления социальной работы с воспитанниками из многодетных семей: компетентностное социальное диагностирование ребенка и его семьи как определяющего института социализации ученика, прогнозирование тенденций социального развития подопечных; организация профилактической, социально-реабилитационной и правозащитной поддержки ребенка с учетом различных социальных групп и видов проблемности.
1. Бойченко, Я. С. Энергосебрежение современной молодежи : монография / Я. С. Бойченко. – Scientific magazine "Kontsep, 2013. – 195 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Бурова, С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С. Н. Бурова ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2010. – 444 с.
4. Касаткина, И. С. Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней / И. С. Касаткина // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 6- х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. /сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2009. – 177 с.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпект». – Минск, 2010.
6. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М. В. Шакурова. – М., 2008. – 272 с.
7. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – М. : МГУ, 2006. – 127 с.
8. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. Пособие / М. Н. Гуслова. – М. : «Академия», 2010. – С. 268 – 296.
9. Гонтмахер, Е. Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е. Ш. Гонтмахер. – М. : Гелиос АРВ, 2000. – С. 140 –147.
10. Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. – № 5. – С. 145 – 158.
11. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
12. Байбородова, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Т. С. Лебедева, И. Ю. Тарханова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. – 183 с.
13. 15 мая – День семьи : Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by /ru/news_ru/view/-15-maja---den-semjinbsp-_3544/.
14. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебник / Т. В. Лодкина. – М. : Академия, 2003. – 147 с.
15. Павленок, П. Д. Социология : учеб. пособие / П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 313 с.
16. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду. Руководство для работы психолога в детском саду / Л. А. Вегнер, Е. Л. Агаева. – М., 1990. – 230 с.
17. Абрамова, Т. В. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе / Т. В. Абрамова, Н. Г. Корнещук, Ш. Г. Рубин // Оценка качества образования. – 2007. – №1. – С. 66 – 70.
18. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : Дрофа, 2014. – 39 с.
19. Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И. В. Дубровина. – М. : ООО ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
20. Денисова, Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С.81.
21. Гуцалюк, Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе / Л. Б. Гуцалюк // Начальная школа. – 2000. – №4. – С.11.
22. Агапова, И. Ю. Подготовка детей к школе / И. Ю. Агапова, В. Б. Чеховская // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19-25.
23. Гришаева, Н. П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении / Н. П. Гришаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №3. – С.61.
24. Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – С.42.
25. Безруких, М. Портрет будущих первоклассников / М. Безруких // Дошкольное образование. – 2003. – №6. – С.94
26. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект : Культура, 2005. – 240 с.
27. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М. : Просвещение, 1999. – 235 с.
28. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3-е изд / Л. И. Божович. — М. : Московский психологосоциальный институт, 2001. – 352 с.
29. Социальная педагогика / М.А. Галагузова [и др.] 2-е изд. – М. : НИЦ ИНФРАМ, 2016. – 320 с.
30. Асафова, Е. В. Социальная педагогика / Е. В. Асафова. – Казань, 2014. – 83 с.
31. Социальная педагогика : Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
32. Расчетина, С. А. Социальная педагогика / С. А. Расчетина. – М. : Юрайт, 2018. – 416 с.
33. Абрамовских, Н. В. Сущность и особеннсти социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennostisotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti.
34. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : АСТ, 2018. – 736 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты