Введение
Глава 1 Теоретические аспекты применения межпредметных связей на уроках по предмету «Человек и мир» как средство активизации деятельности учащихся
1.1 Развитие педагогических взглядов на проблему
1.2 Межпредметные связи как средства активизации учебно-воспитательного процесса
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование применения межпредметных связей на уроках по предмету «Человек и мир» как средство активизации деятельности учащихся
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВведениеАктуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном процессе большое внимание уделяется вопросам изучения предмета «Человек и мир». Учащиеся приобретают более объективный взгляд на мир, начинают активно использовать полученные знания на практике, так как знания чаще всего находят свое применение. Учителя же по-новому видят и раскрывают свой предмет, более четко осознавая его связь с другими науками. Ведь становится все более очевидным, что мир - это единое целое, пронизанное бесчисленными внутренними связями, так что ни один важный вопрос нельзя затронуть, не затронув многие другие. В этом случае необходимы сравнение и сопоставление, что и является основой интеграции.
В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Межпредметные связи – проблема не новая. Эта проблема имеет определенную историю, и она не только не утратила своего значения, но и стала актуальной в свете требований общества к современной школе. Было время, когда этой проблеме уделялось большое внимание в работах биометодистов А.С. Адыгозалов [1], А.Г. Асмолов [3], Е.А. Глинская [5] и других. В настоящее время многие ученые, методисты и преподаватели рассматривают межпредметные контакты как одно из важнейших педагогических условий повышения уровня педагогической науки и эффективности всего образовательного процесса.
Программа курса «Человек и мир» включает внутрипредметные и межпредметные связи. Связь с предшествующими курсами биологии необходима для развития общебиологических понятий, касающихся строения и функции клеток, систем органов, их эволюции, рефлекторной регуляции функций, целостности организма и его связи с условиями окружающей среды.
Межпредметные связи развивают общие естественнонаучные представления и показывают место человечества в научной картине мира. Исследованиями в области изучения особенностей применения межпредметных связей на уроках по предмету «Человек и мир» как средству активизации деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как: Г.Н. Аквилева [2] М.П. Ильина [7], И.В. Кошмина [9], В.Н. Максимова [10] и т.д.
Данные исследователи в своих трудах формируют представление о функционировании предмета «Человек и мир» в системе межпредметного взаимодействия и как следствие, происходит оценка процесса активизации познавательного потенциала личности в рамках процесса обучения.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: межпредметные связи.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты применения межпредметных связей на уроках по предмету «Человек и мир» как средство активизации деятельности учащихся
1.1 Развитие педагогических взглядов на проблемуПроблема междисциплинарных связей имеет глубокие исторические корни. В эпоху Возрождения наиболее прогрессивные педагоги, выступая против схоластики в преподавании, подчеркивали фундаментальную важность формирования представлений о взаимосвязях природных явлений. Я.А. Коменский был одним из первых систематизаторов, попытавшихся объединить закономерности обучения в систему. Согласно теории эволюции, предложенной Коменским, в природе и в обучении не может быть скачков [2]. Он призывал к образованию, которое давало бы целостную картину окружающего нас мира. Коменский писал: "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в той же связи" [3].
На основе формирования представлений о системе обучения, необходимо отметить основные требования к системе образовательных процессов в школе:
– формирование представлений об окружающем мире как части мировой культуры и ее месте в современной цивилизации, о способах описания явлений реального мира на языке математики;
– формирование уровня развития современной науки и социальной практики на основе диалога культур, различных форм общественного сознания (научного, художественного, этического, религиозного, правового), понимания своего места в поликультурном мире целостное мировоззрение, совместимое с уровнем развития современной науки и социальной практики [4, с.33].
Первая попытка психологического и научного обоснования использования междисциплинарных связей была предпринята Гербартом. Он определил интерес к обучению как способность воспроизводить ранее приобретенные знания применительно к изучаемому материалу. В результате новые знания усваиваются легко, быстро и прочно [1].
К.Д. Ушинский одним из первых дал полное психолого-педагогическое обоснование важности взаимосвязей между изучаемыми предметами и явлениями с точки зрения дидактики. В своей книге «Человек как предмет воспитания» он выводил их из различных ассоциативных связей, отражающих объективные взаимоотношения между предметами и явлениями реального мира. Он подчеркивал важность объединения знаний в систему по мере их накопления, так как связь между понятиями и их развитие в общепредметной системе ведет к расширению и углублению знаний и в конце обучения они превращаются в целостную и стройную систему мировоззрения [1, 2].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование применения межпредметных связей на уроках по предмету «Человек и мир» как средство активизации деятельности учащихся
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Пинска. Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 27 учащихся в возрасте 9-10 лет. Выбор именно данной возрастной категории учащихся обусловлен тем, что наиболее важным периодом для формирования познавательной активности является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают активно формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.
Методы экспериментального исследования:
1. Метод анкетирования. Учащимся была предложена анкета, разработанная Н.Г. Лускановой (Приложение А). Материал представлял собой бланк состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Обучающимся предлагается ответить на вопрос одним из предложенных вариантов.
2. Тестирование, то есть проведение стандартизированной методики исследования изучаемого качества. Для выявления уровня познавательной активности учащимся была предложена методика Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» (Приложение Б) [2].
3. Метод включенного наблюдения. В ходе наблюдения необходимо было выявить уровень познавательной активности учащихся по следующим диагностическим показателям: проявление инициативы на уроках, отвлекаемость на уроках, а также степень самостоятельности при выполнении учебных заданий. «Показатели, по которым велось наблюдение:
- инициативность: проявляет интерес к предмету; задает вопросы, стремится на них ответить; интерес направлен на объект изучения; проявляет любознательность;
- самостоятельность: самостоятельно выполняет задания; проявляет устойчивость в достижении цели;
- отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).
Оценка результатов была сведена в бальную систему по каждому из показателей. Если ученик проявляет интерес к предмету; задает вопросы, направленные на знание не только фактического, но и теоретического материала, отвечает на вопросы учителя, интерес полностью направлен на объект изучения; проявляет любознательность, следовательно, за активность он получает – 3 балла.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что в основном, межпредметные связи представляют собой важную педагогическую категорию, которая обозначает определенные синтезирующие и интегративные отношения в рамках взаимодействия между объектами и предметами, включающими формы, методы учебно-воспитательного процесса в определенном ограниченном единстве. Межпредметные связи включают в себя определенные показатели понимания окружающего мира в рамках определения процессов и закономерностей в рамках понимания определенного воспитательного значения.
Межпредметные связи – это дидактическое условие, сопровождающее отражение в образовательном процессе формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и социальной практики, а также овладение когнитивными, образовательными, исследовательскими и проектными компетенциями. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что позволяет учащимся переносить их в новые ситуации и применять на практике.
В современном образовательном пространстве большое внимание уделяется процессам развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Для достижения и реализации данной цели необходимо учитывать специфику межпредметных связей в рамках образовательной процесса. Урок «Человек и мир» обладает межпредметными связями с такими элементами деятельности как литературное чтение, математика, чтение и письмо. Данные предметы крайне важны в рамках ознакомления детей с различными элементами обучения и воспитания. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные решения. По мнению С.Л. Рубинштейна, познавательные способности детей могут развиваться только в том случае, если знания будут активно добываться самим учеником, а не будут даваться в готовом виде.
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений. Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир» способствуют эффективные методы и приёмы обучения, выступающие как условие спешного обучения.
В качестве практических способов по развитию познавательной активности младших школьников в процессе изучения предмета «Человек и мир» педагоги используют: мозговая атака; открытая дискуссия; создание проблемных ситуаций; заготовки; цепочка; игры; решение ситуационных задач; коллективное взаимообучение; шапка вопросов и ответов; экскурсии; наблюдения, опыты, эксперименты; кроссворды, загадки, пословицы.
[...]
1. Адыгозалов, А. С. Реализация прикладной функции школьного курса математики на основе межпредметных связей в условиях непрерывного образования. — дисс. … канд. пед. наук / А. С. Адыгозалов — Б: [б. и.], 2005. — 45 с.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151с.
4. Всесвятский, Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе / Б.В. Всесвятский. – М.: Просвещение, 2005. – 158 с.
5. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская. – Тула: Инфо, 2007. – 44 с.
6. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
7. Ильина, М. П. Формирование общеучебных умений у младших школьников средствами краеведения / М. П. Ильина. – Стерлитамак : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. – 24 с
8. Концепция учебного предмета «Человек и мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: adu.by/wpcontent/uploads/2014/umodos/kup/Koncept_Chel_i_mir.doc. –
9. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
10. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии / Н.В. Груздева. – М.: Просвещение, 200. – 158 с.
11. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 2006. – 289 с.
12. Минова, М. В. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика : метод. пособие / М. В. Минова, О. А. Крутень. – Красноярск : ККИПК, 2009. – 184 с.
13. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов н/Д : издат. центр «МарТ» ; Феникс, 2010. – 333 с.
14. Петросова, Р. Л., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р. Л. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
15. Старцева, Е. А. Реализация межпредметных связей физики и математики в средней школе — дисс. … канд. пед. наук / Е. А. Старцева. — М: [б. и.], 2000. — 170 с.
16. Учебные программы учебного предмета «Человек и мир». 1–4 класс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/201-uchebnye-predmety-i-ivklassy.html.
17. Человек и мир. : учеб. пособия для 1–4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения [Электронный ресурс]. – Минск: НИО, 2018. – Режим доступа: https://www.aversev.by/rus/skachat/chelovek-imir.